Минфин обнародовал проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования процедуры взаимного согласования, процедуры предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях» (далее – Проект акта) для получения замечаний и предложений.
Законопроект разработан Министерством финансов с целью усовершенствования правового механизма процедуры взаимного согласования и процедуры предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях, что будет способствовать выполнению международных обязательств, взятых Украиной после присоединения в январе 2017 года к Программе расширенного сотрудничества в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР).
Предложенные в проекте акта изменения направлены на имплементацию стандартов Шага 14 Плана действий BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), изложенных в заключительном отчете ОЭСР «Действие BEPS 14 относительно более эффективных механизмов разрешения налоговых споров», обновленном в 2022 году, и рекомендаций Руководств ОЭСР по трансфертному ценообразованию для мультинациональных предприятий и налоговых администраций2.
Проектом акта вносятся изменения в Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ), которыми предложено:
1) относительно процедуры взаимного согласования:
- структурировать порядок действий компетентного органа Украины (ГНС) при рассмотрении дела по процедуре взаимного согласования и уточнить объем прав налогоплательщика при рассмотрении такого дела (в частности, предусмотрено право налогоплательщика отказаться от договоренностей, достигнутых компетентными органами по результатам рассмотрения дела);
- уточнить перечень оснований для отказа лицу в рассмотрении дела по процедуре взаимного согласования (в частности, исключено основание для отказа, связанное с наличием начатого, но не завершенного административного или судебного обжалования по тем же вопросам, по которым подано заявление);
- определить результаты рассмотрения дела по процедуре взаимного согласования (в частности, достижение договоренности компетентных органов о полном, частичном устранении налогообложения, не соответствующего положениям международного договора, или об отсутствии налогообложения, не отвечающего положениям международного договора);
- закрепить обязанность выполнения договоренностей, достигнутых компетентными органами и признанных налогоплательщиком, независимо от сроков, установленных Кодексом, если международным договором об избежании двойного налогообложения не предусмотрено иное;
- установить последовательность применения процедуры взаимного согласования и судебного обжалования, в частности, урегулировать вопросы их параллельного применения или определения приоритетности на разных этапах рассмотрения дела;
2) относительно предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях:
- исключить возможность заключения договора, имеющего односторонний характер, между налогоплательщиком и ГНС;
- предоставить возможность заключения договора о предварительном согласовании ценообразования в контролируемых операциях между налогоплательщиком и ГНС на основании договоренности между ГНС и одним или несколькими компетентными органами иностранных государств или их уполномоченными лицами (двусторонние или многосторонние договоры);
- определить понятие «критических предположений», подлежащих согласованию ГНС и одним или несколькими компетентными органами иностранных юрисдикций или их уполномоченными лицами, резидентом (резидентами) которой (которых) является сторона (стороны) такой контролируемой операции, и налогоплательщиком;
- определить процедуру анализа представленного налогоплательщиком отчета о выполнении договора о предварительном согласовании ценообразования в контролируемых операциях;
- предоставить возможность осуществлять опрос уполномоченных лиц и/или работников налогоплательщика по вопросам соблюдения договора о предварительном согласовании ценообразования в контролируемых операциях и анализе соответствия фактических обстоятельств контролируемых операций критическим предположениям;
- определить основания для осуществления документальной внеплановой проверки в случае прекращения или признания ничтожным договора, если получена информация, которая может свидетельствовать о неисполнении (исполнении) налогоплательщиком условий договора;
- установить сроки, в том числе на подачу КПН заявления о предварительном согласовании ценообразования в контролируемых операциях в ГНС;
- разрешить по соглашению сторон распространить положения договора о предварительном согласовании ценообразования в контролируемых операциях дополнительно на отчетные (налоговые) периоды, предшествующие периоду, в котором подано заявление о предварительном согласовании ценообразования в контролируемых операциях.
Замечания и предложения к Проекту акта в письменной и электронной форме отправлять по адресам:
- Министерство финансов Украины, ул. Грушевского, 12/2, г. Киев-8, 01008, e-mail: infomf@minfin.gov.ua, tp@minfin.gov.ua, nhorieva@minfin.gov.ua;
- Государственная регуляторная служба Украины, ул. Арсенальная, д. 9/11, г. Киев, 01011, e-mail: inform@dkrp.gov.ua.
Минфин