Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Как получить лицензию на хранение горючего для собственных нужд в 2023 году

20.06.2023 551 0 0

Несмотря на военное положение, постоянные массированные ракетные обстрелы и атаки беспилотниками, бизнес в Украине пытается не только восстанавливать прежние обороты, но и набирать новые. Это отражается и на государственном регулировании различных сфер: в то время как первые месяцы полномасштабной войны ознаменовались фактически сплошными послаблениями и льготами для предприятий, начиная с осени наблюдается усиление законодательного контроля в различных сферах, а с июля ожидается полноценный возврат к довоенным нормам.


Вопросы – ответы

Как это повлияло на лицензирование горючего?

Рынок горючего – это сфера, которая фактически не останавливалась ни на минуту ни 24 февраля 2022 года, ни позже. Это одна из тех критических отраслей, которой государство уделяло особое внимание, но которая все равно пережила тяжелый кризис ровно год назад.

В течение последнего года подход к лицензированию горючего со стороны государства менялся – от полной «амнистии» на военное время до активизации проверок.

Итак, рассмотрим, как происходили эти изменения с начала войны и по сей день.

1. 01.03.2022 появилась информация, что в течение действия форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) ГНС не будет применять штрафные санкции за нарушение законодательства о проведении безлицензионной деятельности.

И это действительно так, но доказать наличие форс-мажорных обстоятельств придется относительно вашей конкретной ситуации. К сожалению, ссылки на опубликованное Торгово-промышленной палатой письмо от 28.02.2022 будет недостаточно.

В то же время нам неизвестно о применении штрафов к плательщикам за хранение горючего без лицензии во время военного положения. Впрочем, нельзя забывать, что оштрафовать могут не только за «свежий» период, но и во время проверки в будущем.

2. В вышеуказанном разъяснении ГНС сказано, что к плательщикам не будут приниматься меры по аннулированию лицензий (считаются действующими), за которые во время наступления форс-мажора не уплачен очередной платеж и/или срок действия которых истек.

Это положение полностью корреспондируется с пп. 5 п. 1 постановления КМУ от 18.03.2022 № 314 (далее – Постановление № 314), согласно которому сроки действия действующих срочных лицензий и документов разрешительного характера автоматически продлеваются на период военного положения и три месяца со дня его прекращения или отмены, а периодические, очередные платежи по ним откладываются на срок, указанный в данном подпункте.

В настоящее время эта норма работает безапелляционно, случаи аннулирования лицензий по этому основанию нам неизвестны.

3. Постановлением № 314 было разрешено в период военного положения осуществлять хозяйственную деятельность на основании декларации (так называемая э-Декларация), и это должно было заменить большинство разрешений и лицензий.

Однако, как известно, у каждого правила есть исключения.

В то время, как некоторые предприниматели воспользовались этой возможностью и на основании такой декларации даже начали деятельность по торговле горючим, ГНС как контролирующий орган в этой сфере очень критически отнеслась к применению такого механизма, ведь Закон от 02.03.2015 № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 222), в рамках которого было принято Постановление № 314, не касается деятельности по обороту горючего вообще (п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона № 222). Аналогичная аргументация была приведена в разъяснении, размещенном в ОИР.

В дальнейшем эта коллизия была урегулирована: постановление КМУ от 10.09.2022 № 1020 прямо запретило осуществлять деятельность в сфере оборота горючего (хранение, производство, торговля) по декларативному принципу.

4. В декабре 2022 года в связи с ракетными атаками на критическую инфраструктуру и необходимостью обеспечить электроэнергией с помощью альтернативных средств Верховная Рада приняла Закон от 13.12.2022 № 2836-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины о содействии восстановлению энергетической инфраструктуры Украины».

Данным документом установлены дополнительные нормы, освобождающие от необходимости получать лицензию для заправки генераторных установок горючим объемом до 2 000 л, а также введены новые декларации в данной сфере.

Обращаем внимание! Несмотря на то, что многие предприниматели смогли воспользоваться этой «амнистией», для сельхозпроизводителей она оказалась не актуальна, ведь ее действие распространялось только на горючее, предназначенное для заправки исключительно электрогенераторных установок, а аграрии в основном пользуются транспортными средствами, сельскохозяйственной техникой, зерносушилками и т. д.

5. В марте 2022 года было возобновлено проведение фактических проверок в сфере оборота горючего (Закон от 15.03.2022 № 2120-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно действия норм на период действия военного положения»).

В настоящее время не существует ни законодательных, ни объективных ограничений на проведение фактических проверок, чем охотно пользуются налоговики. В последние месяцы в некоторых областях активизировались такие проверки, в ходе которых проверялись правильность получения лицензии (указание объема резервуаров, соответствующего технической документации), своевременность переоформления лицензии в случае изменения сведений (в течение одного месяца) и т. д.

