• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Заработная плата работников бюджетной сферы в 2017 году

Учитывая разнообразие законодательных подходов к определению заработной платы работников, работающих в бюджетных организациях различного формата (оплата по ЕТС, по окладам, определенным постановлениями КМУ, решениями органов местного самоуправления, отраслевыми приказами) рассмотрим изменения в определении размеров окладов для каждого из таких форматов и определим, какие начисления следует провести в связи с установлением минимальной зарплаты на уровне 3200 грн.

Оклад работника 1-го тарифного разряда по ЕТС и минимальный оклад наконец совпали

Ситуация до 31.12.2016 г. 

В течение почти 10 –ти лет при формировании окладов работникам бюджетных учреждений, работа которых оплачивается по ЕТС, мы работали с таким показателем, как оклад (ставка) работника 1 тарифного разряда (далее – т.г.), что имел различные значения в зависимости от того, с какой целью он будет использоваться. 
Если речь шла о расчета должностных окладов работников за 1-25 т.г., то использовалось определенное отдельными решениями Кабмина значения этого показателя и тарифные разряды, определенные постановлением КМУ от 30.08.02 г. № 1298 (далее – Постановление № 1298). 
Если же речь шла о значение оклада, за которым следует оплачивать работу работника 1-го т.г., то в утвержденных Кабмином схемах окладов на ту или иную дату, этот показатель имел совсем другое значение, которое в последние годы устанавливалось в размере не меньшем минимальной зарплаты (далее – МЗП). Кстати «в ручном режиме» без проведения вычислений с учетом тарифных разрядов должностные оклады устанавливались не только для 1 т.г., а 2 -3 т.г., или 2-4 т.г., а иногда 2-6 т.г.
Понятно, что не очень удобно было работать с одним и тем же показателем, который мог иметь различные значения, поэтому специалисты и эксперты до значения должностного оклада работника 1 т.г., который применялся для определения должностных окладов ЕТС (за исключением установленных «в ручном режиме») применяли прилагательное «базовый».
Проанализируем, как изменилась ситуация на сегодняшний день. 

Ситуация начиная с 01.01.2017 г. 

С этой даты вступили в силу изменения, внесенные Законом от 06.12.16 г. № 1774-VIII (далее – Закон № 1774), по которым ст. 96 Кзот была изложена в новой редакции. 
Учитывая прошлый опыт, нормы абзаца четвертого настоящей статьи, которые не претерпели изменений в части использования оклада работника 1-го т.г. для определения должностных окладов с учетом междолжностных соотношений, сначала быть расценены как сохранение ранее действующей системы оплаты труда.
Вполне «вписались» в прежней системы и нормы абзацев пятого и шестого ст. 96, в которой для бюджетных учреждений установлено требование относительно применения тех же междолжностных соотношений до минимального должностного оклада, не может быть меньше прожиточный минимум, установленный для трудоспособных лиц на 1 января календарного года. Раньше такой оклад устанавливался в размере не менее МЗП, то есть изменилась только нижняя предельная граница. 
И только благодаря изменениям, внесенным в Постановление № 1298 (внесены постановлением КМУ от 28.12.2016 № 1037), стало ясно, что прежнюю систему отменен.
Так, в Примечаниях Приложения 1 к Постановлению от 30.08.2002 № 1298 присутствует норма, согласно которой должностные оклады (тарифные ставки, ставки заработной платы) с 1 января 2017 г. рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда, установленного в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января календарного года. 
Теперь должностной оклад (тарифная ставка) работника 1 т. г. будет иметь одно значение, исходя из которого с учетом размеров тарифных разрядов будут формироваться оклад за каждым из разрядов ЕТС. В связи с этим установление окладов «в ручном режиме» также отменяется. Следовательно, оклады, которые будут действовать в течение всего 2017 года должны быть установлены в таких размерах.

