Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Открываем кафе на летний сезон

23.06.2018 738 0 3



Акценты этой статьи: какие нужны документы для размещения летнего кафе; какие разрешительные документы понадобится оформить перед открытием летнего кафе; как получить лицензию на алкоголь; как лучше оформить персонал.


Размещение летнего кафе

Какие документы нужны для размещения летнего кафе?

Чаще всего летнее кафе относится к временным сооружениям (далее – ВС). Поэтому при размещении летнего кафе следует руководствоваться Порядком размещения временных сооружений для ведения предпринимательской деятельности, утвержденным приказом Минрегионстроя от 21.10.11 г. № 244 (далее – Порядок № 244).

Для справки. Временное сооружение – одноэтажное сооружение, которое изготавливается из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенных техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливается временно, без устройства фундамента (ч. 2 ст. 28 Закона от 17.02.11 г. № 3038-VI).

ВС для осуществления предпринимательской деятельности может иметь закрытое помещение для временного пребывания людей (павильон площадью не более 30 м2 по внешнему контуру), а может и не иметь.

Самовольное размещение ВС запрещено!

Для размещения летнего кафе понадобятся следующие документы:

  • документ, удостоверяющий наличие прав на земельный участок (ст. 126 Земельного кодекса; Закон от 01.07.04 г. № 1952-IV). Правоустанавливающими документами на земельный участок могут быть договор аренды земельного участка либо документы, удостоверяющие право собственности;
  • паспорт привязки (оформляется в соответствии с требованиями Порядка № 244).

Для получения паспорта привязки следует обратиться с заявлением в исполнительный орган местного совета (сельского, поселкового, городского совета, районной госадминистрации). Вопросами выдачи паспорта привязки занимается исполнительный орган при местном совете – орган по вопросам градостроительства и архитектуры.

Заявление составляется в произвольной форме, и к нему следует приложить (п. 2.3 Порядка № 244):

  • графические материалы с указанием желательного месторасположения летнего кафе, выполненные заказчиком в произвольной форме на топографо-геодезической основе М 1 : 500 чертежами контуров сооружения летнего кафе с привязкой к местности;
  • реквизиты заказчика (наименование, Ф. И. О., адрес, контактная информация).

Паспорт привязки ВС оформляется органом по вопросам градостроительства и архитектуры в течение 10 рабочих дней со дня подачи указанного заявления.

Начало работы

Какие разрешительные документы нужно получить перед началом работы летнего кафе?

Начинать работу без разрешения органов государственного пожарного надзора – запрещено (ст. 57 Кодекса гражданской защиты, далее – КГЗ). Поэтому надо будет подать декларацию соответствия материально-технической базы (далее – декларация) требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности (ч. 2 ст. 57 КГЗ). Когда эта декларация будет зарегистрирована – можно начинать использовать объекты недвижимости (здания, сооружения, помещения или их части).

Всегда ли нужно подавать такую декларацию?

Нет, не всегда. Перечень случаев, когда декларацию подавать не нужно, установлен ч. 4 ст. 57 КГЗ. Так, декларация не подается:

  • на использование торговых мест, киосков и контейнеров, если они размещены на рынке в соответствии со схемой, согласованной с органом государственного пожарного надзора;
  • на использование объектов, которые в установленном законодательством порядке принимаются в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта;
  • арендатором объекта недвижимости (лицом, использующим объект недвижимости по гражданско-правовому договору, который не предусматривает перехода права собственности на этот объект) при условии, что декларация на объект недвижимости зарегистрирована собственником.

Вниманию арендаторов! Арендатору помещения не нужно подавать декларацию, если декларация на объект недвижимости зарегистрирована собственником помещения.

Как подается такая декларация?

Процедура подачи декларации органу государственного пожарного надзора установлена Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 05.06.13 г. № 440 (далее – Порядок № 440).

Субъект хозяйствования подает (отправляет заказным письмом) декларацию по месту нахождения летнего кафе:

  • либо в центр предоставления административных услуг (в течение одного рабочего дня после поступления администратор передаст декларацию территориальному органу Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (далее – ГСЧС);
  • либо в территориальный орган ГСЧС (ч. 4 ст. 57 КГЗ, п. 2 Порядка № 440).

Декларация подается по форме приложения к Порядку № 440.

Декларация регистрируется ГСЧС или ее территориальным органом бесплатно в течение 10 рабочих дней со дня ее поступления (ч. 4 ст. 57 КГЗ).

Первый экземпляр декларации хранится в ГСЧС или ее территориальном органе, а второй экземпляр не позднее следующего рабочего дня после регистрации передается субъекту хозяйствования или государственному администратору – с отметкой о дате и номере регистрации декларации (п. 10 Порядка № 440).

Если декларация оформлена с нарушением установленных требований, в ее регистрации откажут и вернут декларацию субъекту хозяйствования для доработки (ст. 57 КГЗ).

Важный момент! Осуществлять хоздеятельность можно со дня регистрации декларации (ч. 5 ст. 57 КГЗ).

Кроме того, следует обратиться в Государственную службу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (далее – Госпродпотребслужба) для проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы и получения по результатам ее проведения заключения. Заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы оформляется согласно Порядку, утвержденному приказом Минздрава от 09.10.2000 г. № 247. Услуги по проведению экспертизы являются платными согласно постановлению КМУ от 27.08.03 г. № 1351.

