Підписуйся на інформаційну страховку бухгалтера
Розділи:
Підрозділи:
Підрозділи:
Підрозділи:

Как сегодня решится судьба налоговых упрощенцев

Минфин хочет отлучить от упрощенной системы целый пласт бизнеса, а Южанина — поднять налоги

Сегодня может сдвинуться с мертвой точки вопрос налоговой реформы, к которому привязано принятие госбюджета-2016 и выделение Украине третьего кредитного транша от МВФ ($1,7 млрд.). Владимир Гройсман пригласил премьер-министра Арсения Яценюка и министра финансов Наталью Яресько на совещание по поводу налоговой реформы. Встреча должна состояться в 16.00 25 ноября. 

Эта встреча планировалась давно и по сути должна ознаменовать новый этап в бюджетном процессе. В лучшем случае он может закончиться всеобщим примирением и наработкой единого проекта налоговой реформы и бюджета, в худшем — дальнейшим усугублением разногласий между сторонами и срывом бюджетного процесса.

В поисках баланса и поддержки

Затянувшийся поиск компромисса может повлиять на сроки рассмотрения в парламенте проекта либеральной налоговой реформы, зарегистрированного главой парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной и группой депутатов.

11 ноября на своем заседании комитет рекомендовал депутатам включить законопроект о внесении изменении в Налоговый Кодекс относительно налоговой либерализации в повестку дня Верховной Рады. Позже он официально обратился к спикеру рассмотреть документ в первом чтении в четверг 26 ноября. Скорее всего этого не случится. Главная причина — отсутствие необходимого количества голосов в парламенте. «Вряд ли Южанина будет рисковать. В БПП нет единогласной поддержки ее законопроекта. Народный Фронт этот документ не поддержит», — рассказал «Вестям» источник в правительстве.

В свою очередь с документом Минфина тоже все сложно. Министерство продолжает процесс согласования с профильными министрами расходов бюджета-2016 в привязке к налоговой реформе. Процесс этот полон конфликтов и пока далек от завершения. На сегодняшний день согласованного всем составом правительства проекта НК и проекта бюджета на следующий год нет. Появление этих законопроектов в парламенте ожидается к середине декабря.

Бизнес заденут за живое

Ситуацию усугубляет и то, что обе модели налоговой реформы наступают на больные мозоли бизнеса: отмену льгот для аграриев и трансформацию упрощенной системы налогообложения.

И если аграриев на уровне правительства защищает министр аграрной политики Алексей Павленко и лоббисты в парламенте, то с упрощенкой все сложнее.

«Упрощенная система налогообложения — это острый социальный вопрос. С точки зрения политической целесообразности лучше ее сейчас не трогать, дабы не раскачивать социальные протесты», — отметил в разговоре с «Вестями» руководитель секретариата совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский. В случае с депутатским законопроектом, говорит он, озвучивается следующий вариант — вынести упрощенку «за рамки» реформы и принять позже.

Минфин же настроен на изменения системы без отсрочек.

К чему приведет отмена упрощенки, кроме как к протестам бизнеса, точно сказать ни в одном из лагерей не могут.

С одной стороны, упрощенная система налогообложения означает, что малые предприятия по факту получают субсидии от государства. В 2013 г. эксперты USAID оценили объем такого субсидирования в 2,2% ВВП (32 млрд грн). Из этой суммы 0,5% ВВП приходится на замену НДС и налога на прибыль единым налогом, 0,4% — на экономию за счет налога на доходы физлиц и единый соцвзнос, 1,3% ВВП — на сокращение расходов на учет и проверки. В сложных экономических условиях такая система позволила многим выжить или выйти из тени.

С другой стороны, упрощенка сохраняет возможности для занижения доходов и ухода от уплаты налогов. Не секрет, что с ее помощью предприниматели снижают нагрузку по ЕСВ.

Мнения разнятся

Взгляды Минфина и депутатов на то, как нужно реформировать упрощенную систему налогообложения и почему, традиционно разошлись. Ни одна из моделей полностью не устраивает бизнес и общественность.

Напомним, Минфин предлагает сократить количество групп упрощенцев до трех.

  • Группа А – физлица-предприниматели которые не используют труд наемных сотрудников, работают на рынках или предоставляют бытовые услуги населению с объемом дохода не более 300 тыс грн в год. Ставка единого налога — до 20% минимальной зарплаты (МЗП) + ЕСВ 20% от МЗП. Эти предприниматели обязываются применять кассовые аппараты с января 2019 г.
  • Группа В — ФЛП со штатом до 10 сотрудников и годовым доходом до 2 млн грн. Ставка единого налога приравнивается к ставке НДФЛ — 20% дохода и ЕСВ в размере 20% базы начисления. Обязательное применение кассовых аппаратов с 2016 г.
  • Группа С – сельхозпроизводители с долей с/х производства 75% и более, доходом до 2 млн грн. Ставка налога — от 0,27% до 3% от оценки 1 га земли (в зависимости от типа надела).