Схема должностных окладов по ЕТС на 2017 год

 

       Тарифные разряды

 Тарифные коэфициенты

Должостные оклады, грн

1

2

3 (гр.2 х 1600 грн)

1

1

1600

2

1,09

1744

3

1,18

1888

4

1,27

2032

5

1,36

2176

6

1,45

2320

7

1,54

2464

8

1,64

2624

9

1,73

2768

10

1,82

2912

11

1,97

3152

12

2,12

3392

13

2,27

3632

14

2,42

3872

15

2,58

4128

16

2,79

4464

17

3,00

4800

18

3,21

5136

19

3,42

5472

20

3,64

5824

21

3,85

6160

22

4,06

6496

23

4,27

6832

24

4,36

6976

25

4,51

7216

 

Заметим, что в штатном расписании в графе «Должностной оклад (грн.)» должны указываться именно указанные выше оклады. Напомним: форма типового штатного расписания утвержденная приказом Минфина от 28.01.02 г. № 57.

Оклады рабочим, занятым обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и других органов устанавливаются на уровне 3200 грн

В этом разделе публикации рассмотрим условия оплаты труда работников, определенные приказом Министерства труда Украины от 02.10.96 г. № 77 (далее – приказ № 77), в 2017 году.
Согласно п. 1 Приказа № 77 размеры месячных окладов (тарифных ставок), указанные в приложениях 1-3 к настоящему приказу, меняются пропорционально повышению должностного оклада (тарифной ставки) работника I тарифного разряда, размер которого определен в примечании 1 приложения 1 к Постановлению № 1298. То есть расчетной величиной для определения окладов за этим приказом является такой показатель, как должностной оклад 1 т. г.
Приложения 1-3 настоящего приказа содержат оклады, действуя по состоянию на 01.05.16 г. Поэтому повышение окладов должно было состояться сначала в декабре 2016 г., когда показатель должностного оклада был установлен на уровне 1335 грн. (Постановление КМУ от 23.11.16 г. № 840) на коэффициент, который определялся как 1335 грн. : 1185 грн. После этого – в январе 2017 г. на коэффициент. что определяется 1600 грн. : 1335 грн.
Например, оклад дворника по декабрь 2016 г. должен был быть установлен в размере 1634 грн [1450 грн (1335 грн. : 1185 грн.)], а в январе 2017 г. должна равняться [1958 грн (1600 грн. : 1335 грн.)]
Такие расчеты следует осуществить для всех категорий работников, оплата которых регулируется приказом № 77. 
Однако в графе «Должностной оклад (грн.)» штатного расписания в соответствии с абз. третьего п. 1 Приказа № 77, оклады работникам должны быть определены на уровне, не меньшем, чем размер минимальной заработной платы, на 2017 год установлена в размере 3200 грн. Другие составляющие зарплаты (надбавки, доплаты) должны быть рассчитаны с учетом оклада 3200 грн. 
Заметим, что в данном случае мы не можем изменить подходы учитывая нормы п. 3 Раздела II. «Заключительные и переходные положения» Закона № 1774 из таких причин.
Во-первых, норма относительно неприменения МЗП в 2017 году как расчетная величина для определения должностных окладов (первое предложение указанного пункта Закона № 1774) не имеет отношения к порядку определения зарплаты рабочих, условия оплаты труда которых регламентируются Приказом № 77. В нем расчетной величиной, о чем мы говорили выше, является установленный законодательством показатель должностного оклада работника 1 т.г. 
Во-вторых, мы не имеем оснований использовать и норму, по которой до внесения изменений в законы Украины относительно неприменения МЗП как расчетной величины, она применяется в размере 1600 грн. (второе предложение указанного пункта Закона № 1774). Ведь Приказ № 77 статуса закона не имеет.


