Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Административное обжалование отказа в регистрации НН


Из этой статьи вы узнаете: как обжаловать решение органа ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной или расчета корректировки (далее – НН/РК) в административном порядке: в какой срок и по какой форме подавать жалобу, какую информацию в нее включить и т. д.

Что можно сделать на практике: с помощью наших рекомендаций вы сможете подготовить жалобу и подать ее в ГФС, учитывая все особенности процедуры административного обжалования, тем самым значительно повысите свои шансы на удовлетворение жалобы.


Налогоплательщик имеет законное право обжаловать решение органа ГФС об отказе в регистрации НН/РК. Сделать это можно двумя способами: в административном или судебном порядке. Об особенностях обжалования такого решения в суде читайте в публикации «Как обжаловать в суде блокирование налоговой накладной: пример иска». В этой статье речь пойдет о процедуре административного обжалования отказа в регистрации НН.

Какими нормативными актами следует руководствоваться при подаче жалобы?

При подаче жалобы необходимо руководствоваться п. 56.23 Налогового кодекса (далее – НК) и Порядком рассмотрения жалоб на решения комиссий, которые принимают решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации, утвержденным постановлением КМУ от 21.02.18 г. № 117 (далее – Постановление № 117, Порядок № 117/3).

Обратите внимание: утратил силу аналогичный Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 04.07.17 г. № 485.

Можно ли обжаловать отказ в регистрации НН одновременно в административном и судебном порядке?

Если вы решили выбрать административный способ обжалования, то должны учесть следующие моменты:

  • одновременно обжаловать решение и в административном, и в судебном порядке нельзя. Поэтому если вы уже подали иск в суд, то после этого административное обжалование невозможно. Ведь данная процедура считается досудебным порядком разрешения спора (п. 56.18 НК, п. 4 Порядка № 117/3);
  • наоборот сделать можно – после административного обжалования налогоплательщик имеет право обратиться в суд (п. 56.19 НК, п. 18 Порядка № 117/3). Для этого у него есть месяц со дня завершения процедуры административного обжалования.

Куда и в какой срок обращаться с жалобой?

Жалоба подается в ГФС Украины. Занимается ею комиссия по вопросам рассмотрения жалоб (далее – комиссия по рассмотрению жалоб), которая является постоянно действующим коллегиальным органом ГФС, с участием уполномоченного лица Минфина (п. 1 Порядка № 117/3).

Срок подачи жалобы – в течение 10 календарных дней (далее – к. д.) со дня вступления в силу решения комиссии органа ГФС об отказе в регистрации НН. Если последний день срока обжалования приходится на выходной, нерабочий или праздничный день, тогда жалобу надо подать в ближайший рабочий день (п. 3 Порядка № 117/3).

Не путайте: здесь речь идет о двух разных комиссиях. Решение о регистрации или отказе в регистрации НН/РК принимает одна комиссия ГФС, а жалобу рассматривает другая.

Согласно п. 22 Порядка остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного Постановлением № 117 (далее – Порядок № 117/1), решение комиссии ГФС об отказе в регистрации НН вступает в силу после его регистрации в отдельном Реестре НН/РК, регистрация которых остановлена. Однако на период тестирования этого Реестра решения вступают в силу с момента их принятия и направляются налогоплательщику без такой регистрации в следующие сроки:

  • комиссией ГФС регионального уровня – в течение 5 рабочих дней после получения от налогоплательщика письменных пояснений и копий документов (п. 23 Порядка № 117/1);
  • комиссией ГФС центрального уровня – в течение 7 рабочих дней после получения от налогоплательщика письменных пояснений и копий документов, но не раньше получения решения комиссии регионального уровня о регистрации или отказе в регистрации НН/РК в Реестре.

Тестовый режим будет действовать в течение месяца со дня вступления в силу Порядка № 117/1 (п. 9 этого Порядка). Порядок № 117/1 вступил в силу с 22.03.18 г., значит, тестовый режим должен продолжаться до 22.04.18 г.

Отметим, что раньше этот срок отсчитывался по-другому – с момента получения налогоплательщиком решения органа ГФС.

