Підписуйся на інформаційну страховку бухгалтера
Підписатися

За секунду до: Какую налоговую реформу примет Верховная Рада

Кто и сколько будет отдавать в бюджет после принятия изменений в Налоговый кодекс, рассказала CEO в ICF Legal Service Наталья Ульянова

В ближайшие дни в парламенте будет зарегистрирован проект изменений в Налоговый кодекс. Именно он, возможно, и станет той реформой, борьба за которую ведется уже не первый месяц и даже не один год. Эта реформа - результат длительной и непростой дискуссии между представителями действующей власти, а также бизнесом и активистами со стороны общественности.

Законодатели уверяют, что им все-таки удалось добиться компромисса, а итоговый документ учтет интересы всех сторон. Но как будет в реальности - прогнозировать сложно. Особенно памятуя, как депутаты в Верховной Раде привыкли вносить изменения "с голоса". Поэтому пока мы можем лишь проанализировать те основные положения, которые подготовил профильный комитет парламента по вопросам налогов и таможенной политики. Насколько известно, именно концепция ВР и легла в основу грядущей реформы.

Основные направления новаций - создание фискальных условий для развития бизнеса в стране, уменьшение давления на фонд оплаты труда до 30%, снижение ставок прямых налогов, упрощение администрирования, что позволит вывести экономику из тени, а также стабильность налогового законодательства, изменения в которое в течение 3 лет будут под запретом. Таким образом, реформа должна значительно упростить существующую налоговую систему, перенастроить ее с идеологии "давления" к стимулированию экономики.

Распределят по совести?

Ставка налога на прибыль должна снизиться с действующих 18% до 15%, а объектом налогообложения станет распределенная прибыль. Это перекликается с тем, как облагается налогом прибыль в странах Прибалтики. И, собственно, это именно та модель, которую отстаивал бизнес. Возможно, ему удалось добиться своего. Согласно этой модели, сумма налога, уплаченная в течение года, учитывается при определении налоговых обязательств по итогам года, а накопленные переплаты по налогу на прибыль будут направлены в счет уменьшения суммы в последующих отчетных периодах.

Ставка НДС будет пересмотрена до уровня 15% (сегодня - 20%). Ниже, как отмечают разработчики, нельзя, поскольку это стандартная минимальная ставка в соответствии с Директивами ЕС. Вместе с тем, самый болезненный вопрос, который касается функционирования НДС-счетов, все еще остается нерешенным. Вместо полной отмены депонирования законодатели предлагают лишь увеличить овердрафт по спецсчетам. Но, правда, хотят дать возможность регистрировать налоговые накладные с опозданием и без пополнения НДС-счета. Из позитивного - введение запрета на аннулирование фискальной службой сумм налогового кредита по формальным признакам, внедрение бюджетного возмещения НДС в автоматическом режиме и создание публичного реестра претендентов на такое возмещение.

Помимо этого предлагается ввести систему защиты добросовестных налогоплательщиков от несвоевременной регистрации налоговых накладных/корректировок, и обеспечить исправление ошибок контрагентами. Что еще очень важно, на законодательном уровне должен все-таки появиться запрет так называемого "9 стана", когда свидетельства плательщика НДС аннулируется фискалами исключительно по формальным причинам (например, при его отсутствии по местонахождению).

Доходы под контролем

Налог на доходы физических лиц претерпит существенные изменения. Существующая прогрессивная шкала ставок (15 и 20%) упраздняется. Вместо нее вводится единая ставка НДФЛ на уровне 10%. Исключения - ставка 5% на дивиденды, которые выплачивают плательщики налога на распределенную прибыль, а также 20% на дивиденды, которые выплачиваются при получении призов, выигрышей. Кроме того, отдельные условия налогообложения предусмотрены для предпринимателей, которые выбрали не упрощенную, а общую систему.

Индивидуальные бизнесмены будут разделены на три категории: 1-я - мелкая единоличная деятельность. Таким предпринимателям не придется получать свидетельство о регистрации, но при этом они не будут иметь права нанимать третьих лиц, а сфера их бизнеса будет ограничена лишь розничной торговлей, предоставлением бытовых услуг, народными промыслами. Объем годового дохода - не более 250 минимальных зарплат, ставка НДФЛ - 10% МЗП. 2-я категория - предприниматели, которые проводят независимую профдеятельность. Количество наемных сотрудников не ограничивается, предельный оборот в год - 4000 МЗП, а подоходный налог будет взиматься по ставке 10%. Но не с суммы дохода, а с прибыли. 3-я категория - стандартная система, которая применяется для обычных плательщиков. Ею смогут воспользоваться предприниматели, оборот бизнеса которых превышает 4000 МЗП ежегодно. Ставка налога - 10% с полученной прибыли. И СПД на этой группе будут являться плательщиками НДС на общих основаниях.