Оклады работников государственных органов устанавливает Кабмин

Согласно п. 7. Закона от 10.12.15 г. № 889-VIII (далее-Закон № 889) условия оплаты труда работников органов государственной власти, других государственных органов, их аппаратов (секретариатов), государственных предприятий, учреждений и организаций, органов власти Автономной Республики Крым, которые на день вступления в силу этим Законом являются государственными служащими и должности которых согласно этому Закону не являются должностями государственной службы, определяются Кабинетом Министров Украины. 
Поэтому, учитывая, что некоторыми постановлениями Правительства (постановления КМУ от 06.04.16 г. № 292 – далее – Постановление № 292) и от 06.04.16 г. № 268) условия оплаты труда для госслужащих и работников по обслуживанию госорганов установлены на 2016 год, следует дождаться аналогичных решений Кабмина на 2017 год. Наверняка можно ожидать повышения оклада по 9 –й группе оплаты специалистов государственных органов, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения до 2000 грн (основание п. 51 Закона № 1774). Но и для этого случая следует дождаться соответствующего решения Правительства.


Оклады должностных лиц местного самоуправления могут быть установлены на уровне 3200 грн.

Документом, который остается ориентиром для установления окладов должностным лицам органов местного самоуправления приложения 54 и 55 Постановление КМУ от 09.09.06 г. № 268. Вместе с тем, в соответствии с положениями ст. 26 и другими нормами Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (подробнее об этом можно прочитать в нашей публикации Зарплата чиновников местного самоуправления - возможно ли повышение) органы местного самоуправления имеют право самостоятельно решать вопросы расходования средств местных бюджетов. Учитывая это, решением сессии может быть предусмотрено установление окладов должностным лицам органов местного самоуправления на уровне 3200 грн. В таком случае доплаты, надбавки и премии будут начисляться с учетом такого размера оклада. 

Доплаты до МЗП должны определяться ежемесячно

Согласно новой статье 31 «Гарантии обеспечения минимальной заработной платы» Закона Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее – Закон № 108), дополнительно включена в него согласно Закону № 1774, установлено следующее. Если начисленная зарплата работника, выполнившего месячную норму труда, ниже законодательно установленный размер МЗП, работодатель проводит доплату до уровня МЗП, которая выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы. При этом при сравнении фактической зарплаты и МЗП, до фактической зарплаты согласно ст. 2 Закона № 108, которым определена структура зарплаты, включаются кроме окладов все назначенные работнику доплаты, надбавки, премии, пособия. Исключение составляют доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам.
Например, если сторож учебного заведения, которому установлен оклад в размере 1600 грн, за полный месяц работы получил 150 грн. доплаты за работу в ночное время, размер доплаты должен составлять 1600 грн, то есть без учета сумм доплаты за работу в ночное время.
В случае заключения трудового договора о работе на условиях неполного рабочего времени, а также при невыполнении работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда, что будет иметь место, когда работник болел или находился в отпуске, служит в АТО и тому подобное, МЗП выплачивается пропорционально выполненной нормы труда, то есть за фактически отработанное время.
Не смотря на то, что размер доплат может быть разным в разные месяцы, например, в случае колебаний размера ежемесячной премии, в штатном расписании в графе «Доплаты» целесообразно все же предусмотреть усредненный показатель доплаты до минимальной зарплаты,. о чем можно указать в примечаниях к штатному расписанию, сделав на них ссылки у показателя «Доплаты до МЗП». Для размера доплаты до МЗП целесообразно предусмотреть дополнительную графу и в тарификационных списках, по которым определяется зарплата, в частности. педагогических и медицинских работников. 
Понятно, что в случае установления самого оклада в размере 3200 грн. в случаях, о которых мы говорили, никаких доплат осуществлять не нужно.
Если установленный в начале 2017 года должностной оклад не достигает минимальной зарплаты и в течение года меняться не будет, установления или колебания в большую сторону доплаты до МЗП не повлияет на изменение размера индексации, на которую будет иметь право (если будет), работник. Месяц установления или увеличения таких доплат не будет считаться месяцем повышения доходов. В случае повышения именно оклада до уровня МЗП, месяц считается месяцем повышения дохода, в котором текущая индексация не проводится, а также сокращается на сумму повышения дохода всех постоянных составляющих зарплаты сумма индексации, на которую работник имел право (если имел). Если бы не произошло бы повышение окладов.


 

Комментарии к материалу