Как изменят закон о бесплатной правовой помощи: КМУ зарегистрировал проект закона
Правительство внесло законопроект о доступе к юридической помощи: как и для кого изменится порядок ее предоставления.
Кабинет Министров Украины зарегистрировал в Верховной Раде законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения доступа к бесплатной юридической помощи и повышения качества ее оказания №5107.
Документ разработан с целью эффективной реализации прав лиц, в том числе детей, недееспособных лиц и лиц, дееспособность которых ограничена, на получение качественного бесплатной правовой помощи путем упрощения механизма организации предоставления такой помощи, урегулирование вопроса обязательного участия адвоката при рассмотрении судом дел об ограничении гражданской дееспособности физического лица, признании физического лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности физического лица; предоставлении лицу психиатрической помощи в принудительном порядке; принудительной госпитализации в противотуберкулезное учреждение, а также совершенствование процедуры обеспечения качества бесплатной вторичной правовой помощи.
Проблема, требующая решения
Для реализации конституционного права граждан на бесплатную правовую помощь в Украине с 2013 года функционирует система оказания БПД, финансирование которой осуществляется за счет средств государственного бюджета.
Вместе с тем, при реализации нормативно-правовых актов в сфере предоставления бесплатной правовой помощи возникают вопросы, что необходимо урегулировать путем внесения изменений в Закон Украины «О бесплатной правовой помощи» и разработка нового законодательства.
Законом центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи (далее - центры) определены субъектами предоставления бесплатной первичной правовой помощи, но при этом механизм предоставления такой помощи (рассмотрение обращений, принятие решений) сегодня в Законе отсутствует, что затрудняет работу сотрудников центров.
Одним из принципов, на которых основывается государственная политика в сфере предоставления бесплатной правовой помощи в Украине, является доступность такой помощи для всех категорий лиц, имеющих право на ее получение. Подавляющее большинство лиц, обращающихся за получением правовых услуг, относится к социально-уязвимых категорий граждан, в том числе дети, лица с инвалидностью, другие.
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 14 Закона право на бесплатную вторичную правовую помощь имеют лица, среднемесячный доход которых не превышает двух размеров прожиточного минимума, рассчитанного и утвержденного в соответствии с законом для лиц, относящихся к основным социальным и демографическим группам населения, а также лица с инвалидностью, получают пенсию или пособие, назначаемое вместо пенсии, в размере, не превышающем двух прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц.
С целью устранения социальной несправедливости и обеспечения доступа к бесплатной правовой помощи лицам с инвалидностью возникла необходимость расширения критерия малообеспеченности (из двух прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц, как это сегодня, до двух прожиточных минимумов для трудоспособных лиц).
Семейный кодекс Украины и процессуальное законодательство предусматривают обращение в суд по определенным вопросам детей, достигших 14 лет. В то же время, Законом определено, что обращение о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи подаются лицами, достигшими совершеннолетия.
Также процессуальное законодательство предусматривает право обращения в суд, в частности, по вопросам восстановления дееспособности лиц, дееспособность которых ограничена, и недееспособных лиц.
К тому же по закону обращение о предоставлении бесплатной первичной правовой помощи, касающихся детей, направляются или подаются их законными представителями, а обращения, касающиеся лиц, признанных судом недееспособными или дееспособность которых ограничена судом, направляются или подаются их опекунами или попечителями.
В связи с этим требуют совершенствования нормы Закона.
Кроме того, существуют случаи, когда законные представители или органы, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы такого лица, не осуществляют или ненадлежащим образом осуществляют ее защиту.
Таким образом, существует необходимость урегулирования вопросов обязательного участия адвоката при рассмотрении судом дел об ограничении гражданской дееспособности физического лица, признании физического лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности физического лица; предоставлении лицу психиатрической помощи в принудительном порядке; принудительной госпитализации в противотуберкулезное учреждение путем внесения изменений в Закон, Гражданского процессуального кодекса Украины и Закона Украины «О психиатрической помощи».
Решением Правительства разрешено центрам до законодательного урегулирования привлекать переводчика (сурдопереводчика) для обеспечения предоставления бесплатной вторичной правовой помощи субъектам права на такую помощь в соответствии с Законом в случае, когда указанные субъекты не владеют государственным языком и / или являются глухими, немыми или глухонемыми (постановление Кабинета Министров Украины от 24 июня 2016 № 401 «Некоторые вопросы привлечения переводчиков (сурдопереводчиков) для обеспечения предоставления бесплатной вторичной правовой помощи»). Вместе с тем, на сегодняшний день данный вопрос не урегулирован в Законе и на практике возникает много проблемных вопросов при привлечении переводчиков из-за отсутствия такой процедуры.
Статьей 14 Закона Украины «О противодействии торговле людьми» предусмотрено, что лицо, обратившееся для установления статуса лица, пострадавшего от торговли людьми, имеет право до принятия решения об установлении статуса лица, пострадавшего от торговли людьми, на обеспечение личной безопасности, уважения , а также на бесплатное получение, в частности, медицинской, психологической, правовой и иной помощи независимо от места проживания. Вместе с тем, в Законе такая категория лиц не относится к субъектам права на бесплатную вторичную правовую помощь.
Проектом Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно проведения судебно-психиатрической экспертизы в административном производстве» №4326 от 5 ноября 2020 предлагается дополнить КоАП новой статьей 280-1, которой предусмотреть, что в случае наличия достаточных данных о том , что лицо, привлекаемое к административной ответственности, могла находиться в состоянии невменяемости во время совершения противоправного действия или бездействия, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, назначает судебно-психиатрическую экспертизу с согласия или по ходатайству лица, привлекается к административной ответственности, или его законного представителя. Кроме того, указанной статьей предусматривается обязательное участие защитника при решении вопроса о необходимости проведения судебно-психиатрической экспертизы, которая требует предсказания соответствующих изменений в Законе.
Также подлежат совершенствованию порядок представления, рассмотрения обращений о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи и также основания отказа в предоставлении такой помощи (статьи 18 - 20 Закона).
Кроме того, требуют изменений нормы, которыми определены основания и порядок прекращения предоставления бесплатной вторичной правовой помощи, в частности, в части лиц, получающих бесплатную вторичную правовую помощь и объявлены в розыск в уголовном производстве, поскольку по делам специального предварительного расследования или специального судебного производства участие защитника является обязательным.
В связи с успешной реализацией пилотного проекта «Программа восстановления для несовершеннолетних, являются подозреваемыми в совершении преступления» решением Правительства разрешено центрам до законодательного урегулирования привлечения посредника из числа адвокатов, включенных в Реестр адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь, прошедшие обучение по реализации Программы восстановления для несовершеннолетних, являются подозреваемыми в совершении преступления, для урегулирования конфликта между такими несовершеннолетними и потерпевшими путем заключения соглашения о применении указанной Программы. Таким образом, данный вопрос требует урегулирования в Законе.
Следует также отметить, что существующий механизм мониторинга соблюдения адвокатами, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь, стандартов качества предоставления бесплатной вторичной правовой помощи нуждается в совершенствовании, о чем свидетельствуют, в частности, выводы и рекомендации отчета Совета Европы по результатам «Оценка системы бесплатной правовой помощи в Украине в свете стандартов и передового опыта Совета Европы».
В этом отчете авторы отмечают, что эффективный мониторинг качества работы адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь, и соблюдения ими стандартов качества предоставления бесплатной вторичной правовой помощи требует профессиональной оценки материалов дела клиента дополнительно к имеющимся способов оценки качества, таких как наблюдение в суде и интервью "Интервью с клиентами, которые проводят работники центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи.
Таким образом, возникла необходимость во внедрении нового инструмента обеспечения качества бесплатной правовой помощи путем внедрения механизма независимого оценивания качества оказываемой адвокатами бесплатной вторичной правовой помощи с использованием инструмента рецензирования («peer review»).
Суть проекту акта
Законопроектом предлагается предусмотреть на законодательном уровне:
- механизм предоставления центрами бесплатной первичной правовой помощи;
- право детей, недееспособных лиц или лиц, дееспособность которых ограничена, на обращение за бесплатной первичной правовой помощи, а также право этих лиц на обращение за бесплатной вторичной правовой помощи лично с вопросов, обращение с которыми в суд разрешается таким лицам, и порядок такого обращения;
- права центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи привлекать переводчика с языка, на котором заявитель может общаться, в том числе переводчика жестового языка, за счет средств государственного бюджета в случае, когда лицо, желающее получить бесплатную вторичную правовую помощь, не владеет государственным языком и / или имеет нарушения слуха
- конкретизация перечня субъектов права на бесплатную вторичную правовую помощь;
- совершенствования порядка представления, рассмотрения обращений о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи, а также оснований отказа в предоставлении такой помощи;
- конкретизацию оснований и порядка прекращения предоставления бесплатной вторичной правовой помощи;
- урегулирования вопроса оплаты услуг по медиации, восстановительных практик при выводе несовершеннолетних по уголовному процессу адвокатам, привлекаемых центрами;
- создании комиссии независимого оценивания качества предоставления бесплатной вторичной правовой помощи для оказания качественной бесплатной вторичной правовой помощи путем внедрения механизма оценки качества оказываемой адвокатом правовой помощи с использованием инструмента рецензирования («peer review»);
- увеличение предела малообеспеченности лиц с инвалидностью для получения бесплатной вторичной правовой помощи, предусмотрев право таких лиц на бесплатную вторичную правовую помощь в случае, если они получают пенсию или пособие, назначаемое вместо пенсии, в размере, не превышающем двух прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;
- определение прав и обязанностей субъекта права на бесплатную вторичную правовую помощь.
Позиция заинтересованных органов
Законопроект согласован Министерством финансов Украины, Министерством развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины, Министерством внутренних дел Украины, Министерством социальной политики Украины без замечаний и Министерством по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины с замечаниями, которые учтены.
По результатам проведенной 18 января 2021 согласительного совещания Министерством по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины снят замечания о предоставлении внутренне перемещенным лицам такого вида правовых услуг, как защита, предоставляется исключительно по делам об административных правонарушениях и уголовных процессах и право на который будет возникать в внутренне перемещенных лиц в случае принадлежности их к категориям лиц, предусмотренных пунктами 5-11 части первой статьи 14 законопроекту.
В то же время замечания Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины в части определения положениями законопроекту права внутренне перемещенных лиц на бесплатную вторичную правовую помощь только по вопросам, связанным с защитой их прав, определенных Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» , не учтены, поскольку предложенные законопроектом изменения не сужают круг вопросов, с которыми внутренне перемещенные лица могут обратиться в центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, не нарушают их права на доступ к вторичной правовой помощи, а лишь уточняют нормы действующей редакции Закона ссылкой на Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц».
iportal.rada.gov.ua
Комментарии к материалу