В Раде зарегистрирован законопроект об общеобязательном медицинском страховании
Социальный пакет на предприятии: составляющие, оформление, налогообложение
Добровольное страхование работников предприятием: учет и налогообложение
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 9163 «О финансировании здравоохранения и общеобязательном медицинском страховании в Украине».
Законопроект определяет правовые и экономические принципы, а также организационные и финансовые механизмы финансирования системы здравоохранения в целом и осуществления обязательного медицинского страхования в Украине.
Предусмотрено внедрение программы государственных гарантий, которая включает в себя базовую программу медицинского обеспечения и Программу обязательного медицинского страхования (ЗОМС).
Базовая программа медицинского обеспечения финансируется за счет ассигнований из государственного и местных бюджетов, и обеспечивает жизнеобеспечивающих уровень (экстренная медицинская помощь, социальный уровень паллиативной, государственные и местные программы типа СПИДа туберкулез, другие неотложные общегосударственные мероприятия) и частично здоровьесохраняющий уровень
Общеобязательное медицинское страхование является формой финансового обеспечения расходов населения Украины, которые могут быть понесены на лечение, диагностику, профилактику, реабилитацию, обеспечение медицинскими препаратами и т.п. в случае болезни, несчастного случая, в пределах, определенных договором и программой обязательного медицинского страхования, за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страховых платежей (страховых взносов, страховых премий), получение доходов от размещения средств этих фондов и прочих, п предусмотренном этим законом источников. Программа обязательного медицинского страхования обеспечивает здоровьесохраняющий уровень оказания медицинской помощи (медицинских услуг) всем по рассчитанным медико-экономическими стандартами на базе национальных клинических протоколов.
Застрахованными лицами, согласно законопроекту, должны быть все граждане Украины, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Украины. Страховые взносы за работающих лиц платят работодатели и другие приравненные к ним лица, за неработающих - органы местного самоуправления.
Введение дефиниций «жизнеобеспечивающих уровень медицинской помощи» и «здоровьесохраняющий уровень медицинской помощи» создаются законодательные условия для:
А) разграничения финансовых потоков и механизмов обеспечения государством конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь. Часть гарантий государства на бесплатную медицинскую помощь за счет государственного бюджета (собранных налогов), финансируется и обеспечивается нормативными расчетами на население, а не за предоставленные услуги. В свою очередь вторая часть гарантий государства на бесплатную медицинскую помощь и медицинское страхование ( «деньги следуют за пациентом» в рамках программы обязательного медицинского страхования). Все остальные услуги - добровольное медицинское страхование, платные услуги, благотворительность и тому подобное.
Б) определения и внедрения стандартов оказания медицинской помощи (медицинских услуг), финансовой устойчивости системы финансирования здравоохранения и обязательного медицинского страхования, как ее составляющей, на основе эквивалентности обеспечения денежным средствам системы.
В) формирования экономических подходов оценки оказания медицинской помощи (медицинских услуг), их эффективности и целесообразности.
Законопроектом предусмотрены требования к страховщикам, работающим в системе общеобязательного медицинского страхования (далее - ООМС), в том числе к их финансовому состоянию, возможности обеспечить организацию и финансирование медицинской помощи (медицинских услуг) на всей территории Украины, аккредитации их в Уполномоченном органе и подключение к информационной системе ООМС.
Информационная система ООМС гарантирует прозрачность осуществления обязательного медицинского страхования, поскольку в электронной системе (к которой подключены страховщики, учреждения здравоохранения, Уполномоченный орган и Резервный Фонд ООМС) функционирует информация о собранных страховые платежи, предоставленные медицинские услуги и осуществлены страховые выплаты, использования средств учреждениями здравоохранения, является эффективным механизмом предотвращения коррупции, нецелевого использования средств и мошенничества (процессинговый механизм).
Для обеспечения устойчивости финансовой системы ООМС и гарантированного выполнения договоров страхования, законопроектом предусмотрено:
- создание Резервного Фонда ООМС за счет отчислений из собранных страховых платежей, с которого осуществляются выплаты в случае исчерпания средств страховых резервов страховщика;
- законодательное определение размера расходов на ведение дела по договорам ООМС, то есть, средств, является доходом страховщика;
- накопление средств страховых платежей по договорам ООМС исключительно на специальных счетах, находящихся под контролем Уполномоченного органа и Национального банка;
- установление контроля уполномоченного органа за целевым использованием средств страховых резервов страховщиками и страховых выплат учреждениям здравоохранения.
Законопроектом предусмотрено создание системы контроля за предоставлением и качеством медицинских услуг учреждениями здравоохранения путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи. Право на заказ экспертизы имеет как страховщики и Уполномоченный орган, так и учреждение здравоохранения.
http://iportal.rada.gov.ua/
Комментарии к материалу