Порядок проведения индексации в августе 2016 года
05.08.2016 1431 0 2
(Относительно индексации стипендий см. Индексация стипендий: правила зависят от курса обучения, Индексация стипендий студентов 2-5 курсов).
Работники 1–25-го тарифных разрядов по ЕТС
Право на текущую индексацию доходов августа этого года в связи с повышением окладов в мае 2016 года для такой категории не наступило. Индекс инфляции в июне, который мог бы повлиять на долю индексации в августе, равняется 99,8 %, что меньше порога индексации (103 %).
Поэтому те работники, за которыми осталось право на так называемую фиксированную индексацию (в настоящий момент законодательство такого термина не содержит), получат только ее. Речь идет о лицах, для которых причитающаяся им на конец ноября 2015 года сумма индексации была уменьшена на размер роста постоянных составляющих в декабре 2015-го, а впоследствии –
в мае 2016 года. И при этом рост зарплаты оказался меньше. Изменения в размере фиксированной индексации в сторону уменьшения для таких работников возможны только при индивидуальном повышении окладов.
Те работники, которые на конец декабря 2015 года утратили право на индексацию, получают зарплату за август без индексации. Это касается и вновь принятых и переведенных в 2016 году работников и тех, кто вышел в этом году на работу после отпуска по уходу за ребенком.
Работники госорганов и органов местного самоуправления
Для работников госорганов (кроме рабочих), которым в мае 2016 года были повышены оклады, и для работников органов местного самоуправления, которым с этого месяца по решению органов местного самоуправления были установлены новые повышенные оклады, право на текущую индексацию в августе, как и для предыдущей категории работников, не возникнет. Те из них,кто имеет право на остаток фиксированной суммы индексации после повышения постоянных составляющих в декабре 2015-го и мае 2016 года, будут получать ее в августе вместе с другими составляющими зарплаты.
А работники, которые работают в госорганах и органах местного самоуправления (кроме рабочих), для которых оклад в мае этого года не увеличился или уменьшился (повышение надбавок и доплат не учитывается), получили право на текущую индексацию, начиная с июня этого года в размере
5,1 %, или 73,95 грн.
Осталось это право в таком же размере и для индексации доходов за август 2016 года. Ведь
в результате проведения расчетов, начиная с ИПЦ за май (месяц, следующий после апреля – месяца, из-за ИПЦ которого был превышен порог ин-
дексации) порог индексации не был превышен.
В этом легко удостовериться.
1,001 (май) х 0,998 х 100 = 99,9 %.
В таком случае те из работников, у которых осталось право на фиксированную индексацию после декабрьских и майских повышений, будут получать фиксированную индексацию вместе
с текущей.
Рабочие, которые обслуживают органы госвласти и местного самоуправления
Условия оплаты труда таких работников определены приказом Минтруда от 02.10.96 г. № 77.
В декабре 2015 года их оклады не повышались, поэтому до начала мая 2016 года они имели пра-
во на фиксированную (или фиксированную плюс текущую) сумму индексации, которая была установлена для них на конец ноября 2015 года.
Кроме того, для них, как и для всех других работников бюджетной сферы, право на текущую
индексацию в 2016 году должно было определяться по результатам расчетов, начиная с ИПЦ
января 2016 года (абзац второй п. 3 постановления КМУ от 09.12.15 г. № 1013).
В результате таких расчетов указанная категория работников смогла бы получить право на текущую индексацию в июне этого года. Но согласно приказу Минсоцполитики от 16.05.16 г. № 515
в мае для них были установлены новые, повышенные оклады. В итоге ИПЦ мая условно принят за
100 %, новые расчеты индекса начинаются с ию-
ня 2016 года, в котором ИПЦ равняется 99,8 %.
Порог индексации не превышен, потому право на текущую индексацию в августе не возникло. Вместе с тем за рабочими осталось право на фиксированную индексацию, которая должна была
быть определена как разница между фиксированной индексацией 2015 года и суммой роста постоянных составляющих зарплаты в связи с повышением окладов.
Особенности расчетов ИПЦ в связи с изменением порога индексации
Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 (далее – Порядок № 1078), не содержит нормы, которые бы регулировали правила установления факта превышения (непревышения) порога индексации в зависимости от того, ИПЦ за какие месяцы принимают
участие в расчетах. Поэтому на практике у разных специалистов возникает неоднозначное видение подходов к этому. Оно касается влияния значения ИПЦ декабря 2015 года на вывод относительно превышения такого порога.