Резюмируем: если у вас нет исключительных обстоятельств, указывающих на форс-мажор и невозможность выполнить определенные законодательные обязанности, к вам вполне легально могут применить штрафные санкции и другие меры ответственности.

Что угрожает субъекту хозяйствования за хранение горючего без получения лицензии?

Во-первых, речь идет о штрафе в размере 500 000 грн за безлицензионное хранение горючего или предоставление услуг по хранению горючего другим лицам либо реализацию горючего на основании лицензии на право хранения горючего, полученной исключительно для нужд собственного потребления (ст. 17 Закона от 19.12.1995 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего», далее – Закон № 481).

Внимание! Этот штраф не налагается только в случае хранения горючего объемом до 2 000 л для заправки электрогенераторов (подробнее см. «Горючее для генераторов объемом до 2 000 л можно хранить без лицензии»).

Во-вторых, другой мерой ответственности, применяемой в случае выявления несоответствия сведений в лицензии объективным данным, является аннулирование лицензии (ст. 15 Закона № 481). Это кажется довольно лояльной мерой, поскольку получить новую лицензию (по меньшей мере, исключительно для нужд собственного потребления) не очень сложно.

Однако на практике имеются случаи, когда предприятие нуждается в бесперебойной поставке горючего и такие ограничения фактически прекращают его деятельность и дополнительно влекут за собой возможные штрафы за период, когда предыдущая лицензия была аннулирована, новая – еще не выдана, а горючее не могло быть списано все сразу.

Для сведения: аннулирование лицензии может быть применено как мера ответственности в случае безосновательного недопуска налогового органа к проверке.

Как получить лицензию на хранение горючего в 2023 году?

Как видим, актуальность вопроса получения лицензии на горючее не исчезает, и с учетом усиленного контроля государства с июля 2023 года следует ожидать активизацию проверок в этой сфере.

Итак, напомним, какова процедура получения лицензии на право хранения горючего для собственных нужд.

Этап 1. Анализ имеющихся документов

Прежде всего, подразумевается техническая документация на оборудование, в которой зафиксирован объем емкости, в которой планируется хранить горючее. Именно эта цифра приводится в заявлении на получение лицензии. Обычно наиболее точный объем указывается в градуировочных таблицах или свидетельстве о поверке, которые должны оформляться на оборудование каждые пять лет.

Также на этом этапе следует проверить наличие документов, оформленных на территорию, где планируется организовать место хранения горючего, которые содержат правовые основания для использования этого участка, а также сопутствующих документов, связанных с охраной труда, пожарной и экологической безопасностью.

Этап 2. Представление формы № 20-ОПП на оборудование

Начиная с 2022 года представление этой формы относительно оборудования, которое будет использоваться на месте хранения горючего, уже не является факультативным, а есть обязательным требованием (п. 8.2 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588). Невыполнение этого требования является прямым основанием для отказа в выдаче лицензии.

Совет: мы не рекомендуем использовать принцип укрупнения информации и ссылаться на размещение резервуаров в пределах производственного участка, цеха или склада – лучше указать этот объект в отдельной графе.

Таким образом, уведомление по форме № 20-ОПП должно по меньшей мере содержать информацию об оборудовании, которое используется для хранения горючего (топливный модуль, резервуар, пункт топливозаправочный, полуприцеп с цистерной, грузовой топливозаправщик, компрессорная станция, емкость, еврокуб, бочка, колонка, баллон, канистра, блок-пункт автозаправочный и т. п.).

Какой тип объекта налогообложения выбрать для такого места хранения согласно Справочнику типов объектов налогообложения? Здесь следует привязываться к функциональному назначению оборудования. Наиболее популярными являются:

  • 10 – автозаправочная станция (АЗС);
  • 37 – автоцистерна;
  • 93 – бочка;
  • 171 – газовая АЗС;
  • 282 – контейнер;
  • 352 – модуль;
  • 384 – топливный склад;
  • 694 – топливно-заправочный комплекс;
  • 695 – автозаправочный комплекс.

Также следует правильно заполнить графу 11 формы № 20-ОПП (исходя из ситуации) – от этого будет зависеть, увидит ли ГНС ваш платеж и, как следствие, не откажут ли в выдаче лицензии.

Этап 3. Уплата ежегодного платежа за лицензию

Следующим шагом является внесение лицензионной платы в размере 780 грн на казначейский счет по месту хранения горючего. В дальнейшем в течение срока действия лицензии (5 лет) ежегодно предприятие обязано вносить очередной платеж в указанном размере до даты выдачи лицензии во избежание ее аннулирования (ст. 15 Закона № 481).

Этап 4. Заполнение заявления

Законодательством не установлена типовая форма заявления, поэтому предприятие может использовать удобный для него образец или создать собственный.

