Ответственность работодателя за несоблюдение госгарантий в оплате труда: постановление ВС
Таблица-подсказка: что относится к минимальным гарантиям в оплате труда
Система оплаты труда: зависимость от соглашения
Тарифная система - 2019: как удержаться в окладах (ставках) - 2018
Регулирование оплаты труда заключается в установлении размера минимальной зарплаты и других указанных в законодательстве норм и гарантий оплаты труда.
Работодатель несет ответственность за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда в виде штрафа.
Юридические и физические лица-предприниматели, которые используют наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае, в частности, несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда - в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, по которому совершено нарушение (ст. 265 КЗоТ Украины). Вместе с тем, отождествление гарантий, определенных отраслевым соглашением, и минимальных государственных гарантий является ошибочным.
Верховный Суд рассмотрел в кассационном порядке дело по иску ООО «Павлоград-Свет» Павлоградского горсовета в ГУ Гоструда в Днепропетровской области о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа в размере 217 500,00 грн.
Суть спора заключается в том, что по результатам проверки соблюдения коммунальным предприятием законодательства о труде и общеобязательного государственного социального страхования, доплата работникам за ночное время на предприятии установлена и выплачивалась в размере 30% за работу в вечернее время (с 18 до 22 часов) доплата работникам не осуществлялась. Ответчик убежден, что это противоречит Территориальнму отраслевому соглашению на 2014-2015 годы, в котором определено, что оплата за работу в ночное время производится до 40% (но не менее 35%) часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в этот время, оплата за работу в вечернее время (с 18 до 22 часов) предусмотрена в размере 20% часовой тарифной ставки за каждый час работы. Такая ситуация, настаивает ответчик, ухудшает сравнению с действующим законодательством и соглашениями положение работников.
Истец указал на отсутствие нарушения им минимальных государственных норм и гарантий в оплате труда, поскольку работникам за работу в ночное время осуществлялась выплата в размере 30% часовой тарифной ставки, не ниже определенного КЗоТ Украины 20% минимума (ст. 108).
Апелляционный суд, отменив решение суда первой инстанции, исковые требования удовлетворил. Верховный Суд согласился с выводами суда апелляционной инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда пояснил, что по предписаниям Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» (ст. 17), основные государственные социальные гарантии устанавливаются законами. Нормы и гарантии в оплате труда установлены Законом Украины «Об оплате труда» (ст. 12) и КЗоТ Украины, и именно они являются минимальными государственными гарантиями.
Итак, государственное регулирование оплаты труда, определены законодательством, заключается, в частности, в установлении размера минимальной заработной платы и других указанных в законодательстве норм и гарантий оплаты труда, в том числе за работу в сверхурочное и ночное время. Вне этих пределов осуществляется договорное регулирование оплаты труда на основе системы соглашений, которые заключаются на государственном (генеральное соглашение), отраслевом (отраслевое соглашение), региональном (региональное соглашение) и производственном (коллективный договор) уровнях в соответствии с Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях».
Итак, ответчик установил только факт нарушения Территориального отраслевого соглашения, что истец не отрицает, однако это не является нарушением установленных законом минимальных государственных гарантий.
http://sud.ua
Комментарии к материалу