Существуют ли какие-либо основания, позволяющие продлить срок подачи жалобы?

Срок подачи жалобы может быть продлен по основаниям, предусмотренным п. 102.6 НК, то есть в случае, если налогоплательщик:

  • находился за пределами Украины;
  • находился в плавании на морских судах за границей Украины в составе команды (экипажа) таких судов;
  • находился в местах лишения свободы по приговору суда;
  • был признан по решению суда безвестно отсутствующим или находился в розыске;
  • имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств или вследствие других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально.

Все эти обстоятельства налогоплательщик должен подтвердить документально (п. 2 разд. III Порядка, утвержденного приказом Минфина от 20.10.17 г. № 861).

В какой форме следует подавать жалобу?

Жалоба подается в электронной форме средствами электронной связи, определенными ГФС. Отметим, что ГФС регулярно размещает на своем официальном сайте информацию о средствах электронной связи, с помощью которых можно подавать жалобу. Для формирования жалобы в электронном виде налогоплательщик может по своему усмотрению выбирать любое программное обеспечение, где можно сформировать исходящий файл в соответствии с утвержденным форматом.

При подаче жалобы следует учитывать требования Законов от 22.05.03 г. № 851-IV и от 22.05.03 г. № 852-IV, а также Порядка, утвержденного приказом Минфина от 06.06.17 г. № 557. То есть нужно придерживаться правил обмена информацией с органами ГФС, правил электронного документооборота и заверения документов ЭЦП.

Жалоба подписывается лично налогоплательщиком (если это юрлицо, то жалобу подписывает его руководитель) или его уполномоченным представителем. В случае подписания жалобы представителем дополнительно прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия такого лица (этот документ нужно отправить в формате pdf). Жалобу нужно заверить соответствующей ЭЦП аналогично процедуре заверения ЭЦП других электронных документов. Отметим, что если жалобу подписывает доверенное лицо, то у него должна быть своя ЭЦП, то есть ставить ЭЦП руководителя в таком случае нельзя.

Что нужно указать в жалобе?

Жалоба должна содержать (п. 10 Порядка № 117/3):

  • наименование или Ф. И. О. налогоплательщика, подающего жалобу, его налоговый адрес;
  • налоговый номер или серию (при наличии) и номер паспорта (для физлиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия налогового номера, уведомили об этом контролирующий орган и имеют соответствующую отметку в паспорте);
  • номер и дату обжалуемого решения комиссии;
  • причины несогласия с решением комиссии;
  • сведения об обжаловании решения комиссии в судебном порядке (как уже было отмечено, в случае обжалования решения в суде административное обжалование невозможно. Поэтому здесь следует указать, что вы не подавали в суд иск об отмене решения комиссии об отказе в регистрации НН);
  • требования налогоплательщика, подающего жалобу. Формулировка должна звучать так: «Прошу отменить решение комиссии об отказе в регистрации НН»;
  • электронный адрес, на который направляется решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы.

К жалобе можно приложить пояснения и копии документов, подтверждающие информацию, указанную в заблокированных НН/РК (п. 11 Порядка № 117/3).

Имейте в виду: ГФС не может отказать налогоплательщику в регистрации жалобы.

В каком формате подается жалоба?

Жалобу на решение комиссии ГФС об отказе в регистрации НН/РК подают по форме J(F) 1313201 (см. образец). Вместе с жалобой нужно подать документы, подтверждающие реальность совершения операций по заблокированным НН/РК, по форме J(F) 1312601. Найти эти электронные форматы можно на официальном сайте ГФС.

Также учитывайте, что жалоба подается на каждое решение об отказе в регистрации НН/РК отдельно с указанием количества документов в числовом обозначении. Каждый документ нужно отправлять отдельным приложением в формате pdf, а размер файла должен быть не более 2 Мб.

Какое решение может вынести комиссия по рассмотрению жалоб?

