Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как сегодня решится судьба налоговых упрощенцев

Минфин хочет отлучить от упрощенной системы целый пласт бизнеса, а Южанина — поднять налоги

Сегодня может сдвинуться с мертвой точки вопрос налоговой реформы, к которому привязано принятие госбюджета-2016 и выделение Украине третьего кредитного транша от МВФ ($1,7 млрд.). Владимир Гройсман пригласил премьер-министра Арсения Яценюка и министра финансов Наталью Яресько на совещание по поводу налоговой реформы. Встреча должна состояться в 16.00 25 ноября. 

Эта встреча планировалась давно и по сути должна ознаменовать новый этап в бюджетном процессе. В лучшем случае он может закончиться всеобщим примирением и наработкой единого проекта налоговой реформы и бюджета, в худшем — дальнейшим усугублением разногласий между сторонами и срывом бюджетного процесса.

В поисках баланса и поддержки

Затянувшийся поиск компромисса может повлиять на сроки рассмотрения в парламенте проекта либеральной налоговой реформы, зарегистрированного главой парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной и группой депутатов.

11 ноября на своем заседании комитет рекомендовал депутатам включить законопроект о внесении изменении в Налоговый Кодекс относительно налоговой либерализации в повестку дня Верховной Рады. Позже он официально обратился к спикеру рассмотреть документ в первом чтении в четверг 26 ноября. Скорее всего этого не случится. Главная причина — отсутствие необходимого количества голосов в парламенте. «Вряд ли Южанина будет рисковать. В БПП нет единогласной поддержки ее законопроекта. Народный Фронт этот документ не поддержит», — рассказал «Вестям» источник в правительстве.

В свою очередь с документом Минфина тоже все сложно. Министерство продолжает процесс согласования с профильными министрами расходов бюджета-2016 в привязке к налоговой реформе. Процесс этот полон конфликтов и пока далек от завершения. На сегодняшний день согласованного всем составом правительства проекта НК и проекта бюджета на следующий год нет. Появление этих законопроектов в парламенте ожидается к середине декабря.

Бизнес заденут за живое

Ситуацию усугубляет и то, что обе модели налоговой реформы наступают на больные мозоли бизнеса: отмену льгот для аграриев и трансформацию упрощенной системы налогообложения.

И если аграриев на уровне правительства защищает министр аграрной политики Алексей Павленко и лоббисты в парламенте, то с упрощенкой все сложнее.

«Упрощенная система налогообложения — это острый социальный вопрос. С точки зрения политической целесообразности лучше ее сейчас не трогать, дабы не раскачивать социальные протесты», — отметил в разговоре с «Вестями» руководитель секретариата совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский. В случае с депутатским законопроектом, говорит он, озвучивается следующий вариант — вынести упрощенку «за рамки» реформы и принять позже.

Минфин же настроен на изменения системы без отсрочек.

К чему приведет отмена упрощенки, кроме как к протестам бизнеса, точно сказать ни в одном из лагерей не могут.

С одной стороны, упрощенная система налогообложения означает, что малые предприятия по факту получают субсидии от государства. В 2013 г. эксперты USAID оценили объем такого субсидирования в 2,2% ВВП (32 млрд грн). Из этой суммы 0,5% ВВП приходится на замену НДС и налога на прибыль единым налогом, 0,4% — на экономию за счет налога на доходы физлиц и единый соцвзнос, 1,3% ВВП — на сокращение расходов на учет и проверки. В сложных экономических условиях такая система позволила многим выжить или выйти из тени.

С другой стороны, упрощенка сохраняет возможности для занижения доходов и ухода от уплаты налогов. Не секрет, что с ее помощью предприниматели снижают нагрузку по ЕСВ.

Мнения разнятся

Взгляды Минфина и депутатов на то, как нужно реформировать упрощенную систему налогообложения и почему, традиционно разошлись. Ни одна из моделей полностью не устраивает бизнес и общественность.

Напомним, Минфин предлагает сократить количество групп упрощенцев до трех.