Если вернуться к физлицам, то порог налогообложения пенсий вновь возрастет до 10000 гривен. Плюс ко всему, расширяется круг лиц, которые попадают под налогообложение наследства. Это будут бабушки и дедушки, внуки, родные братья и сестры ушедшего из жизни человека.

Что касается единого соцвзноса, то его упразднять не будут (хотя концепция Министерства финансов, как мы помним, предусматривала именно такой сценарий с 2018 года). Единая ставка ЕСВ составит 20%. Ликвидируют лишь соцвзнос, который взимается непосредственно с наемных сотрудников по ставке от 2 до 6,1%. Кроме того, законодатели предлагают отказаться от максимальной базы для начисления единого соцзвзноса.

ЕСВ с дохода, который превышает 17 минимальных зарплат, будет зачисляться на персонифицированный счет в Государственном Ощадбанке с последующей выплатой при наступлении пенсионного возраста. Фактически, это один из шагов в сторону накопительной пенсионной системы, и сигнал к постепенному отказу от Пенсионного фонда.

Простые сложности

Упрощенную систему налогообложения, как и обещали, власти пока что оставили в покое. Да, изменения есть, но они не так существенны, как настаивало правительство. Для 1-й и 2-й групп единого налога все остается по прежнему. А вот 3-й группе придется слегка потесниться, поскольку предпринимателей, выбравших ее, ждет поэтапное увеличение ставок. С 2%+НДС или 4% с включенным в эту ставку НДС (как это есть сегодня) до 5%+НДС или 10% с учетом НДС в 2018 году. Кроме того, предполагается снижение планки годового дохода с нынешних 20 млн гривен до 5 млн гривен.

Что очень важно, сужается и сфера применения единого налога. Запрет на его применение коснется предпринимателей, которые ведут хозяйственную деятельность с юридическими лицами и одновременно находятся с ними в трудовых отношениях; плательщиков 2 группы, которые осуществляют производство, поставку, продажу верхней одежды из меха и натуральной кожи; плательщиков 2 группы в сфере гостиничного бизнеса, которые относятся к категориям 3, 4, и 5 "звезд".

Не смогут работать на "упрощенке" и лица, которые выполняют функции отдельной структурной единицы ресторана (бара, кафе, столовой, кухни и т.д.). Это же касается и тех, кто занимается производством и продажей драгоценных металлов, камней, ювелирных изделий (помимо их ремонта).

Аграрии остаются на 4-й группе единого налога. Но требования к ним ужесточаются: годовой оборот не должен превышать 100 млн гривен, а площадь обрабатываемых земель - 3 тыс га. Иначе сельхозпроизводитель автоматически "вылетает" в общую систему налогообложения.

В части администрирования налогов также произойдут весомые изменения. Главная идея - создание полноценного онлайн доступа налогоплательщиков к личному счету, и дистанционное управление им, упрощение форм налоговых деклараций да и всей отчетности в принципе. Также в планах появление института налоговых консультантов по опыту Польши или Германии, которые будут помогать в уплате налогов, заполнении отчетов, и представлять интересы плательщиков перед ГФС.

Центром бюджетно-фискальной политики остается Министерство финансов. А ГФС теряет право любой законодательной и нормативной инициативы, и действует исключительно по правилам и процедурам разработанным Минфином. Налоговая милиция будет ликвидирована, и ее место займет служба финансовых расследований. Кроме того, в структуре фискальных органов произойдет принципиальная "перезагрузка", и налоговые инспекции смогут осуществлять только сервисные функции.

Последнее слово

Все, что остается налогоплательщикам, ждать решения парламента. Несомненно, представленные профильным комитетом новации в сессионном зале претерпят изменения. Но глобально реформа должна выглядеть именно так. С одной стороны, она несет в себе немало позитивных посылов: снижение ставок налогов, переход к более справедливому их взиманию (например, что касается налога на прибыль или НДФЛ), либерализация и очистка от коррупции администрирования. Однако, с другой стороны до европейской идеологии налогообложения Украине еще явно далеко, поскольку государство все еще не может отвыкнуть от стремления выжать как из бизнеса, так и рядовых граждан, максимум. Кроме того, все еще под большой угрозой остаются предприниматели, условия работы которых, так или иначе, будут ужесточаться.

Наталья Ульянова, CEO в ICF Legal Service 

Источник: http://finance.liga.net/economics/201...

 

Коментарі до матеріалу

Кращі матеріали