Современная реальность сельского хозяйства Украины, как в целом и самой страны, теперь пишется чернилами войны. Нынешняя ситуация требует консолидации усилий правительства, парламента и бизнеса ради поддержки экономики. Практически ежедневно в экстренном порядке принимаются новые нормативно-правовые акты, призванные помочь бизнесу в условиях военного положения. В статье представим обзор нововведений по уплате налогов, представлению отчетности, трудовым отношениям и в целом ведению основной операционной деятельности сельхозпредприятий в период военного положения.
Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 (далее – Указ № 64) в Украине введено военное положение сроком на 30 суток в связи с военной агрессией рф на территории Украины. Суть этого режима заключается в предоставлении органам государственной власти, местного самоуправления и военному командованию полномочий, необходимых для предотвращения военной угрозы. С этой целью указанные органы наделяются временными возможностями по ограничению, в частности, прав и законных интересов юридических лиц.
Важно: в условиях военного положения хозяйственная деятельность может длиться в обычном режиме до получения распоряжений уполномоченных органов власти.
Полный перечень возможных мероприятий определен в ст. 8 Закона от 12.05.2015 № 389-VIII «О правовом режиме военного положения». Для юрлиц с большой вероятностью могут повлиять в условиях военного положения права уполномоченных органов:
При этом, если предварительно не была возмещена стоимость такого имущества, в дальнейшем должно быть осуществлено полное возмещение его стоимости в порядке, определенном законом.
Если после отмены правового режима военного положения имущество, которое было принудительно отчуждено, сохранилось, бывший владелец или уполномоченное им лицо имеет право требовать возврата такого имущества в судебном порядке. Также бывший владелец принудительно отчужденного имущества может требовать предоставления ему взамен другого имущества, если это возможно.
Основополагающие права граждан, связанные с реализацией права на труд, предусмотрены в ст. 43-46 Конституции.
Согласно п. 3 Указа № 64 временно, на период действия правового режима военного положения, могут ограничиваться конституционные права, предусмотренные, в частности, статьями 43 и 44 Конституции.
Статья 43. Каждый имеет право на труд, которое включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.
Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализовывает программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями.
Использование принудительного труда запрещается. Не считается принудительным трудом военная или альтернативная (невоенная) служба, а также работа или служба, которая выполняется лицом по приговору или иному решению суда или в соответствии с законами о военном и о чрезвычайном положении.
Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату, не ниже определенной законом.
Использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах запрещается.
Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения.
Право на своевременное получение вознаграждения за труд защищается законом».
Статья 44. Те, кто работает, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов.
Порядок осуществления права на забастовку устанавливается законом с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, здравоохранения, прав и свобод других людей.
Никто не может быть заставлен к участию или к неучастию в забастовке.
Запрет забастовки возможен только на основании закона.
Военная агрессия рф против Украины и введенное военное положение не влияют на статус работников и их трудовые права в отношениях с работодателем, установленные действующим законодательством.
Важно: украинское законодательство не предусматривает особенностей или дополнительных оснований увольнения работников в военный период. Поэтому во время военной агрессии работники могут быть уволены только на основаниях, в порядке и с учетом ограничений, предусмотренных трудовым законодательством для обычных условий.
Сейчас мы уже имеем официальные разъяснения госорганов по наиболее актуальным вопросам, связанным с введением военного положения, которые волнуют работодателей. Ознакомиться с ними можно по ссылкам:
Также о том, как оформить и оплачивать ли время отсутствия работников на рабочих местах в условиях особого периода, а если оплачивать, то каким образом, узнаете из материалов:
Военное положение и выплаты работникам
Работник – резервист или доброволец теробороны: оформление на предприятии
Работники – «беженцы/переселенцы»: как действовать работодателю
Во исполнение требований постановления КМУ от 03.03.2022 № 194 «Некоторые вопросы бронирования военнообязанных в условиях правового режима военного положения» и в целях своевременного проведения комплекса весенних-летних полевых работ аграрные предприятия и производители продовольствия должны подавать в Минагрополитики списки критически важных работников, которым будет предоставлена отсрочка от призыва на военную службу во время мобилизации и на военное время.
Срок действия отсрочки не может превышать шести месяцев.
Как это работает: предприятия отправляют в Минагрополитики две формы:
1) лист (в формате pdf) с предложениями по бронированию военнообязанных по определенной форме с соответствующим обоснованием (с указанием электронного адреса, контактных номеров телефонов лиц и т.п.);
2) предложения по бронированию военнообязанных (в формате Excel).
