Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Разъяснения относительно применения некоторых положений Закона Украины «О государственной службе»

Комитет по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления утвердил Разъяснение относительно применения некоторых положений Закона Украины «О государственной службе» в части порядка оформления потери статуса государственного служащего отдельными категориями работников государственных органов

РАЗЪЯСНЕНИЯ
Комитета Верховной Рады Украины
по вопросам государственного строительства, региональной политики
и местного самоуправления относительно применения некоторых положений
Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 № 889-VIII
в части порядка оформления потери статуса государственного служащего
отдельными категориями работников государственных органов
в связи с вступлением в силу этим Законом с 1 мая 2016 года

(в соответствии с частью первой статьи 13 и части третьей статьи 21
Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины»)

В Комитете Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления рассмотрено обращение Национального агентства Украины по вопросам государственной службы о предоставлении разъяснения относительно применения некоторых положений Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII в части порядка оформления потери статуса государственного служащего отдельными категориями работников государственных органов в связи с вступлением в силу этим Законом с 1 мая 2016 года. Необходимость такого разъяснения вызвана многочисленными обращениями государственных органов и их должностных лиц за разногласий в понимании и применении отдельных норм указанного Закона и законодательства о труде.


Позиция Комитета основывается на положениях Конституции Украины, Кодекса законов о труде Украины, законов Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее – Закон № 889) и «О государственной службе» от 16.12.1993 г. № 3723-ХІІ (далее – Закон № 3723).
Рассматривая поставленный вопрос, Комитет исходил из следующего.
Согласно раздела XI «Заключительные и переходные положения» Закона № 889 он вступает в силу с 1 мая 2016 года (пункт 1) и одновременно с этим признается утратившим силу Закон № 3723 (пункт 2).
При этом частью третьей статьи 3 Закона № 889 определено должности, не относящиеся к должностям государственной службы и перечень которых по сравнению с положениями Закона № 3723 значительно сужен.


Согласно статье 32 Кодекса законов о труде Украины (далее – Кзот) в связи с изменениями в организации производства и труда допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы за той же специальностью, квалификацией или должностью. Об изменении существенных условий труда – систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещения профессий, изменении разрядов и наименования должностей и других – работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца.
Если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены, а работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 36 Кзот (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда).
Учитывая указанные положения законодательства о труде, действие которого распространяется на государственных служащих, которые были приняты на соответствующие должности и проходили службу в соответствии с требованиями Закона № 3723, работникам государственных органов, которые имели статус государственных служащих в соответствии с указанным Законом и с вступлением в силу новой редакцией Закона № 889 потеряли такой статус, должны уведомлять об изменении существенных условий труда в первый рабочий день после 1 мая 2016 года в порядке, предусмотренном статьей 32 Кзот.


Принимая во внимание положения части третьей статьи 22 Конституции Украины относительно недопущения сужения содержания и объема существующих прав и свобод при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы, Комитет считает, что на период предупреждения этой категории работников оплата их труда, льготы, гарантии, компенсации, а также обязательства, которые они имели в связи с наличием статуса государственного служащего, должны быть за ними сохранены в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 мая 2016 года.
Кроме того, Законом № 889 устанавливается новая категория работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, на которых не распространяется действие этого Закона.
При этом под функциями по обслуживанию понимается деятельность работников государственного органа, которая не предусматривает осуществления полномочий, непосредственно связанных с выполнением задач и функций, определенных частью первой статьи 1 Закона № 889.


Критерии определения перечня должностей работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, согласно части четвертой статьи 3 Закона № 889 утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственной службы. А перечень должностей работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, утверждает центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственной службы, по представлению руководителя государственной службы в соответствующем органе.


Согласно пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины от 6 апреля 2016 г. № 271 «Об утверждении критериев определения перечня должностей работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию» государственным органам, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, на территорию одной или нескольких областей, города Киева или Севастополя, на территории одного или нескольких районов, городов областного значения, дано поручение в месячный срок со дня вступления в силу Закона № 889 (то есть до 1 июня 2016 года) разработать в соответствии с утвержденными настоящим постановлением критериями и подать Национальному агентству Украины по вопросам государственной службы для утверждения перечни должностей работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию. Таким образом предупреждение лиц, которые занимают такие должности, произойдет после вступления в силу Закона № 889.

В связи с этим и учитывая положения абзаца третьего пункта 5 раздела XI «Заключительные и переходные положения» Закона № 889, Комитет считает, что работники государственных органов, должности которых будут содержаться в перечне должностей работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, должны оставаться государственными служащими после 1 мая 2016 года, пользоваться всеми правами, предусмотренными законодательством, действовавшим ранее, и продолжать выполнять свои должностные обязанности на время до завершения срока предупреждения об изменениях в организации труда.


При подготовке этого Разъяснения народными депутатами Украины – членами Комитета, а также представителями центральных органов исполнительной власти, в частности Национального агентства Украины по вопросам государственной службы, высказано согласованную позицию относительно необходимости законодательного урегулирования вопроса. В то же время авторским коллективом народных депутатов Украины с привлечением представителей заинтересованных государственных органов разработан и зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной службе» (относительно технического уточнения некоторых положений)» (реестр. № 4370 от 04.04.2016), которым предусматривается урегулирование порядка предупреждения и потери статуса государственного служащего.


Следовательно, Комитет считает, что поднятый Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы вопрос может быть законодательно урегулирован путем принятия Верховной Радой Украины положительного решения по указанному законопроекту.

 

Источник:http://rada.gov.ua/news/Novyny/129101...

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
29.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Президент утвердил мораторий на проверки бизнеса Обновлены правила ведения воинского учета: постановление КМУ от 16.07.2025 Обнародованы изменения к КЗоТ относительно установления наличия признаков трудовых отношений Нужно ли переоформлять документы, если ...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
01.08.2025
Документы, вступившие в силу с 28 июля по 3 августа 2025 года
Документы, которые вступили в силу на этой неделе и пригодятся при ведении хозяйственной деятельности. Закон Украины от 03.06.2025 № 4466-IX «О факторинге» Закон Украины от 18.06.2025 № 4503-IX «О внесении изменений в Закон Украины «О Национальном агентстве Ук...
01.08.2025
Изменения в законодательстве с 28 июля по 1 августа 2025 года
Сборник изменений в законодательстве, проведенных этой неделе Президент подписал Закон о факторинге Закон предусматривает усовершенствование регулирования факторинга в Украине и отдельных положений действующих законов Украины, касающихся предоставления факторинговых услуг. Кабмин еще раз обно...
01.08.2025
Как будет осуществляться надзор за предоставителями нефинансовых платежных услуг в рамках открытого банкинга
Внесены изменения в нормативно-правовые акты НБУ относительно надзора на платежном рынке. Изменения касаются небанковских предоставителей платежных услуг по предоставлению сведений со счетов и инициированию платежных операций. Национальный банк определил порядок осуществления надзора за предоставите...
Лучшие материалы