Больше по теме:
Жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) как часть новой жилищной политики Украины смогут эффективно работать только при условии осовременивания устаревших подходов к ним. В частности, следует устранить ряд противоречий и коллизий в действующем Законе от 10.07.2003 № 1087-IV «О кооперации» (далее – Закон № 1087). Но для этого предлагается создать отдельное профильное законодательство, поскольку нормы, прописанные в законопроекте № 12377, полноценно этот вопрос не охватывают.
Об этом сообщила председатель Комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства, глава партии «Слуга Народа» Елена Шуляк, комментируя итоги работы очередной Рабочей группы по доработке законопроекта № 12377 ко второму чтению. Парламентарий подчеркнула, что для создания эффективного инструмента решения жилищного вопроса нужно будет внести изменения в действующий Закон № 1087, а также доработать ряд определений касательно этой организационно-правовой формы.
Кооперативное жилье, рассказала она, повсеместно ценят за доступность для людей со средними доходами, в частности для молодежи и людей пожилого возраста, за разумную квартплату, прозрачность управления, сотрудничество и возможность социального развития. Однако, несмотря на то, что положительные кейсы использования ЖСК как инструмента в Украине – в частности для достройки проблемных объектов недобросовестных застройщиков – он нуждается в усовершенствовании.
«Достройка значительного количества объектов, которые мошенники типа Войцеховского оставляли, например, в городе Киеве, была возможна только благодаря механизму жилищно-строительных кооперативов. Это наглядное подтверждение, что с этим инструментом нужно работать и дальше, но при условии его усовершенствования», – пояснила Шуляк.
По ее словам, в ЕС этим инструментом пользуется очень большое количество людей – каждый десятый европеец живет в кооперативном жилье: в Польше жилищные кооперативы составляют около 27 % общего объема жилищного фонда страны, в Австрии – 23 %, Швеции – 22 %, Франции – 19 %, Норвегии – 15 %. Однако в Украине формат, в котором сейчас работают жилищно-строительные кооперативы, еще далек до современного и эффективного типа, который успешно действует в ЕС. Именно поэтому следует не только установить новые четкие правила функционирования ЖСК, но и внести изменения в соответствующее законодательство. Это поможет десяткам тысяч людей, готовых работать с таким инструментом, решить свой жилищный вопрос.
«Именно усовершенствование нормы по ЖСК стало темой последнего заседания Рабочей группы по доработке законопроекта № 12377 ко второму чтению. В частности, нужно будет вносить изменения в действующий Закон о кооперации», – подчеркнула Елена Шуляк.
Участники Рабочей группы отметили, что сейчас в Украине нет такой организационно-правовой формы как жилищно-строительный кооператив, есть только обслуживающие, потребительские и производственные кооперативы. Таким образом, большинство кооперативов регистрируются как обслуживающие, что может осложнить использование такого инструмента как ЖСК после принятия нового жилищного законодательства.
В частности важно, чтобы кооператив не утрачивал права собственности на дом вместе с квартирами в нем – необходимо, чтобы члены кооператива оставались собственниками паев. Сейчас есть практика, когда граждане через кооператив строят квартиры, потом меняют свои паи, в результате чего появляются новые собственники квартир, которые не являются членами кооператива.
Для того чтобы ЖСК как инструмент решения жилищного вопроса работал эффективно, нужно будет устранить ряд коллизий и противоречий, отметила Шуляк. Поэтому рассматривается возможность создания новой организационно-правовой формы для строительства жилья в складчину.
«Но в рамках законопроекта № 12377 поднимать этот вопрос недостаточно, эффективнее будет создать отдельный профильный Закон о кооперации и учесть это в законопроекте об управлении жилищным фондом социального назначения», – резюмировала Елена Шуляк.
«Слуга Народа»