Обе формы для заполнения доступны в нашем материале «Бронирование военнообязанных аграриев для обеспечения посевной»
Минагрополитики прорабатывает и обобщает информацию, полученную от предприятий, и отправляет в Минобороны предложения по бронированию военнообязанных, которые работают в отраслях агропромышленного производства.
Минэкономики издает соответствующий приказ, а извлечение будет отправлено заявителю.
Чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможным выполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т. п.), обязанностей согласно законодательным и другим нормативным актам, являются форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) (ч. 2 ст. 141 Закона от 02.12.1997 № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине», далее – Закон № 671).
Из этого определения следует, что обстоятельства будут считаться форс-мажорными, если одновременно соответствуют таким критериям:
1) являются чрезвычайными и непредотвратимыми;
и
2) объективно делают невозможным выполнение обязательств.
Обратите внимание: форс-мажор освобождает именно от ответственности (штрафов, пени и т. п.), но не от выполнения основного обязательства. |
Враждебные атаки, действия иностранного врага, общая военная мобилизация, военные действия, объявленная и необъявленная война в законе перечислены как возможные форс-мажорные обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 141 Закона № 671 Торгово-промышленная палата Украины (далее – ТПП) и уполномоченные ею региональные торгово-промышленные палаты удостоверяют форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) и выдают сертификат о таких обстоятельствах.
ТПП признала военную агрессию рф против Украины, ставшую основанием введения военного положения с 05 часов 30 минут 24 февраля 2022 года сроком на 30 суток, , форс-мажорными обстоятельствами.
При этом ТПП упростила порядок засвидетельствования форс-мажорных обстоятельств, разместив на своем сайте общее официальное письмо ТПП Украины от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1 о засвидетельствовании форс-мажорных обстоятельств.
Учитывая что условия многих договоров предусматривают обязанность уведомлять контрагентов о наступлении форс-мажорных обстоятельств и предоставлять документальное подтверждение таких обстоятельств, вышеупомянутое письмо ТПП может использоваться сейчас как соответствующее документальное подтверждение наступления форс-мажорных обстоятельств.
По нашему мнению, это касается всех субъектов хозяйствования, работающих в Украине, то есть даже на территории, где не ведутся боевые действия. Главный фактор – это невозможность выполнения обязательств, а не то, в какой части Украины находится предприятие.
В данной ситуации не стоит волноваться: хозсубъектов защищает закон: ст. 614, 617 Гражданского кодекса и ст. 218 Хозяйственного кодекса.
Эти нормы указывают на то, что лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если оно докажет, что это нарушение случилось в результате случая или действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств при данных условиях осуществления хозяйственной деятельности (т. е. форс-мажора).
Нацбанк своим постановлением от 24.02.2022 № 18 «О работе банковской системы в период введения военного положения» установил следующие правила и ограничения на время военного положения:
Безналичные расчеты осуществляются без ограничений.
Запрещена выдача наличных средств в гривнях более 100 000 грн в день (выдача осуществляется без начисления и снятия комиссий), кроме снятия наличных средств в гривнях для выплаты зарплаты и социальных выплат, со счетов предприятий и учреждений, обеспечивающих выполнение мобилизационных планов (заданий), правительства Украины, и в филиалах, отделениях банков, которые расположены на территориях, находящихся под угрозой оккупации.
Запрещена выдача наличных средств со счетов клиентов в иностранной валюте в объеме, который превышает в эквиваленте 30 000 грн в день (выдача осуществляется без начисления и снятия комиссий). Это ограничение не распространяется на снятие денег в иностранной валюте со счетов предприятий и учреждений, обеспечивающих выполнение мобилизационных планов (заданий), правительства, а также на выдачу средств в гривне и иностранной валюте в отделениях банков на территориях, находящихся под угрозой оккупации государством-агрессором.
Разрешена выдача банковских металлов со счетов клиентов без ограничений в пределах остатка банковских металлов на счете при наличии банковских металлов в кассе филиала/отделения банка.
Запрещена торговля валютными ценностями, кроме операций по продаже иностранной валюты клиентами в наличной и безналичной форме, операций по покупке клиентами иностранной валюты в наличной форме, банковских металлов с физической поставкой в филиалах, отделениях банков, которые расположены на территориях, находящихся под угрозой оккупации.
Введен мораторий на осуществление трансграничных валютных платежей, кроме:
– импортных операций резидентов из покупки товаров критического импорта за перечнем, утвержденным Кабинетом Министров Украины;
– валютных операций резидентами и нерезидентами для проведения мобилизационных и других мероприятий (потребностей), определенных законами Украины, регулирующих отношения в сферах обеспечения национальной безопасности и обороны;
– операций по оплате расходов на лечение в медицинских заведениях иностранного государства, оплате расходов на транспортировку больных, оплате расходов, связанных со смертью граждан за рубежом (транспортные расходы и расходы на погребение);
– расчетов за рубежом с использованием электронных платежных средств или использованием электронных платежных средств для получения наличных средств.
