Предприятие выполняет строительные работы по договору подряда. Договор заключен с резидентом Украины – физлицом, строительные работы производятся на территории Украины, но стоимость работ в гривнях привязана к курсу иностранной валюты. Сейчас заказчик находится за границей в связи с военным положением и не имеет в распоряжении гривен, поэтому очередной платеж за выполненные работы он осуществил в иностранной валюте. У предприятия-подрядчика возник вопрос: является ли это нарушением – и если да, то какая ответственность предусмотрена за такое нарушение?
Сразу скажем, что получение оплаты в иностранной валюте по договору, который не является внешнеэкономическим, – это нарушение.
Рассмотрим, какие правила установлены законодательством для определения цены и расчетов по так называемым внутренним договорам.
В ч. 1 ст. 524 Гражданского кодекса (далее – ГК) предусмотрено, что обязательство должно быть выражено в денежной единице Украины – гривне. В то же время согласно ч. 2 этой статьи стороны могут определить денежный эквивалент обязательства в иностранной валюте. В этом случае сумма, подлежащая уплате в гривнях, определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной порядок ее определения не установлен договором либо законом или другим нормативно-правовым актом (ч. 2 ст. 533 ГК). Кроме того, в этой статье указано, что использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Украины по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, установленных законом.
В отношении ценообразования также действует специальный закон – Закон от 21.06.2012 № 5007-VI «О ценах и ценообразовании» (далее – Закон № 5007). Согласно данному Закону цены на товары, работы, услуги, которые предназначены для реализации на внутреннем рынке страны, устанавливаются исключительно в валюте Украины, если иное не предусмотрено международными соглашениями, ратифицированными Украиной, и постановлениями КМУ (ч. 2 ст. 10 Закона № 5007).
Также в данном вопросе нужно принимать во внимание требования Закона от 21.06.2018 № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон № 2473). Так, согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 2473 гривня является единым законным платежным средством в Украине с учетом особенностей, установленных ч. 2 этой статьи. А в ч. 2 ст. 5 Закона № 2473 перечислены исключения, когда на территории Украины допускаются расчеты в иностранной валюте. Однако в этом перечне нет случая, который мы рассматриваем.
Теперь ответим на вопрос:
Простая логика подсказывает нам, что нельзя. Чтобы убедиться в этом, обратимся к определениям, которые приведены в ст. 1 Закона от 16.04.1991 № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности».
Внешнеэкономический договор (контракт) – это договоренность двух или более субъектов внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, направленная на установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей во внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность – деятельность украинских и иностранных субъектов хозяйственной деятельности (далее – СХ), а также деятельность государственных заказчиков по оборонному заказу в случаях, определенных законами Украины, построенная на взаимоотношениях между ними, что имеет место как на территории Украины, так и за ее пределами.
Иностранные субъекты хозяйственной деятельности – это СХ, имеющие постоянное местонахождение или постоянное место жительства за пределами Украины.
Как видим, в нашей ситуации мы имеем дело с внутренним договором, а не с внешнеэкономическим, поскольку заказчик не является иностранным СХ, а значит, выполнение для него работ не считается внешнеэкономической деятельностью.
То есть договор украинского предприятия с гражданином Украины в любом случае не имеет статуса внешнеэкономического контракта – даже несмотря на то, что заказчик временно находится за границей.
Вышеприведенные нормы законодательства позволяют нам сделать следующие выводы:
Итак, предприятие получило оплату в инвалюте на основании внутреннего договора, что является нарушением валютного законодательства.
За такое нарушение могут быть применены меры:
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, вправе адекватно совершенному правонарушению применить к юридическим лицам меру воздействия в виде штрафных санкций в размере до 100 % суммы операции, проведенной с нарушением валютного законодательства (ч. 4 ст. 14 Закона № 2473).
То есть орган ГНС вправе применить к предприятию штраф, сумма которого может составить до 100 % размера платежа, который незаконно был получен предприятием в иностранной валюте.
При этом налоговики будут действовать в соответствии с Порядком применения налоговыми органами мер воздействия в виде штрафных санкций к юридическим лицам (кроме уполномоченных учреждений) за нарушение требований валютного законодательства, утвержденным постановлением КМУ от 26.05.2021 № 524 (далее – Порядок № 524). Так, на основании составленного налоговым органом акта проверки выносится налоговое уведомление-решение о применении штрафа, которое налогоплательщик вправе обжаловать в административном или судебном порядке.
Обратите внимание! Для применения этого штрафа действуют сроки давности, предусмотренные ч. 2 ст. 15 Закона № 2473. Так, штраф может быть применен в течение 6 месяцев со дня выявления правонарушения, однако не позднее чем через 3 года с момента его совершения. При этом днем выявления правонарушения считается дата составления налоговым органом акта документальной или фактической проверки (п. 6 Порядка № 524). |
Административная ответственность в виде штрафа за нарушение порядка осуществления валютных операций установлена ст. 1621 КУоАП. Штраф применяется к должностным лицам предприятия, а также к физлицам-предпринимателям.
Сумма штрафа – от 1 000 до 3 000 НМДГ (от 17 000 до 51 000 грн).
Составлять протоколы об админправонарушениях по таким делам уполномочены налоговые органы (ст. 255 КУоАП), а выносить постановления о привлечении к ответственности уполномочен суд (ст. 221 КУоАП).
Сроки применения административной ответственности установлены ст. 38 КУоАП. Так, взыскание может быть наложено не позднее чем через 3 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее 3 месяцев со дня его выявления.
Согласно п. 111.5 Налогового кодекса длящееся правонарушение – это непрерывное невыполнение норм законодательства налогоплательщиком, который совершил определенные действия или допустил бездействие и не совершал дальнейших действий по его устранению до момента выявления такого правонарушения контролирующим органом.
Исходя из этого определения считаем, что в ситуации, которую мы рассматриваем, имеет место длящееся правонарушение.