По результатам рассмотрения жалобы комиссия выносит одно из следующих решений (п. 13 Порядка № 117/3):

  • удовлетворяет жалобу и отменяет решение комиссии об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН. Удовлетворение жалобы является основанием для регистрации НН/РК с соблюдением требований п. 2001.3 НК;
  • оставляет жалобу без удовлетворения и решение комиссии об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН без изменений;
  • оставляет жалобу без рассмотрения. Такое решение принимается, если жалобщик подал заявление об отказе от поданной жалобы (п. 14 Порядка № 117/3).

В какой срок принимается и в какой форме направляется налогоплательщику решение по жалобе?

Жалоба рассматривается в срок, установленный в п. 56.23 НК, – в течение 10 к. д. со дня ее получения ГФС. Ответ на жалобу предоставляется в электронной форме.

Может ли быть продлен срок рассмотрения жалобы?

Нет, не может, основания для продления такого срока законом не предусмотрены. К тому же если жалоба не рассмотрена в установленный срок, она считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем 10-дневного срока (пп. 56.23.4 НК, п. 17 Порядка № 117/3), то есть на 11-й день после получения жалобы ГФС. Если же данный срок прошел, а НН/РК так и не зарегистрирована, тогда следует обратиться в суд для обжалования бездействия должностных лиц органа ГФС.

Есть ли еще какой-нибудь способ обжалования решения об отказе в регистрации НН/РК?

Да, есть. Налогоплательщик имеет право обратиться в таком случае с жалобой к бизнес-омбудсмену – должностному лицу, которое занимается защитой интересов бизнеса перед органами государственной власти Украины и международными структурами. Иными словами, бизнес-омбудсмен выступает посредником между государством и бизнесом. Данный институт введен в нашей стране сравнительно недавно – в 2014 году.

Согласно п. 4 Положения о Совете бизнес-омбудсмена, утвержденного постановлением КМУ от 26.11.14 г. № 691, одна из основных задач Совета – прием от субъектов предпринимательства и рассмотрение жалоб на действия или бездействие власти, в частности жалоб на решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц.

С порядком и способами обращения можно ознакомиться на официальном сайте Совета бизнес-омбудсмена (электронная почта, адрес: Совет бизнес-омбудсмена, ул. Спасская, 30а, Киев, 04070, Украина).

В нашем случае для обращения к бизнес-омбудсмену нужно составить жалобу на действия и решение комиссии ГФС о незаконном отказе в регистрации НН. При подготовке жалобы следует соблюдать утвержденный Регламент бизнес-омбудсмена (его текст можно найти на сайте Совета бизнес-омбудсмена). Подробнее о правилах подачи жалобы бизнес-омбудсмену читайте «Отказали в регистрации НН: как подать жалобу бизнес-омбудсмену?».

Комментарии к материалу
Статьи по теме
02.06.2025
Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования
В статье расскажем, в каком порядке и при каких условиях орган ГНС может прекратить действие лицензий на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкого...
Популярное
27.06.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
27.05.2025
На предприятии сменился директор: 7 вопросов из практики
В статье рассмотрены вопросы, которые возникают у предприятия в случае смены директора. Вопросы касаются оформления трудовых отношений, регистрации смены директора в ЕГР, информирования налогового органа, контрагентов и оформления электронной подписи.  Акценты этой статьи: Нужно ли регистрир...
Новое
30.06.2025
Проведение внеплановой проверки в связи с требованием налогоплательщика о пересмотре результатов проверки
В статье рассмотрим, когда орган ГНС обязан назначить внеплановую проверку по требованию налогоплательщика. Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки из-за того, что налоговики в ходе проверки не исследовали все имеющиеся обстоятельства, он имеет право подать жалобу о пересмотре резу...
25.06.2025
Оплата по внутреннему договору получена в инвалюте: какая ответственность грозит предприятию?
В статье рассмотрено, могут ли платежи по внутреннему договору осуществляться в иностранной валюте и есть ли ответственность за такие расчеты. Предприятие выполняет строительные работы по договору подряда. Договор заключен с резидентом Украины – физлицом, строительные работы производятся на те...
11.06.2025
Административный арест имущества налогоплательщика: основания и порядок наложения
В статье рассмотрим, в каких случаях органы ГНС могут наложить административный арест на налогоплательщика. Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств этим плательщиком. Применить арест можно только при наличи...
Лучшие материалы