Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как оформить выплату арендной платы за землю и РКО: разъяснение от НБУ

Еще 05.01.18 г. вступило в силу новое Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148 (далее – Положение № 148). Однако его применение в практической деятельности сельскохозяйственных и других предприятий и до сих пор вызывает много вопросов, с которыми обращаются на нашу консультационную линию.

Поэтому за разъяснением актуальных вопросов относительно кассовых операций мы обратились с официальным запросом в НБУ. И получили ответ в Письме от 11.05.18 г. 50-0007/26419 (далее – Письмо № 26419). Прокомментируем их.

Применение Ведомости на выплату наличности для выдачи арендной платы в наличной форме

Практически для всех сельхозпредприятий типичными являются операции по расчетам с физлицами – владельцами земельных участков, полученных в аренду. Этим вопросам неоднократно мы посвящали наши консультации (см. «Арендная плата владельцу земельного участка наперед: бухучет и налогообложение», «Арендная плата: варианты выплаты, налогообложение и способы экономии», «Расчеты с собственниками земельных паев: документальное оформление и бухучет»).

Согласно п. 26 Положения № 148 выплату арендной платы наличностью предприятие на собственный выбор может осуществлять:

  • или по расходным кассовым ордерам (типовая форма № КО-2, приложение 3 к Положению № 148, далее – РКО). Тогда кассир требует предъявить паспорт или документ, заменяющий его, записывает его наименование и номер, кем и когда он выдан. Физлицо расписывается в РКО о получении наличности с указанием полученной суммы (гривен – словами, копеек – цифрами);
  • или по расходной ведомости. В таком случае получатели наличности также предъявляют паспорта или документы, заменяющие их, и расписываются в соответствующей графе документа. Тогда в конце рабочего дня кассир подытоживает фактически выплаченную сумму и удостоверяет ее своей подписью, а на общую фактически выданную по расходной ведомости сумму осуществляет соответствующую запись в кассовой книге согласно выписанному РКО.

На сегодня большинство аграриев применяет именно второй вариант. Вместе с тем Положение № 148 среди кассовых документов предоставляет форму только одного регистра – Ведомости на выплату наличности (приложение 1 к Положению № 148). Вместо того в практической деятельности бухгалтеры больше склоняются к применению расчетно-платежной ведомости в произвольной форме, делая ее более удобной для пользования путем добавления некоторых реквизитов, не предусмотренных действующей Ведомостью на выплату наличности, а именно: информации о порядке начисления арендных платежей и удержаний из них (суммы НДФЛ и военного сбора), надлежащей сумме к выплате по каждому владельцу земельного участка, а также сведений о паспортных данных и индивидуальном налоговом номере физлиц. Таким образом, форма становится более аналитической для получателя наличности.

Принимая во внимание новации в кассовой дисциплине, задаемся закономерным вопросом: а легитимным ли на сегодня является применение произвольных форм ведомостей на выплату?

По мнению НБУ, высказанному в Письме № 26419, форма ведомости (приложение 1 к Положению № 148) содержит достаточное количество реквизитов для выплаты арендной платы арендодателям, поэтому не нуждается в разработке отдельного бланка такого документа.

Вместе с тем вспоминается предусмотренное п. 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88 (далее – Положение № 88), право субъектов хозяйствования использовать изготовленные самостоятельно бланки, которые должны содержать обязательные реквизиты (приведенные в ч. 2 ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-ХIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и п. 2.4 Положения № 88) или реквизиты типовых либо специализированных форм. Впрочем, в п. 2.8 этого Положения установлено и исключение для кассовой первички, а именно: дополнительные требования к порядку создания первичных документов о кассовых операциях предполагаются другими нормативно-правовыми актами.

Итак, наш совет: в вопросах документирования наличных расчетов благоразумно будет прислушаться к НБУ – в случае арендных расчетов с пайщиками оформлять Ведомость установленной в приложении 1 к Положению № 148 формы. Ведь за выполнением предприятием требований кассового законодательства, в том числе и относительно оформления операций по приему и выдаче наличности из кассы, следит ГФС (п. 58 Положения № 148).

А для детализации информации об арендных платежах по требованию владельцев земельных участков вы можете составить отдельную аналитическую ведомость. Тогда и волки будут сыты, и овцы целы.

