В стране заработают новые законы, решения Нацбанка и Кабмина, касающиеся банков и системы налогообложения
20.07.2015 244 0 0
Значимость Нацбанка. В начале июля президент Петр Порошенко подписал законы (проекты которых им же были и поданы), которые усиливают независимость и роль Национального банка. Изменяется процедура распределения его прибыли, возрастает роль совета НБУ в деятельности регулятора, изменяются функции правления НБУ, судам теперь запрещено приостанавливать решения Нацбанка и др.
Принятие этих законов было одним из обязательств Украины перед МВФ, который заинтересован в том, чтобы с стране был сильный Нацбанк. Но в этом интересы фонда и Украины совпадают: банковский регулятор должен работать самостоятельно, а не по советам правительства или Администрации президента.
Оздоровление банков. Фонд гарантирования вкладов впервые реализовал такой способ вывода неплатежеспособного банка с рынка как продажа его инвестору – кипрская компании Agro Holding (Ukraine) Limited, которая является дочерней компанией американского инвестиционного фонда NCH Capital, купила «Астра Банк» за 92,1 млн грн. Это означает, что платежеспособность банка должна быть восстановлена новым владельцем в течение 30 дней, и все вкладчики банка смогут получить свои деньги в определенные договорами сроки. Средства от продажи банка пополнили финансовые ресурсы Фонда гарантирования, что будет способствовать повышению его устойчивости и экономии средств государственного бюджета.
Фонд гарантирования вкладов физлиц. 16 июля Верховная Рада приняла законы, которые должны разблокировать выделение международными организациями $3,2 млрд финансовой поддержки Украине. Один из них направлен на улучшение системы гарантирования вкладов физлиц и решение ряда проблем с эффективностью работы Фонда гарантирования вкладов.
В частности, закон выводит банковские правонарушения из-под действия Кодекса об административных правонарушениях и распространяет на них банковское законодательство, которое раньше применялось в части штрафов только к юридическим лицам.
То есть ответственность руководителей банков существенно повышена.
Ответственность в виде штрафа и лишения свободы дополнена дискриминацией (лишением права занимать определенные должности или выполнять определенную работу) на срок до 10 лет, в ряде случаев – и специальной конфискацией. До трех лет увеличены сроки давности привлечения к ответственности.
Устанавливается уголовная ответственность руководителей или должностных лиц банка за внесение неправдивых сведений о вкладчике, что делает невозможной его идентификацию и затягивает начало осуществления выплат.
Связанные с банком лица отнесены к последней очереди кредиторов.
Расширяется перечень критериев, согласно которым банк может быть признан неплатежеспособным, а также перечень оснований для невозмещения Фондом гарантирования средств по вкладам. Например, он сможет не возмещать вклады с признаками дробления, а также средства, размещенные с признаками мошеннических действий.
Усиливается контроль НБУ за проблемными банками и вносятся изменения в систему гарантирования вкладов физлиц, которые позволят быстрее банкротить банки и выплачивать компенсации вкладчикам, повысить шансы спасти плохие учреждения. Например, для спасения неплатежеспособных банков позволят их продажу не только единичным инвесторам, но и их объединениям, а также государству и госбанкам за счет обмена обязательств банка на акции допэмиссии.
С 1 января следующего года срок работы временной администрации уменьшается с трех месяцев до одного. А с 1 января 2017 г. гарантии Фонда гарантирования вкладов будут распространяться и на физлиц-предпринимателей.
Вместе с тем Верховный суд в начале июля обратился в Конституционный суд с просьбой проверить на соответствие Конституции нынешнюю процедуру гарантирования вкладов. Суд смущает то, что Фонд гарантирования вкладов в настоящее время фактически выполняет функции надзора за неплатежеспособными банками, хотя не является органом государственной власти. Вызывает сомнения суда также порядок возврата средств, при котором сначала компенсацию получают физлица – владельцы текущих счетов и депозитов, и другие обстоятельства.
Если нынешнюю процедуру признают неконституционной, то должен будет действовать порядок, существовавший до 2012 г., когда всем заправлял Нацбанк, и права всех вкладчиков были одинаковыми.
Банковская система. 15 июля на заседании комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Валерия Гонтарева заявила, что Нацбанк завершил очистку банковской системы от проблемных банков, что является первым этапом стратегии развития банковского сектора Украины. Имущественные претензии Фонда гарантирования вкладов к собственникам существенного участия и топ-менеджерам банков, которые фонд выводит с рынка в связи с их неплатежеспособностью, составляют в настоящее время 87 млрд грн.
Банки первой-второй группы (по величине ктивов) сейчас, якобы, находятся в безопасности. Теперь Нацбанк приступает ко второму этапу, задачей которого является очистка банков третьей-четвертой группы, в частности мелких банков, активы и пассивы которых связаны с одним и тем же лицом.
«Есть мелкие банки, которые можно считать здоровыми, однако с полным отсутствием какой-либо стратегии. Тяжело сказать, для каких целей они были созданы. Мы готовим большую программу, которая позволит банкам укрупняться. Если это так называемый «карманный банк», но при этом он не представляет угрозы финансовому сектору, то акционеру надо дать альтернативу, что делать в этой ситуации. Очень хорошим вариантом в этом случае будет самоликвидация», – считает глава НБУ. Но такая категоричность вызывает сомнения – если банк не нарушает нормативов и законов, то какое дело регулятору до стратегии его собственника и размера банка?
17 июля глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что считает преждевременной либерализацию норм валютного регулирования. По ее словам, снятие ограничений невозможно без кардинальных сдвигов в экономике страны, и оно потребует дополнительных консультаций с МВФ. Хотя двумя днями ранее она говорила о том, что Нацбанк отменит административные ограничения на валютном рынке после достижения соглашения о реструктуризации внешнего долга.