  • Группа А – физлица-предприниматели которые не используют труд наемных сотрудников, работают на рынках или предоставляют бытовые услуги населению с объемом дохода не более 300 тыс грн в год. Ставка единого налога — до 20% минимальной зарплаты (МЗП) + ЕСВ 20% от МЗП. Эти предприниматели обязываются применять кассовые аппараты с января 2019 г.
  • Группа В — ФЛП со штатом до 10 сотрудников и годовым доходом до 2 млн грн. Ставка единого налога приравнивается к ставке НДФЛ — 20% дохода и ЕСВ в размере 20% базы начисления. Обязательное применение кассовых аппаратов с 2016 г.
  • Группа С – сельхозпроизводители с долей с/х производства 75% и более, доходом до 2 млн грн. Ставка налога — от 0,27% до 3% от оценки 1 га земли (в зависимости от типа надела).

На упрощенке не смогут работать физлица-предприниматели, которые являются финансовыми посредниками (кроме страховщиков) или же занимаются игорной деятельностью, обменом валют, производством/продажей подакцизных товаров или же добычей полезных ископаемых.

Напомним, депутаты в своем варианте налоговой реформы базовые элементы для первой и второй групп предложили не менять. Для третьей группы ставка налога увеличивается с 3% единого налога + НДС, или 6% налога без НДС в 2016 г. до 5% единого налога + НДС, или 10% налога без уплаты НДС в 2018 г.

Для плательщиков четвертой группы устанавливаются следующие критерии: объем дохода до 100 млн грн, площадь земель в использовании — до 3 тыс. га. По мнению депутатов, на упрощенке не должны работать ФЛП, которые работают с юрлицами, производители и продавцы мехов, отельеры, а также предприниматели задействованные в сфере производства и реализации драгоценных металлов и камней.

Бюджетные риски

Согласно официальным данным, в прошлом году в Украине было 1,2 млн плательщиков единого налога. «Это 71,6% от общего количества активных физлиц-предпринимателей и 44,6% от активных юрлиц. 47,9% плательщиков единого налога относятся ко второй группе. 51,8% единщиков работали в сферах торговли и ремонта», — говорится в исследовании USAID, посвященному упрощенке.

Единый налог относится к местным налогам.

По данным Минфина, удельный вес упрощенки в доходах сводного бюджета — 1,6% или 6,9 млрд грн.

В следующие году ожидается, что при условии детенизации доходы казны от единого налога составят 11 млрд грн в случае принятия реформы Минфина, и 13,8 млрд грн — если будет реализован депутатский сценарий.

Эти оценки расходятся с расчетами экспертов. По данным Ассоциации городов Украины, которые оказались в распоряжении «Вестей», трансформация единого налога приведет к недопоступлениям в местные бюджеты. «Так, из-за сокращения плательщиков третьей группы (за счет юрлиц — «Вести») муниципалитеты недополучат до 50% единого налога. Черкассы, например, потеряют до 40 млн грн», — говорится в аналитических материалах АГУ. Одна и причин для подобных пессимистичных прогнозов — отсутствие весомых оснований для детенизации.

В тоже время источник «Вестей» в Минфине утверждает, что потери местных частично компенсирует новый налог в размере 25 тыс. грн в год на автомобили класса «Люкс» (стоимостью свыше 1 млн грн) и отмена льгот по налогу на недвижимость для складских и промышленных помещений.

 

Как сегодня решится судьба налоговых упрощенцев. Фото 1

Источник:http://business.vesti-ukr.com/125178-...

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
17.11.2025
Кабмин усиливает контроль над государственными предприятиями
Принято решение о комплексном анализе деятельности предприятий государственного сектора экономики и усилении контроля над госпредприятиями. Больше по теме: Дивиденды акционерных обществ и госпредприятий: налоговые нюансы Кабмин принял решение о комплексном анализе деятельности предприятий государст...
17.11.2025
Начато обсуждение изменений к порядку выдачи юридическим лицам лицензии на осуществление операций с наличными
Целью проекта постановления является усовершенствование процедуры лицензирования юрлиц и унифицирование отдельных требований к оценке деловой репутации физических и юридических лиц (руководителей, собственников существенного участия). Больше по теме: Наличные расчеты: в каких случаях действуют огра...
17.11.2025
Планируют изменения к законам о трудоустройстве иностранцев и лиц без гражданства
Проектом Закона предлагается внести изменения в Законы от 05.07.2012 № 5067-VI «О занятости населения», от 22.09.2011 № 3773-VI «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», от 20.11.2012 № 5492-VI «О Едином государственном демографическом реестре и документах...
Лучшие материалы