Как свидетельствуют материалы некоторых печатных и электронных изданий, при составлении таблицы значения процентов индексации результаты расчетов, в которых принимает участие ИПЦ декабря, в одних случаях сравниваются с порогом индексации 101 %, а в других –
с порогом 103 %.
Так, для базового месяца – сентября 2015 года, когда по результатам расчетов ИПЦ, последним
из которых был индекс декабря 2015 года, значение достигает 101,3, некоторые эксперты сравнивают его с порогом индексации в 101 %, предоставляя рекомендации об индексации доходов февраля 2016 года в размере 1,4 %. При этом они не учитывают, что ИПЦ декабря был опубликован в 2016 году, когда уже действовал порог в размере 103 %, и результаты расчетов будут использо-
ваться для индексации доходов месяцев 2016 года.
Однако при проведении расчетов для базового месяца – октября 2015 года факт участия в них ИПЦ декабря указанными специалистами не учитывается, и сравнения осуществляются с новым порогом индексации. Логики в таких действиях, как мы видим, нет. Ведь при базовом месяце –
сентябре принцип определения порога индексации, примененный этими экспертами, заключа-
ется в том, что порог для сравнения выбирается
в зависимости от того, за месяцы какого года берутся ИПЦ для расчетов. Поэтому неизвестно, почему он не был применен при сравнении рас-
четов для базового месяца – октября 2015 года.
Мы за другой подход при проведении таких сравнений. Поэтому предлагаем вариант, применение которого исключает возможность каких-либо претензий со стороны контролирующих
органов, поскольку полностью соответствует требованиям законодательства. Результаты всех
расчетов, проведенных после 01.01.16 г., следует сравнивать с действующим с этой даты порогом индексации – 103 % независимо от того, индексы каких месяцев принимают участие в этих расчетах.
Применяя этот подход, мы составили таблицу
процентов индексации (см. ниже), данные в которой приводятся начиная с базовых месяцев 2015 года, в котором произошло повышение окладов работников бюджетной сферы (кроме военно-
служащих, за исключением военнослужащих военных прокуратур).
Величины прироста ИПЦ по базовым месяцам 2015–2016 годов
Базовые
|
ИПЦ, %
|
Процент индексации доходов
|
||
Июнь
|
Июль
|
Август
|
||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
2015 год
|
||||
Январь
|
103,1
|
45,9
|
45,9
|
45,9
|
Февраль
|
105,3
|
38,6
|
38,6
|
38,6
|
Март
|
110,8
|
25,1
|
25,1
|
25,1
|
Апрель
|
114,0
|
9,7
|
9,7
|
9,7
|
Май
|
102,2
|
7,4
|
7,4
|
7,4
|
Июнь
|
100,4
|
7,0
|
7,0
|
7,0
|
Июль
|
99,0
|
8,1
|
8,1
|
8,1
|
Август
|
99,2
|
8,9*
|
8,9*
|
8,9*
|
Сентябрь
|
102,3
|
6,5
|
6,5
|
6,5
|
Октябрь
|
98,7
|
7,9
|
7,9
|
7,9
|
Ноябрь
|
102,0
|
5,8
|
5,8
|
5,8
|
Декабрь
|
100,7
|
5,1
|
5,1
|
5,1
|
2016 год
|
||||
Январь
|
100,9
|
4,1
|
4,1
|
4,1
|
Февраль
|
99,6
|
4,5
|
4,5
|
4,5
|
Март
|
101
|
3,5
|
3,5
|
3,5
|
Апрель
|
103,5
|
–
|
–
|
–
|
Май
|
100,1
|
–
|
–
|
–
|
Июнь
|
99,8
|
–
|
–
|
–
|
* Обращаем внимание: результат расчетов ИПЦ, которые начинаются с индекса сентября 2015 года, равняется именно такому размеру процента индексации. Тогда как раньше в издании «БАЛАНС-БЮДЖЕТА», 2016, № 28, с. 19, где рассматривалась эта тема, нами была допущена некорректность при округлении этого показателя до 9,0 %.
|
Наталия ВОЛКОВА, консультант по вопросам бухгалтерского учета
Комментарии к материалу