Отмена НДС: что кроется в проекте закона
16 ноября депутаты Верховной Рады зарегистрировали проект закона №5401 «Об отмене в Украине налога на добавленную стоимость». В пояснительной записке отмечается, что этот налог есть, не больше, не меньше, дискриминационным и коррупционным, особенно в части его возмещения. «В Налоговом кодексе налоговые льготы для определенных субъектов хозяйствования занимают более 20 страниц», ─ говорится в пояснительной записке. Инвестиционный аналитик Иван Угляница разобрался в преимуществах и недостатках такого решения и рассказал, какими будут последствия, если проект закона все же примут.
По налогу на добавленную стоимость у нас давно и прочно закрепился образ «самого коррупционного налога» ─ до такой степени, что особо впечатлительные народные депутаты периодически предлагают его отменить. «Логика» подобных попыток примерно такая: чтобы деньги не воровали, нужно отменить деньги. При этом речь не идет о том, что поступления от НДС формируют более 40% госбюджета и 30% сводного бюджета страны. А про альтернативы, которые бы позволили закрыть брешь в казне, авторы таких предложений скромно умалчивают.
Впрочем, законопроекты вроде «Об отмене Налога на добавленную стоимость» не стоят того, чтобы их серьезно обсуждать. В целом, такие попытки в нынешней ситуации и с таким уровнем подготовки не имеют никакой перспективы вообще, как и много других " налоговых «инициатив», которые подаются практически «с голоса», без малейшего просчета последствий, разумного экономического обоснования и согласования налоговой системы в целом.
Последние эксперименты с единым социальным налогом, с повышением минимальной заработной платы, с повышением среднего пенсионного возраста (включая ограничения возможности раннего выхода на пенсию), урезанием пенсий для работающих граждан и так далее только подтверждают общий подход к «фискальной политики», который состоит практически на 100% из проб и ошибок.
Все эти попытки угадать правильную кнопку на пульте управления космическим кораблем, чтобы его запустить, и составляют сейчас налоговую и экономическую политику страны. Ради справедливости стоит сказать: не только госсектор грешит такими «инициативами с голоса», как упомянутое уже отмену НДС, но и частный сектор, представленный различными инициативными группами, которые применяют такой же подход.
Например, авторы данного законопроекта (5401) и подобных инициатив среди аргументов приводят все, что только можно, вплоть до обвинения НДС в убийстве Кеннеди. Например, среди перечисленных можно отметить:
Наличие большого количества различных льгот по уплате. Почему тогда не убрать «лишние» льготы? Зачем головную боль лечить гильотиной?
«Фискальная нестабильность» ─ наверное, под этим подразумевается высокая волатильность поступлений по этому налогу. Что не является правдивым утверждением, как будет проиллюстрировано ниже.
Рост возмещенного НДС с уплаченного ─ что тоже, мягко говоря, является очень спорным утверждением и очень зависит в том числе от структуры и динамики внешней торговли страны. Сама же проблема «разорванной цепочки», когда не платится часть налога с импорта, но при этом предъявляется к возмещению налог, уплаченный по экспортной части, либо формируется фиктивный налоговый кредит ─ не новая и для многих развитых стран. Проблемы такого порядка должны решаться с помощью правоохранительных органов, а не налога как такового. Любой налог не будет собираться сам собой ─ в этом суть государственной власти и соответствующих рычагов.
Уклонение от уплаты налога многими субъектами ─ с этим аргументом трудно спорить. Очевидно только то, что, как и в случае с «фискальной нестабильностью», данные скорее свидетельствуют о том, что уровень сбора налогов (и НДС в том числе) не ухудшилось относительно экономики, а местами и улучшился, как показано на графике ниже.
Отсутствие НДС в развитых странах-как пример приводится США. При этом речь не идет о том, что в других странах НДС заменяется налогом с оборота (выручки), который имеет свои особенности. Во многих странах, как и в Украине, НДС показал себя эффективным и удобным налогом на потребление (с точки зрения его уплаты и наполнение бюджета). Например, в той же Великобритании поступления от НДС формируют около 13-15% доходов бюджета, в Китае свыше 20%, и около 60% ─ в Индии.
Отношение налоговых поступлений и доходов бюджета к ВВП
Данные: Госстат, Госказначейство
Как видно из представленного графика, уровень сбора НДС в экономики за последние годы не только не упал, но и вырос. Здесь мы не касаемся вопроса фискального давления на потребителя и экономику, поскольку это предмет более глубокого изучения и дискуссии, а приводим иллюстрацию к так называемой «фискальной нестабильности».
Рост возмещения НДС в структуре налога тоже, мягко говоря, сложно подтвердить без жонглирования данными. Скорее, прослеживается обратная картинка ─ возмещен налог сокращается в общей структуре.
Доли основных составляющих поступлений НДС в нетто-поступлений налога
Данные: Госстат, Госказначейство
Если же считать возмещение как отношение налога, уплаченного при импорте, то в таком случае речь уже может идти о некотором манипулирования данными, поскольку с учетом падения курса национальной валюты, снижение реальных доходов населения и общий экономический кризис в стране, объем импорта в реальном выражении заметно сократился.
При этом НДС, полученный с импортных товаров, как отношение к импорту, стабильно повышается с 2009 года. Хотя и резкое падение после 2009 года этого показателя вызывает ряд вопросов. Часть из которых, очевидно, могут объясняться не только экономическими факторами, но и политическими ─ смена власти в 2010 и 2013 годах ─ на многих графиках видны характерные «пики» или «провалы».
Соотношение НДС-составляющих показателей внешней торговли товарами
Данные: Госстат, Госказначейство, НБУ
Таким образом, можно сказать, что в целом данные не подтверждают основных постулатов, изложенных в пояснительной записке к законопроекту, так же, как и так называемые «общие места», которые часто считаются очевидными, но данными не подтверждаются.
Здесь стоит еще раз отметить, что сказанное касается фискальной составляющей налога, то есть насколько эффективно он выполняет функцию наполнения бюджета в существующей системе координат. Важнее вопрос ─ как система наполнения бюджета и налоги влияют на ожидания людей и бизнеса? И речь в данном случае должна идти не только о НДС, налоговую систему в целом, но и о комплексном подходе к социально-экономического развития страны и реальное переформатирование многих составляющих существующей системы.
Иван Угляница
Источник: http://chp.com.ua/
Коментарі до матеріалу