Также необходимо будет провести государственную регистрацию мощностей. Порядок проведения такой регистрации регулируется Законом от 23.12.97 г. № 771/97-ВР (далее – Закон № 771).

Для справки. Мощности – это сооружения или комплекс сооружений, помещения, здания, оборудование и другие средства, включая транспортные средства, а также территория, используемая в производстве и/или обращении объектов санитарных мероприятий (ст. 1 Закона № 771).

Не позднее чем за 10 календарных дней до начала работы кафе следует подать (отправить по почте письмо с уведомлением) заявление о государственной регистрации мощностей в территориальный орган Госпродпотребслужбы (ч. 3 ст. 25 Закона № 771). Форма такого заявления приведена в приложении 1 к Порядку, утвержденному приказом Минаграполитики и продовольствия от 10.02.16 г. № 39. Государственная регистрация мощностей проводится бесплатно.

Лицензия на торговлю алкоголем

В кафе будут продаваться алкогольные напитки. Куда нужно обратиться и какие документы следует подать для получения лицензии на розничную торговлю алкоголем?

Торговля алкогольными напитками (кроме столовых вин) осуществляется субъектами хозяйствования при наличии у них лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками (далее – лицензия). Такая торговля регулируется Законом от 19.12.95 г. № 481/95-ВР (далее – Закон № 481). Порядок выдачи лицензий изложен в Рекомендациях, утвержденных приказом ГФС от 24.10.14 г. № 213 (далее – Рекомендации № 213).

Для того чтобы получить лицензию, можно обратиться:

  • в главные управления ГФС Украины в областях и г. Киеве по месту осуществления розничной торговли алкогольными напитками;
  • в центры обслуживания налогоплательщиков (ЦОН) (п. 2.1 Рекомендаций № 213).

Лицензия выдается по заявлению субъекта хозяйствования (составляется в произвольной форме). В заявлении следует указать (ст. 15 Закона № 481):

  • адрес места торговли;
  • перечень регистраторов расчетных операций (РРО) и книг учета расчетных операций (КУРО), которые находятся в месте торговли, а также привести информацию об РРО (модель, модификация, заводской номер, дата изготовления, производитель);
  • перечень регистрационных номеров свидетельств РРО и КУРО, которые находятся по месту торговли, и даты начала их учета в органах ГФС.

К заявлению необходимо будет приложить копию платежного поручения с отметкой банка об уплате сбора за выдачу лицензии.

Подача других документов не предусмотрена, в частности не нужно подавать справку о регистрации РРО, так как информация о зарегистрированных РРО есть в ГУ ГФС в облас­тях (ОИР, категория 109.06).

Лицензия или решение об отказе в ее выдаче выдается в течение 10 календарных дней с дня подачи заявления (п. 3.4 Рекомендаций № 213).

На какой срок выдается такая лицензия?

Лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками выдается на 1 год (ст. 15 Закона № 481).

Оформление персонала

Как оформить персонал в кафе на время летнего сезона?

Поскольку летнее кафе открывается на сезон, то и персонал нанимают только на время работы такого кафе. В данном случае рекомендуем оформить персонал на время летнего сезона по срочному трудовому договору, который заключается на определенный срок (ч. 2 ст. 23 КЗоТ).

Прежде чем допустить персонал кафе к работе, все сотрудники должны пройти предварительный медосмотр (п. 3, 4 Перечня профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, утвержденного постановлением КМУ от 23.05.01 г. № 559, далее – Постановление № 559).

В Постановлении № 559 приводится перечень профессий работников предприятий общественного питания, которые подлежат обязательному медосмотру, в частности это:

  • администрация;
  • заведующий производством;
  • технолог;
  • повара и кухонные работники;
  • кондитеры;
  • официанты;
  • работники складов, холодильников;
  • персонал, который моет оборудование, и уборщики помещений.

Бланк личной медицинской книжки потенциальный сотрудник приобретает за свой счет (п. 2 Порядка проведения обязательных профилактических медицинских осмотров и выдачи личных медицинских книжек, утвержденного Постановлением № 559).

Кроме медицинских книжек такие потенциальные сотрудники при трудоустройстве должны предъявить: копию паспорта; копию справки о присвоении индивидуального налогового номера; документы воинского учета; трудовую книжку (если работник будет оформлен не по совместительству).

Оформление на работу происходит по общим правилам. Потенциальный сотрудник подает заявление, а работодатель на основании заявления издает приказ о приеме на работу.

Имейте в виду! При приеме на работу по срочному трудовому договору необходимо, чтобы согласованный срок действия договора был указан как в заявлении работника о приеме на работу, так и в приказе работодателя о приеме такого работника. Если в приказе не указать срок, то трудовой договор может быть признан заключенным на неопределенный срок.

С приказом необходимо ознакомить работника под подпись.

Напоминаем! Прежде чем допустить работника к выполнению своих обязанностей, необходимо уведомить орган ГФС о приеме на работу сотрудника. Порядок и форма такого уведомления утверждены постановлением КМУ от 17.06.15 г. № 413.

На основании приказа о приеме на работу в отделе кадров:

  • вносится запись в трудовую книжку работника;

Важный нюанс! В трудовой книжке не указывается, что работник оформлен по срочному трудовому договору (письмо Минтруда и соцполитики от 29.05.07 г. № 126/13/133-07). Не забывайте также, что наименование должностей (профессий) должно соответствовать Классификатору ДК 003:2010.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы