Субъекты первичного финмониторинга будут сообщать о финоперациях более 400 тыс. грн
Принят Закон, которым национальное законодательство в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения, согласовано с европейским законодательством. В частности:
- предусмотрены применение риск-ориентированного подхода СПФМ во время надлежащей проверки клиентов и соответственно переход к кейсовой отчетности о подозрительных операциях (деятельности) своих клиентов;
- увеличена пороговая сумма и уменьшено количество признаков для обязательной отчетности о финоперациях, о которых СПФМ обязаны уведомлять Госфинмониторинг. Речь идет об операциях на сумму более 400 000 грн (в настоящий момент – 150 000 грн) и связанных с наличностью, переводом средств за границу, политически значимыми лицами и клиентами из государств, которые не выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в антилегализационной сфере;
- расширен перечень СПФМ, которые должны уведомлять Госфинмониторинг о подозрительных финансовых операциях. В перечень включены: бухгалтеры; субъекты хозяйствования (далее – СХ), которые консультируют по вопросам налогообложения; поставщики услуг, связанных с обращением виртуальных активов; специально определенные СПФМ (кроме лиц, которые предоставляют услуги в рамках трудовых правоотношений), то есть лиц, которые предоставляют услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юрлицами; СХ, предоставляющие посреднические услуги во время операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также СХ, которые предоставляют за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимости; другие учреждения, предоставляющие услуги по осуществлению валютных операций.
Уточнено, что в этот перечень входят профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг), кроме лиц, которые осуществляют деятельность по организации торговли на фондовом рынке.
Законом внесены изменения в ряд законодательных актов, в частности:
- в КУоАП. Повышен размер штрафа за непредставление или несвоевременное представление госрегистратору информации о конечном бенефициарном собственнике юрлица или о его отсутствии, или документов для подтверждения сведений о конечном бенефициарном собственнике юрлица, который налагается на руководителя юрлица или уполномоченное им лицо, – от 1 000 до 3 000 НМДГ (от 17 000 до 5 100 грн) (ч. 6 ст. 16611);
- Закон от 15.05.03 г. № 755-IV. Так, юрлица должны иметь информацию о конечном бенефициарном собственнике и структуре собственности и поддерживать ее в актуальном состоянии, обновлять и уведомлять госрегистратора об изменениях в течение 30 рабочих дней (далее – р. д.) со дня их возникновения, также подавать госрегистратору документы, подтверждающие эти изменения. Об отсутствии таких изменений юрлица обязаны уведомлять госрегистратора в случае госрегистрации каких-либо изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГР.
О выявленных юрлицом неточностях или ошибках в ранее поданной госрегистратору информации о конечном бенефициарном собственнике и структуре собственности юрлицо сообщает не позднее 3 р. д. со дня их выявления и повторно направляет откорректированные сведения (новые п. 21–23 ст. 17).
Определен перечень документов, которые подаются заявителем для подтверждения сведений о конечном бенефициарном собственнике юрлица (новая ст. 171).
Юрлица, зарегистрированные до 28.04.20 г., должны подать госрегистратору информацию о конечном бенефициарном собственнике в объеме, определенном данным Законом, и структуре собственности в течение 3 месяцев со дня вступления в силу нормативно-правового акта, которым будут утверждены форма и содержание структуры собственности. Закон от 14.10.14 г. № 1702-VII признан утратившим силу.
Закон Украины от 06.12.19 г. № 361-ІХ вступает в силу с 28.04.20 г. («Голос Украины» от 28.12.19 г. № 251).
Комментарии к материалу