На упрощенке не смогут работать физлица-предприниматели, которые являются финансовыми посредниками (кроме страховщиков) или же занимаются игорной деятельностью, обменом валют, производством/продажей подакцизных товаров или же добычей полезных ископаемых.

Напомним, депутаты в своем варианте налоговой реформы базовые элементы для первой и второй групп предложили не менять. Для третьей группы ставка налога увеличивается с 3% единого налога + НДС, или 6% налога без НДС в 2016 г. до 5% единого налога + НДС, или 10% налога без уплаты НДС в 2018 г.

Для плательщиков четвертой группы устанавливаются следующие критерии: объем дохода до 100 млн грн, площадь земель в использовании — до 3 тыс. га. По мнению депутатов, на упрощенке не должны работать ФЛП, которые работают с юрлицами, производители и продавцы мехов, отельеры, а также предприниматели задействованные в сфере производства и реализации драгоценных металлов и камней.

Бюджетные риски

Согласно официальным данным, в прошлом году в Украине было 1,2 млн плательщиков единого налога. «Это 71,6% от общего количества активных физлиц-предпринимателей и 44,6% от активных юрлиц. 47,9% плательщиков единого налога относятся ко второй группе. 51,8% единщиков работали в сферах торговли и ремонта», — говорится в исследовании USAID, посвященному упрощенке.

Единый налог относится к местным налогам.

По данным Минфина, удельный вес упрощенки в доходах сводного бюджета — 1,6% или 6,9 млрд грн.

В следующие году ожидается, что при условии детенизации доходы казны от единого налога составят 11 млрд грн в случае принятия реформы Минфина, и 13,8 млрд грн — если будет реализован депутатский сценарий.

Эти оценки расходятся с расчетами экспертов. По данным Ассоциации городов Украины, которые оказались в распоряжении «Вестей», трансформация единого налога приведет к недопоступлениям в местные бюджеты. «Так, из-за сокращения плательщиков третьей группы (за счет юрлиц — «Вести») муниципалитеты недополучат до 50% единого налога. Черкассы, например, потеряют до 40 млн грн», — говорится в аналитических материалах АГУ. Одна и причин для подобных пессимистичных прогнозов — отсутствие весомых оснований для детенизации.

В тоже время источник «Вестей» в Минфине утверждает, что потери местных частично компенсирует новый налог в размере 25 тыс. грн в год на автомобили класса «Люкс» (стоимостью свыше 1 млн грн) и отмена льгот по налогу на недвижимость для складских и промышленных помещений.

 

Как сегодня решится судьба налоговых упрощенцев. Фото 1

Источник:http://business.vesti-ukr.com/125178-...

Коментарі до матеріалу
Швидка реєстрація
Будьте в курсі змін і актуальних тем, задавайте питання.
Популярне
02.12.2025
Топ-20 новин минулого тижня
Найбільш цікаві новини минулого тижня Держпраці затвердила нові нормативно-правові акти з охорони праці Оновлено показники середньої зарплати за 2025 рік, яка враховується для обчислення пенсії Планують затвердити примірні форми та описи уніфікованих форм типових документів, що створюються під час...
12.11.2025
З 1 січня 2026 року діятиме нова система КВЕД: що зараз робити бізнесу
Нова система класифікації видів економічної діяльності – розбираємось разом! Більше за темою: Зарядка електромобілів: який це КВЕД і чи потрібна ліцензія? Види діяльності: на що впливає КВЕД? Із 1 січня 2027 року Україна переходить на нову класифікацію видів економічної діяльності – NA...
08.09.2025
Закон № 4536 опубліковано 3 вересня: огляд основних змін
Закон № 4536 вносить зміни, зокрема, до Податкового кодексу, Закону від 08.07.2010 № 2464-VІ , Закону від 18.06.2024 № 3817-ІХ. Більшість норм Закону № 4536 набирає чинності з першого числа місяця, наступного за місяцем його опублікування, тобто з 1 жовтня 2025 року. Більше за темою: Квартальна об&...
Нове
05.12.2025
Документи, які набули чинності з 1 по 7 грудня 2025 року
Документи, які набули чинності цього тижня та стануть у нагоді при здійсненні господарської діяльності. Указ Президента від 29.11.2025 № 870/2025 «Про рішення Ради національної безпеки і оборони України від 29 листопада 2025 року «Про застосування персональних спеціальних економічни...
05.12.2025
Зміни в законодавстві з 1 по 5 грудня 2025 року
Добірка основних змін в законодавстві, які відбулися цього тижня ПФУ та Держпраці затвердили річні плани перевірок на 2026 рік До плану перевірок Держпраці  увійшло 18 211 суб'єктів господарювання. Наразі на сайті ПФУ відсутній перелік СГД, які заплановані до перевірок.  Закон про Д...
05.12.2025
Викладацьку роботу за кордоном зарахують до стажу роботи в Україні
Кабміном унесено зміни до Порядку виплати надбавок за вислугу років педагогічним і науково-педагогічним працівникам.   Більше за темою: Стаж для щорічної відпустки: таблиця-підказка Як розрахувати страховий стаж для оплати лікарняного?   Кабміном внесено зміни до Порядку виплати на...
Кращі матеріали