С 15 июля процентные ставки по сертификатам НБУ стали менее доходными в среднем на 5-6 процентных пунктов, это ослабило интерес к ним банков, имеющих избыток гривневой наличности. Накануне глава НБУ посетовала на то, что в эти сертификаты банки вложили уже 45 млрд грн. Эксперты полагают, что данная мера направлена на активизацию банками кредитования экономики. Но ставка по кредитам сильно зависит от учетной ставки Нацбанка, которая пока остается неизменной – 30%.
Курс гривни. На днях глава НБУ заявила: «Мы переходим на режим инфляционного таргетирования (т.е. достижение заданного уровня инфляции. – Прим. ред.). Поэтому курс у нас один – гибкий, фиксированного нет, и не будет».
Но свое мнение в отношении величины курса Гонтарева в очередной раз высказала, отметив, что счет текущих операций будет сбалансированным при 21-22,7 грн за доллар.
Напомним, что счет текущих операций в 2013 г. достигал минус 10%, в прошлом году – минус 5% (счет текущих операций — раздел платежного баланса страны, в котором фиксируются экспорт и импорт товаров и услуг, чистый доход от инвестиций и чистый объем трансфертных платежей).
Налоги
Фискальная система. Выступая 17 июля в Верховной Раде, премьер-министр Арсений Яценюк сказал, что количество работников Государственной фискальной службы должно быть сокращено вдвое, а оставшимся должна быть соответственно увеличена зарплата. Кроме того, премьер заявил о желании максимально минимизировать контакты между плательщиками налогов и налоговой администраций путем внедрения электронных систем, мол «через интернет взяток не передашь». В то же время при презентации реформы ГФС глава ведомства Роман Насиров сообщил, что планируется сократить штат на 30% благодаря внедрению электронных сервисов.
17 июля Верховная Рада поддержала в целом законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно уменьшения налогового давления на плательщиков налогов)». Данным документом полномочия предоставления обобщающей налоговой консультации передаются Минфину с обязательным обнародованием таких консультаций на его веб-сайте. Отменяются положения Налогового кодекса, касающиеся определения налогового обязательства налогоплательщика в случае вынесения ему обвинительного приговора. Уточнены условия и порядок допуска контролирующих органов к проведению документальных выездных и фактических проверок.
До 31 декабря 2016 г.налогоплательщики освобождаются от уплаты штрафных санкций, указанных в налоговом уведомлении-решении, в случае уплаты налогового обязательства в течение 10 календарных дней.
16 июля принят закон о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно усовершенствования администрирования НДС. Им скорректировано функционирование системы электронного администрирования НДС, которая начла работать в стране на постоянной основе с 1 июля.
Также сохранен специальный режим применения НДС для аграриев.
Неприбыльные организации. 17 июня парламент принял законопроект, который возвращает перечень неприбыльных организаций, который существовал до принятия в конце 2014 г. изменений в Налоговый кодекс. Если закон подпишет Президент, то от уплаты налога на прибыль будут опять освобождены союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц; ЖСК; объединения совладельцев многоквартирных домов. Кроме того закон устраняет норму относительно увеличения финансового результата плательщика налога на прибыль на сумму, которая составляет 30% от стоимости работ, товаров и услуг, приобретенных у неприбыльных организаций.
Трансфертное ценообразование. 15 июля принят закон о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно трансфертного ценообразования. В целом можно сказать, что законодатели частично исправили недочеты существующего законодательства и устранили неоправданную жесткость существующих норм. В конце прошлого года в одних статьях Налогового кодекса отменили применение правил трансфертного ценообразования при обложении НДС внутренних операций, а в других – нет, сейчас это исправили.
Чтобы вывести из-под норм трансфертного ценообразования малый и средний бизнес, повысили минимальный порог контролируемых операций. Согласно принятому закону, хозяйственные операции признаются контролируемыми, если одновременно выполняются следующие условия:
- годовой доход налогоплательщика превышает 50 млн грн (за вычетом косвенных налогов);
- объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 5 млн грн за соответствующий налоговый (отчетный) год.
Уменьшается штраф за недекларирование контролируемых операций – с 5% до 1% суммы «пропущенных» операций, но не более 300 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года.
Рентные платежи. Кабмин зарегистрировал в Верховной Раде законопроект №2352а о снижении с 1 октября 2015 г. рентных платежей, взимаемых при добыче частными компаниями природного газа. Предусматривается снижение ренты с 55% до 29% (при глубине добычи до 5 км) и с 29% до 14% (при глубине добычи свыше 5 км). Глава Минфина Наталья Яресько отметила, что в случае снижения рентных платежей страна получит снижение доходов в бюджет в текущем году, но «мы готовы понести эти потери сегодня, чтобы увеличить собственную добычу газа в Украине уже завтра».
Для новых инвестпроектов, начиная с 1 января 2016 г., будут действовать новые условия. Ставка налога на прибыль останется 18%, но будет введена 30% надбавка к этому налогу с расширением базы налогообложения и с авансовой ее уплатой в первый год. Рента же будет уменьшена до 20% и 10%.
Пересмотр рентных ставок на добычу газа государственными компаниями Минфин прогнозирует через 2 года.
Единый налог. 7 июля Минюст зарегистрировал приказ Минфина № 579 от 19.06.2015 г., который гласит, что книгу учета доходов для плательщиков единого налога теперь можно вести в электронном виде.
http://news.eizvestia.com/news_econom...
Источник:
Коментарі до матеріалу