Запрещены операции с использованием счетов резидентов России или Беларуси и юридических лиц, конечными бенефициарными владельцами которых являются резиденты России или Беларуси. Этот запрет не распространяется на социальные выплаты, выплаты заработной платы, оплату коммунальных услуг, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.
Запрещается проводить какие-либо валютные операции, участником которых является юридическое или физическое лицо, которое имеет местонахождение (зарегистрировано / постоянно проживает) в России или в Беларуси; или валютные операции для выполнения обязательств перед юридическими или физическими лицами, имеющими местонахождение (зарегистрировано / постоянно проживает) в России или в Беларуси.
Разрешено резидентам и нерезидентам осуществлять переводы на счета благотворительных фондов, поддерживающих обороноспособность и Вооруженные силы Украины, в гривнях и в иностранной валюте.
ГНС сообщила, что счета налогоплательщиков, которые открываются в банковских учреждениях в период военного положения, будут работать независимо от взятия их на учет ГНС. В случае ненаправления органом ГНС в установленный законодательством срок сообщения об отказе во взятии счета на учет, такой счет считается взятым на учет в контролирующем органе по молчаливому согласию во время и на дату получения финансовым учреждением сообщения (квитанции) контролирующего органа о подтверждении факта приема сообщения к обработке согласно порядку подачи сообщений, в соответствии с п. 69.3 НК.
В случае неполучения финансовым учреждением сообщения (квитанции) контролирующего органа о подтверждении факта приема сообщения к обработке по таким счетам могут осуществляться расходные операции без получения подтверждения о взятии их на учет в контролирующем органе в период действия военного положения.
Закон от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265) дополнен пунктом 12 согласно Закону от 03.03.2022 № 2118-IX (далее - Закон № 2118):
«12. Временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, санкции за нарушение требований данного Закона не применяются».
Таким образом, пока будет длиться военное положение, все субъекты хозяйствования, в т.ч. сельхозпредприятия и фермерские хозяйства, могут без последствий работать без РРО. Даже в случае, если они обязаны использовать РРО или ПРРО.
Также такое освобождение прямо предусмотрено п. 112.8.9 Налогового кодекса (далее – НК), в котором сказано, что плательщик освобождается от ответственности за совершение налоговых нарушений и нарушение другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующий орган, если нарушение возникло в результате обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).
Госпотребслужбадопускает возможность предоставления потребителям расчетных документов в иных формах. В частности, субъектом хозяйствования могут отправляться электронные расчетные документы на предоставленный потребителем абонентский номер или адрес электронной почты.
Кроме того, субъект хозяйствования может воспроизвести на дисплее программного регистратора расчетных операций QR-код, который позволяет потребителю осуществлять его считывание и идентификацию с расчетным документом по структуре данных, которые в нем содержатся.
В то же время, указанные документы должны содержать все обязательные реквизиты расчетного документа, предусмотренные Положением, утвержденным приказом Минфина от 21.01.2016 № 13.
Налогоплательщики, которые не могут выполнить возложенные на них НК обязательства, освобождены от ответственности (п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НК), в частности за:
При этом Закон № 2118, которым внесены соответствующие изменения в НК, только освобождает от предусмотренной НК ответственности (штрафов) за несвоевременное выполнение таких налоговых обязанностей, но не следует вообще забывать о выполнении обязательств.
Чтобы не было штрафов за налоговые нарушения, обязательства нужно выполнить в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.
То есть, по сути, законодатели перенесли сроки выполнения налоговых обязательств на более поздние сроки.
Обращаем внимание! Освобождение от штрафов касается всех плательщиков, не имеющих возможности выполнить налоговые обязанности. Однако нигде не уточнено, что это касается только тех плательщиков, которые находятся на территории, где ведутся военные действия.
Лицензии, которые до прекращения или отмены военного положения на территории Украины не были оплачены и/или срок действия которых истек, считаются действующими. Имеются в виду лицензии на право:
Однако обязанности по уплате очередных платежей или действия по продлению лицензии должны быть выполнены субъектом хозяйствования в течение 30 дней, следующих после окончания действия военного положения (п. 69.10 НК).
Кабмин ввел дополнительную финансовую поддержку для малых и средних аграрных производителей (Правительство компенсирует ставку и даст госгарантии по кредитам аграриям на посевную, Правительство внедряет план поддержки посевной кампании).
Какую поддержку государство предоставит для аграриев в 2022 году:
Заявителям необходимо обращаться в финансовое учреждение, где они обслуживались.