Впрочем, заявление должно обязательно содержать:

  • информацию о заявителе (наименование, адрес, код ЕГРПОУ/ИНН);
  • общий объем емкостей, которые планируется использовать для хранения горючего;
  • конкретный адрес места хранения горючего.

Этап 5. Подача документов в органы ГНС

Документы для получения лицензии можно подать тремя способами: передать нарочным, направить по почте и в электронной форме (заявления F1304603, J1304603).

Учитывая специфику получения лицензии в разных ГУ ГНС, мы рекомендуем подавать документы в бумажной форме, ведь до сих пор бывают случаи отказов в выдаче лицензии из-за непредоставления оригинала платежного поручения об уплате лицензионного платежа с отметкой банка.

Таким образом, для получения лицензии на право хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления подается заявление и платежное поручение об уплате лицензионного платежа.

Эти документы представляются в ГУ ГНС в областях или г. Киеве по месту хранения горючего. Если нужны лицензии на разные адреса, то получаются разные лицензии.

Этап 6. Выдача лицензии

Орган ГНС должен принять решение в течение 20 дней после получения документов (ст. 15 Закона № 481). В случае положительного решения выдается лицензия, в случае отрицательного – отказ (в основном оформляется как письмо). Плательщик, исправивший выявленные недостатки, может снова подать заявление.

Этап 7. Получение результата

Результат рассмотрения заявления можно узнать только непосредственно в налоговом органе (по телефону или лично). Аналогично и бумажные лицензии выдают только в помещении налоговой службы – по Укрпочте они не отправляются.

Ранее существовал еще один эффективный способ получения актуальной информации о своей лицензии – раз в несколько дней на официальном веб-сайте ГНС публиковался Единый государственный реестр субъектов хозяйствования, получивших лицензии на право производства, хранения и торговли горючим. Но после полномасштабного вторжения РФ в Украину большинство электронных реестров было закрыто.

Однако недавно появилась новая возможность просмотра актуальной информации о своей лицензии – в электронном кабинете есть вкладка «Інформація про бізнес-партнера», в которой плательщик может увидеть сводную информацию о своем предприятии. На этой же странице есть раздел «Ліцензії», где отражается актуальная информация о лицензиях, имеющихся у предприятия. К сожалению, сегодня эта функция не всегда работает правильно, в частности, иногда некорректно отражается дата выдачи или прекращения действия лицензии.

Как будет работать новый Единый реестр лицензиатов и мест оборота горючего (далее – Реестр)?

В продолжение этой темы нельзя не упомянуть изменения, внесенные постановлением КМУ от 21.04.2023 № 365 «Некоторые вопросы ведения единых государственных реестров лицензиатов по производству и обороту спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, лицензии мест оборота горючего» (далее – Постановление № 365) относительно обновления порядка ведения Реестра.

Вообще, следует понимать, что Реестр был создан еще в июне 2019 года, когда лицензирование оборота горючего только начиналось. После выдачи первых лицензий на право хранения/производства или торговли горючим Реестр стал наполняться.

По состоянию на 22.02.2022 (последняя дата, когда данные из Реестра были опубликованы в свободном доступе) в него была внесена информация о 55 352 выданных лицензиях. После начала войны в целях безопасности и сохранения данных доступ к Реестру был ограничен. При этом информация в него по-прежнему вносилась налоговиками.

Итак, какие изменения были введены Постановлением № 365?

Объем информации, вносимой в Реестр, остается неизменным – это данные об СХ, дата выдачи и номер лицензии, срок ее действия, дата аннулирования и данные о месте хранения.

При этом дополнительно указано, что информация об аннулировании лицензии вносится не позднее следующего дня после принятия такого решения (это позволит своевременно просматривать актуальную информацию) и хранится в Реестре не менее 5 лет.

Что касается доступа к Реестру, то здесь предусматриваются два вида пользователей: внутренние (должностные лица налоговой службы) и внешние (все остальные лица, включая представителей государственной и местной власти, а также физические и юридические лица).

Ранее Реестр публиковался в виде открытого набора данных (отдельный файл со списком всех организаций), теперь доступ внешних пользователей будет производиться исключительно через электронный кабинет. При этом каждый лицензиат будет уведомляться, кем сделан запрос о его лицензии.

Информация из Реестра будет предоставляться бесплатно. Также предполагается автоматическая интеграция Реестра с другими реестрами (в частности, ЕГР).

Важно: это только запланированный порядок работы Реестра, поскольку он вступит в силу только через год после прекращения или отмены военного положения в Украине. А это значит, что до конца военного положения потенциальные возможности Реестра будут недоступны для обычных предприятий, информация будет предоставляться существующим в настоящее время способом – по телефону в отделе лицензирования, лично в ГУ ГНС или с помощью сервиса «Інформація про бізнес-партнера» (при условии его полноценного запуска).

Комментарии к материалу