Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Минимальная зарплата – 3 200 грн.: первый шаг правительства?

Анна Семененко

16.12.2016 4140 0 1

Принятый в целом Верховной Радой 06.12.16 г. законопроект № 5130 направлен на совершенствование законодательства по повышению минимальных размеров оплаты труда и страховых выплат.

Прежде всего кардинально изменяются принципы определения минимальной заработной платы (далее – МЗП). Также иначе будут определяться условия оплаты труда бюджетников и работников хозрасчетных предприятий, порядок назначения стипендии. Жестче по сравнению с ныне действующими будут санкции за выплату заработка «в конвертах», а также за недопущение работодателем к проверке инспекторов труда. Должностным лицам органов местного самоуправления предоставляются полномочия в части проведения ими проверки соблюдения трудового законодательства вплоть до наложения ими штрафов за совершенные собственниками учреждений, заведений нарушения.

Подчеркиваем: принятый проект не конкретизирует размера МЗП, который должен быть установлен со вступлением в силу данного Закона с 01.01.17 г. Как и предусмотрено Бюджетным кодексом, размер МЗП будет устанавливаться раз в год в Законе о Госбюджете.

Ключевое нововведение – это то, что МЗП не будет применяться как расчетная величина для определения должностных окладов и зарплаты работников и прочих выплат. МЗП применяется в размере 1 600 грн., пока не будут внесены изменения в законодательство о неприменении ее в качестве расчетной величины.

Обращаем внимание: в качестве расчетной величины в колдоговорах и соглашениях всех уровней МЗП не применяется. Расчетной величиной будет прожиточный минимум для трудоспособных лиц (далее – ПМ).

Поэтому с начала 2017 года вводится норма, в соответствии с которой МЗП является минимальным размером оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда. Это значит, что государством гарантируется такой размер заработка, который не может быть ниже размера МЗП.

Как и сейчас, составляющие заработка работника предусмотрены законодательными и нормативно-правовыми актами. Однако в такой гарантированный государством заработок не будут входить следующие доплаты: за работу в неблагоприятных условиях труда и условиях повышенного риска для здоровья (проще говоря, доплаты за вредность труда), за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работы. Не входят в этот заработок работника и предоставленные ему премии к праздничным и юбилейным датам.

Если начисленный работнику по новым правилам заработок окажется ниже установленного размера МЗП, ежемесячно ему будет доплачиваться разница.

Существенно изменяется система оплаты труда. Основой для оплаты труда становится тарифная система, и она будет применяться на предприятиях, учреждениях всех форм собственности и хозяйствования. Установлено, что система включает тарифные сетки, тарифные ставки, схемы должностных окладов и профессиональные стандарты. Добавим: законодателями сделано ударение на том, что система оплаты труда прежде всего будет основываться на том, насколько сложна выполняемая работником работа и каков квалификационный уровень работника. Надеемся, при таких условиях наконец-то объективно будет оцениваться профессионализм при исполнении каждым работником возложенных на него функций.

Для бюджетников (медработников, педагогов, библиотекарей, соцработников и т. п., а также работников государственных и других органов) схемы должностных окладов будут формироваться на основе установленного Кабмином минимального должностного оклада, а также междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов и тарифных коэффициентов. При этом наименьший должностной оклад будет равен ПМ, установленному на 1 января календарного года.

Исходя из этого, плановые сметы следующего года должны предусматривать выплату каждому из наемных работников заработка как минимум в размере установленной госбюджетом МЗП (скорее всего, это будет 3 200 грн.). Поскольку изменяется механизм формирования данной гарантии государства, должны осуществляться доплаты до уровня МЗП тем работникам, у кого заработок окажется ниже этого уровня. Советуем кадровым и экономическим службам учреждений, заведений тщательно пересмотреть количество должностей работников, условия труда которых считаются особыми (тяжелыми или вредными) или которые исходя из специфики своей работы работают ночью или сверхурочно (воспитатели, няни, медперсонал). Это может касаться, например, занятых на работах в психоневрологических, инфекционных заведениях/подразделениях, интернатах, диспансерах и т. п. Ведь доплаты за такую работу не будут включаться в гарантированный размер МЗП.

Безусловно, такая ситуация повлияет на размер стимулирующих выплат, причем всем штатным работникам. Ведь, скорее всего, потребуется существенное уменьшение надбавок, доплат, премий. Поэтому необходимо откорректировать нормы колдоговора или положения об оплате труда с учетом реалий следующего года.

Что касается госслужащих, то их должностные оклады с 01.01.17 г. будут формироваться исходя не из размера МЗП, а из ПМ по состоянию на 01.01.17 г., установленного Законом о Госбюджете-2017.

Новшеств в отношении особенностей условий оплаты труда в органах местного самоуправления законопроект № 5130 не содержит. По устной информации Минсоцполитики, пока изменение решения КМУ по данному вопросу (речь идет о постановлении КМУ от 06.04.16 г. № 268) не планируется. Конечно, работающим в этих органах работникам также гарантируется выплата заработка как минимум в размере МЗП.

Добавим, что в течение следующего года будет действовать ограничение максимального размера получаемой пенсии, уменьшение размера пенсии работающим.

Есть в документе также новации в части соцстрахования, предоставления админуслуг, уплаты судебного сбора, госпошлины и ЕСВ.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы