Изменения в законодательстве, действующие с мая 2018 года
27.04.2018 4840 0 1
С 1 мая согласно изменениям, внесенным в Закон от 17.09.08 г. №514-VI, в частности:
члены наблюдательного совета акционерного общества (далее – АО) выбираются акционерами во время проведения общего собрания общества на срок не более 3 лет. Если общее собрание не примет решение об избрании членов наблюдательного совета и о прекращении их полномочий в установленный данным Законом срок (п. 17, 18 ч. 2 ст. 33), полномочия членов наблюдательного совета прекращаются, кроме полномочий по подготовке, созыву и проведению общего собрания (ч. 1 ст. 53);
в течение двух лет со дня создания АО (кроме созданного в результате реорганизации) любая сделка должна совершаться согласно ст. 71 данного Закона, если рыночная стоимость имущества, работ или услуг, которые являются ее предметом, составляет 10 и более процентов стоимости активов по данным последней годовой финансовой отчетности АО (а если годовая финотчетность еще не составлялась – уставного капитала АО)
и если стороной сделки является учредитель общества (Закон от 16.11.17 г. №2210-VIII).
С 1 мая вступила в силу гл. 1 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по поставке электрической энергии потребителю, утвержденных постановлением НКРЭКУ от 27.12.17 г. №1469 (далее - Условия № 1469). Определены термины, которые употребляются в документе; установлен исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению о получении лицензии на осуществление указанной хоздеятельности.
Заявление подается в НКРЭКУ по форме приложения 1 к Условиям №1469. К заявлению прилагаются документы согласно перечню, который является исчерпывающим: копия паспорта руководителя получателя лицензии (или доверенного лица); сведения о средствах осуществления указанной хоздеятельности по форме приложения 2 к Условиям № 1469. Документы подаются по описи, составленной в двух экземплярах по форме приложения 3 к Условиям №1469.
С 1 мая вступила в силу гл. 1 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по распределению электрической энергии, утвержденных постановлением НКРЭКУ от 27.12.17 г. №1470 (далее - Условия № 1470). Этой главой установлено, что получатель лицензии, который намерен осуществлять указанную хоздеятельность, должен подать в НКРЭКУ заявление о получении лицензии по форме приложения 1 к Условиям и документы согласно исчерпывающему перечню по описи, составленной в двух экземплярах по форме приложения 3:
копию паспорта руководителя получателя лицензии (или доверенного лица); копии схем и актов разграничения балансовой принадлежности, согласованные с другими владельцами электросетей;
сведения о местах и средствах осуществления хоздеятельности и электронные копии документов на электронном носителе, которые подтверждают пребывание на законных основаниях в собственности получателя лицензии средств осуществления хозяйственной деятельности;
информацию о точках коммерческого учета, приборах и автоматизированных системах, которые обеспечивают коммерческий учет электроэнергии на грани разграничения балансовой принадлежности между лицензиатом и другими владельцами электросетей;
расчет тарифа на распределение электроэнергии.
Исчерпывающий перечень требований, условий и правил, обязательных для выполнения во время деятельности (гл. 2 Условий №1470), вступает в силу с 1 декабря текущего года.
С 1 мая установлены значения норматива концентрации кредитного риска на фондовом рынке: относительно отдельного контрагента (кроме банков и торговцев ценными бумагами) - не более 25 %; отдельного контрагента, который является банком или торговцем ЦБ, - не более 100 %.
Соответствующие изменения внесены в Положение, утвержденное решением НКЦБФР от 01.10.15 г. №1597 (решение НКЦБФР от 16.11.17 г. №824).
С 1 мая форма справки о пруденционных нормативах организатора торговли (приложение 4 к Положению, утвержденному решением НКЦБФР от 25.09.12 г. №1284) дополнена данными о минимальном размере собственных средств и размере собственных средств, которые приводятся в гривне (решение НКЦБФР от 15.03.18 г. № 145).
С 1 мая лимит общей длинной открытой валютной позиции банка (Л13-1) увеличен с 1 % до 3 %, лимит общей короткой открытой валютной позиции банка (Л13-2) уменьшен с 10 % до 8 %. Это позволит банкам более эффективно распределять валютные риски (решение Правления НБУ от 29.03.18 г. №184-рш).
С 2 мая Нацбанк расширил перечень инструментов по поддержке долгосрочной ликвидности банков. К текущему перечню стандартных инструментов по поддержке ликвидности (кредиты рефинансирования до 14 дней и до 90 дней) добавляется рефинансирование сроком на 1–5 лет, которое будет предоставляться по результатам внеочередных тендеров. Ставка по такому инструменту будет плавающей (учетная ставка Нацбанка плюс 2 процентных пункта) и будет изменяться в течение срока пользования банком полученными средствами в соответствии с изменением учетной ставки.
Как обеспечение банки смогут предоставлять государственные облигации Украины (облигации внутреннего и внешнего государственного займа Украины, целевые ОВГЗ); депозитные сертификаты Нацбанка (для долгосрочного рефинансирования исключительно как дополнительное обеспечение); инвалюту (доллары США, евро, английские фунты стерлингов, швейцарские франки, японские иены); облигации международных финансовых организаций.
Сроки предоставления долгосрочного рефинансирования, его объемы и периодичность проведения тендеров ежеквартально будет определять Правление Нацбанка по результатам заседания Комитета по монетарной политике. Соответствующие изменения внесены в Положение, утвержденное постановлением Правления НБУ от 17.09.15 г. № 615 (постановление Правления НБУ от 27.12.17 г. №144).
До 5 мая Минсоцполитики выплатит разовую денежную помощь, предусмотренную Законами от 22.10.93 г. №3551-XII и от 23.03.2000 г. №1584-III. Средства будут перечислены на лицевые счета граждан по месту получения пенсии (не пенсионерам – по месту их проживания) в следующих размерах:
лицам с инвалидностью в результате войны и бывшим малолетним узникам концлагерей, признанным лицами с инвалидностью: I группы - 3 685 грн.; II группы - 3 265 грн.; III группы - 2 845 грн.;
участникам боевых действий, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, детям, которые родились в местах принудительного содержания родителей, - 1 265 грн.;
лицам, которые имеют особые заслуги перед Родиной, - 3 685 грн.;
членам семей погибших и женам (мужьям) умерших лиц с инвалидностью в результате войны, женам (мужьям) умерших участников боевых действий, участников войны и жертв нацистских преследований, признанных при жизни лицами с инвалидностью, которые не вступили в брак во второй раз, - 630 грн.;
участникам войны и бывшим узникам концлагерей, лицам, которые были насильственно вывезены на принудительные работы, детям партизан, подпольщиков, других участников борьбы с национал-социалистическим режимом в тылу врага - 525 грн. (постановление КМУ от 14.03.18 г. №170).
С 5 мая вступает в силу Закон от 06.02.18 г. №2277-VIII о внесении изменений в законодательство, связанных с созданием и ведением Кредитного реестра Нацбанка и совершенствованием процессов управления кредитными рисками банков.
С 9 мая вступает в силу Закон от 05.10.17 г. № 2163-VIII (далее – Закон №2163), которым установлены правовые и организационные основы обеспечения кибербезопасности в Украине, в частности:
объектами киберзащиты являются: коммуникационные системы всех форм собственности, в которых обрабатываются национальные информационные ресурсы и/или которые используются в интересах органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов и воинских формирований; объекты критической информационной инфраструктуры; коммуникационные системы (далее – объекты). Перечень объектов и порядок их внесения в госреестр объектов критической информационной инфраструктуры (далее – Реестр), а также порядок формирования Реестра утверждаются Кабмином. Формирование и обеспечение функционирования Реестра в банковской системе будет осуществлять Нацбанк (ст. 4);
субъектами обеспечения кибербезопасности определены, в частности: предприятия, учреждения и организации, отнесенные к объектам критической инфраструктуры; субъекты хозяйствования (далее – СХ), граждане и их объединения, другие лица, которые осуществляют деятельность и/или предоставляют услуги, связанные с национальными информационными ресурсами, информационными электронными услугами, электронными сделками, электронными коммуникациями, защитой информации и киберзащитой. Таким субъектам обязаны способствовать госорганы и органы местного самоуправления, предприятия независимо от формы собственности, лица, граждане и их объединения: сообщать известные данные об угрозах национальной безопасности с использованием киберпространства или каких-либо других киберугроз объектам кибербезопасности, кибератак и/или обстоятельств, информация о которых может способствовать предотвращению, выявлению и прекращению таких угроз, противодействию киберпреступлениям, кибератакам и минимизации их последствий (ст. 11);
мероприятия по развитию и безопасности киберпространства, которые осуществляют такие субъекты (ст. 5).
Установлена ответственность собственников и/или руководителей объектов: за киберзащиту коммуникационных и технологических систем объектов, защиту технологической информации, безотлагательное информирование правительственной команды реагирования на компьютерные чрезвычайные события Украины CERT-UA об инцидентах кибербезопасности, проведение независимого аудита информационной безопасности на таких объектах (ст. 6). Ответственность за нарушение законодательства в сфере кибербезопасности предусмотрена гражданским, административным и уголовным законодательством (ст. 12).
С 9 мая в связи с принятием Закона №2163 расширены функции Администрации Госспецсвязи, которая в дополнение к действующим функциям будет:
осуществлять госконтроль за состоянием защиты в киберпространстве государственных информационных ресурсов и информации, защита которой предусмотрена законом, киберзащиты критической информационной инфраструктуры;
координировать деятельность субъектов обеспечения кибербезопасности;
обеспечивать функционирование Национальной телекоммуникационной сети;
внедрять организационно-техническую модель киберзащиты; систему аудита информационной безопасности на объектах критической инфраструктуры, будет устанавливать требования к аудиторам в данной сфере и их аттестации/переаттестации;
координировать, организовывать и проводить аудит защищенности коммуникационных и технологических систем объектов критической инфраструктуры на уязвимость;
обеспечивать функционирование Государственного центра киберзащиты, правительственной команды реагирования на компьютерные чрезвычайные события Украины CERT-UA (пп. 201, 952–957 п. 4) (постановление КМУ от 04.04.18 г. №243).
До 17 мая СХ, которые получили лицензию на посредничество в трудоустройстве за рубежом до 13 марта этого года, обязаны привести свою деятельность в соответствие с Лицензионными условиями, утвержденными постановлением КМУ от 16.12.15 г. №1060 (в редакции постановления КМУ от 28.02.18 г. №140). Напомним, обновленные Условия содержат требования к проекту трудового договора (контракта), заключенного с иностранным СХ: относительно составления его на украинском языке или языке государства пребывания, наличия обязательств работодателя и информации об условиях труда. Кроме того, в штате лицензиата должен быть один работник с высшим юридическим образованием, а в случае отсутствия такового лицензиат должен заключить договор о юридическом обслуживании.
С 17 мая применяются формы учета и представления информации, связанной с осуществлением финансового мониторинга, которые подаются субъектами первичного финмониторинга (кроме банков/филиалов иностранных банков) и их обособленными подразделениями, утвержденные приказом Минфина от 29.01.16 г. № 24, приведенные в соответствие с законодательством. А именно: из форм исключены отметки для печати: буквы «М. П.» и слова «Образец оттиска печати (при наличии)». Соответственно из Инструкции относительно заполнения указанных форм и информации, утвержденной данным приказом:
исключены нормы относительно проставления печати;
в новой редакции изложены строки 462–466 (другие финансовые операции, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Справочнике кодов признаков финансовых операций по результатам внутреннего финмониторинга, мероприятий по отслеживанию (мониторингу), и относительно которых имеются основания подозревать, что они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения) (приказ Минфина от 05.03.18 г. № 344).
До 22 мая небанковские финансовые учреждения (далее – НФУ), которые получили лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов в соответствии с требованиями Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 26.02.13 г. №57, должны привести свою деятельность, структуру собственности, финансовое состояние
и деловую репутацию в соответствие с требованиями Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 17.08.17 г. №80 (далее - Положение № 80), и подать в Нацбанк письменное заверение в соответствии НФУ его требованиям. В частности, НФУ, которое обращается за получением лицензии, обязано:
иметь в первый год своей деятельности не менее 500 тыс. грн. для выполнения бизнес-плана;
соответствовать следующим требованиям: не иметь задолженности по уплате налогов и сборов; финансовых инвестиций в капитал ключевых участников в его структуре собственности, суммарный размер которых превышает 25 % его собственного капитала; существенных нарушений финансовых обязательств в течение последнего года его деятельности относительно любого банка или другого юридического или физического лица (п. 32–34 разд. ІV).
Деловая репутация НФУ (в т. ч. его руководителей и владельцев существенного участия в нем) должна соответствовать требованиям разд. V Положения № 80 относительно безукоризненности (п. 35 разд. V).
Временно, до 26 мая:
освобождаются от обложения ввозной пошлиной товары (кроме подакцизных), которые ввозятся на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта УЕФА, уполномоченными УЕФА лицами, футбольными клубами/командами, которые принимают участие в финальных матчах, необходимые для обеспечения организации и проведения указанных мероприятий. Продажа таких товаров на территории Украины запрещается;
товары, в том числе транспортные средства (далее - ТС), которые классифицируются в товарных позициях 8702, 8703, 8704 согласно УКТВЭД, которые временно ввозятся на таможенную территорию Украины УЕФА, уполномоченными УЕФА лицами, футбольными клубами/командами, которые принимают участие в финальных мероприятиях Лиги чемпионов УЕФА в 2018 году, для обеспечения организации и проведения указанных мероприятий, могут быть помещены в таможенный режим временного ввоза с условным полным освобождением от обложения таможенными платежами и без обеспечения выполнения обязательств по уплате таможенных платежей, предусмотренных разд. X ТК, сроком до трех месяцев (абзацы второй и третий п. 43 разд. XXI Таможенного кодекса, далее – ТК) (Закон от 22.03.18 г. №2375-VIII вступил в силу с 19.04.18 г.).
До 26 мая к операциям по ввозу на таможенную территорию Украины товаров, указанных в абзацах втором и третьем п. 43 разд. XXI ТК, применяются: освобождение от обложения НДС в случае помещения таких товаров в таможенный режим импорта; условно полное освобождение от обложения НДС в случае помещения таких товаров в таможенный режим временного ввоза (п. 66 подразд. 2 разд. ХХ Налогового кодекса, да-
лее – НК). Временно, по 26 мая, освобождаются от обложения НДС операции по поставке (предоставлению) УЕФА или юрлицами, уполномоченными УЕФА на осуществление организационных мероприятий и/или проведение финальных матчей, билетов и услуг, которые являются их неотъемлемой частью (п. 67 подразд. 2 разд. ХХ НК). Освобождается от налогообложения прибыль, полученная по 26 мая УЕФА и/или его связанными лицами от передачи и/или использования коммерческих прав, которые касаются финальных матчей; прибыль, полученная от деятельности УЕФА и/или его связанных лиц для целей подготовки и/или проведения указанных матчей (разд. III НК) (п. 51 подразд. 4 разд. ХХ НК) (Закон от 22.03.18 г. №2374-VIII вступил в силу с 19.04.18 г.).
До 29 мая ГФС должна доработать соответствующее программное обеспечение в целях отдельной регистрации письменных поручений правоохранительных органов на проведение осмотра (переосвидетельствования) товаров, ТС коммерческого назначения таможенными органами во время их поступления в органы доходов и сборов (постановление КМУ от 21.02.18 г. № 109).
31 мая прекращается действие постановления КМУ от 22.03.17 г. № 187, которым возложены специальные обязанности на субъектов рынка природного газа для обеспечения общеобщественных интересов в процессе функционирования этого рынка.
Не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщиков НДФЛ и не облагаются военным сбором (согласно пп. 1.9 п. 161 подразд. 10 НК) доходы, полученные до 1 июня в Украине, и иностранные доходы, полученные за работы и/или услуги, выполненные и предоставленные на территории Украины или за ее пределами, для целей подготовки и проведения в Украине финальных матчей Лиги чемпионов УЕФА и Лиги чемпионов УЕФА среди женщин сезона 2017/2018 годов (далее – финальные матчи) независимо от их участия в проведении этих матчей:
представителей или должностных лиц ассоциаций – членов УЕФА;
членов делегаций, которые принимают участие в финальных матчах, в том числе членов команд, которые получили право на участие в этих матчах;
физических лиц, аккредитованных УЕФА (в частности, работников и временных работников, представителей СМИ, партнеров УЕФА, представителей спонсоров) .
Речь идет о налогообложении доходов, в частности, но не исключительно, в виде заработной платы, возмещения расходов и суточных, оплаты проживания, медицинского страхования и/или страхования жизни таким лицам или третьим лицам в пользу таких лиц (кроме резидентов Украины в понимании пп. 14.1.213 НК).
Доход других нерезидентов, полученный до 1 июня в Украине, облагается налогом на общих основаниях с учетом положений международных договоров Украины об избежании двойного налогообложения, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой (новый п. 10 подразд. 1 разд. ХХ НК) (Закон от 22.03.18 г. №2374-VIII).
Временно, до 1 июня, не являются объектом начисления и уплаты ЕСВ выплаты, которые осуществляются за выполнение работ и/или предоставление услуг на территории Украины или за ее пределами в период подготовки и проведения в Украине финальных матчей, в частности, но не исключительно, в виде зарплаты, возмещения расходов и суточных, оплаты проживания, медицинского страхования и/или страхования жизни, таким лицам или третьим лицам в пользу таких лиц (кроме резидентов Украины в понимании пп. 14.1.213 НК), независимо от их участия в проведении финальных матчей: представителям или должностным лицам ассоциаций – членам УЕФА; членам делегаций, которые принимают участие в финальных матчах, в том числе членам команд, которые получили право на участие в финальных матчах; физическим лицам, аккредитованным УЕФА (в частности, работникам и временным работникам, представителям СМИ, партнерам УЕФА, представителям спонсоров). Доход других нерезидентов, полученный в период подготовки и проведения финальных матчей, является объектом начисления и уплаты ЕСВ на общих основаниях (новый п. 99 разд. VIII Закона от 08.07.10 г. №2464-VI) (Закон от 22.03.18 г. №2373-VIII вступил в силу с 19.04.18 г.).
Комментарии к материалу