Заполнение реквизита «Выдать» РКО (типовая форма № КО-2, приложение 3 к Положению № 148) при сдаче наличности в банк

Одна из проблем оформления РКО – его заполнение во время сдачи наличности в банк. Камнем преткновения является наличие в Положении № 148 двух следующих норм:

  • п. 32, который позволяет во время сдачи наличности в банк не заполнять реквизиты «Получил», «Дата», «Сумма», «Подпись получателя», данные документа, удостоверяющие личность получателя. Другие реквизиты РКО («Выдать», «Основание», «Приложение», подписи и Ф. И. О. руководителя, главбуха и кассира) являются обязательными к заполнению;
  • п. 27, который не позволяет учитывать для вывода остатка наличности в кассе РКО, у которых отсутствует подпись получателя. А такое нарушение грозит штрафом в двукратном размере суммы превышения лимита согласно ст. 1 Указа Президента от 12.06.95 г. № 436/95.

Поэтому на практике до сих пор существуют различные варианты заполнения РКО во время сдачи наличности в банк:

  • в строке «Выдать» указывают получателя наличности – банк, в частности в случае сдачи наличности предприятием, а не Ф. И. О. кассира, руководствуясь логикой, что он не является фактическим получателем средств. То есть указывают, что денежные средства передаются банку, например записью: «ПАО (наименование банка)», «Банку по квитанции», «На текущий счет № ___ в банк (наименование банка) и т. п.;
  • как при обычной выдаче наличности физлицу с указанием в реквизите «Выдать» Ф. И. О. получателя (кассира или другого ответственного лица), который и ставит подпись в реквизите «Подпись получателя».

Тем временем вопрос заполнения реквизита «Выдать» оставался открытым, особенно учитывая:

  • новую позицию НБУ, согласно которой в случае выплаты зарплаты по ведомости в реквизите «Выдать» РКО, оформленного на общую сумму, указывается Ф. И. О. лица, выдававшего средства работникам (кассира или другого ответственного лица) (см. письмо НБУ от 07.03.18 г. № 50-0007/13560 и комментарии редакции «Проблемные вопросы относительно кассы в обособленных подразделениях: ответы НБУ»), с которой соглашается и ГФС (см. ОИР, категория 109.15);
  • мнение ГФС, высказанное в Индивидуальной налоговой консультации от 07.05.18 г. № 2026/6/99-99-14-05-01-15/ІПК, по которому в реквизите РКО «Выдать» нужно обязательно указывать Ф. И. О. лица, которому выдали наличность из кассы.

Ответ регулятора однозначный: в случае оформления РКО для сдачи наличности в банк в реквизите «Выдать» указывается Ф. И. О. кассира или другого работника предприятия, ответственного за сдачу наличности в банк. «Получил», «Дата», «Сумма», «Подпись получателя», данные документа, удостоверяющего личность получателя, – не заполняются!

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
20.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят Закон о возобновлении течения исковой давности Минфин обнародовал проекты профессиональных стандартов «Главный бухгалтер бюджетного учреждения» и «Бухгалтер бюджетного учреждения» ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплате...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
Новое
22.05.2025
Как можно подать Расчет налоговым агентам
Расчет можно подать несколькими способами, в том числе средствами электронной связи в электронной форме либо на бумажном носителе, либо по почте. Подробнее см. ниже. Каковы способы подачи налоговыми агентами Расчета? Форма Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогопл...
22.05.2025
Можно ли предоставить отпуск на 2026 год в 2025 году
Работник будет иметь право на ежегодный отпуск за 2026 год, отработав хотя бы один день нового периода рабочего года. Работник хочет взять ежегодный отпуск за 2026 год, потому что отпуск за 2025 год он уже использовал? Можно ли предоставить такой отпуск? Нет, нельзя. Отпуска за второй и последующие...
22.05.2025
Каким документом можно подтвердить достоверность РНУКПН
Лицо по собственному выбору предъявляет один из указанных документов для предоставления данных о регистрационном номере Учетной карточки.  В соответствии со ст. 63 и 70 Налогового кодекса и п. 1 разд. II Положения о регистрации физических лиц в Государственном реестре физических лиц – нал...
Лучшие материалы