Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Изменения в законодательстве, действующие с августа 2019 года

29.07.2019 3013 0 1

С 1 августа введена специальная пошлина на товары, происхождением из Российской Федерации (далее – РФ), независимо от других видов пошлины, в процентах к таможенной стоимости товаров по ставкам:

  • 3,75 % (с 1 октября – 4 %) – для тяжелых дистиллятов (газойля) по кодам согласно УКТВЭД 2710 19 43 00 – 2710 19 48 00, которые ввозятся на таможенную территорию Украины (далее – ТТУ) трубопроводным транспортом и помещаются в таможенный режим импорта;
  • 1,75 % (с 1 октября – 3 %) – для сжиженного газа, используемого в качестве топлива, по коду согласно УКТВЭД 2711 12 11 00, который ввозится на ТТУ в таможенном режиме импорта. 

Спецпошлина на товары из РФ введена во исполнение ч. 11 ст. 29 Закона от 16.04.91 г. № 959-XII в целях защиты существенных интересов безопасности во время чрезвычайных обстоятельств в международных отношениях. Постановление КМУ от 17.07.19 г. № 624 будет действовать до момента прекращения применения РФ дискриминационных и/или недружелюбных действий относительно Украины.

Составленные с 1 августа акцизные накладные/расчеты корректировки (далее – АН, РК) регистрируются в Едином реестре акцизных накладных в сроки, предусмотренные п. 231.6 Налогового кодекса (далее – НК). По 15 августа регистрируются АН/РК, составленные с 1 по 31 июля (пп. 23 подразд. 5 разд. ХХ НК).

С 1 августа порядок электронного взаимодействия ГФС, Госказначейства и их территориальных органов, местных финансовых органов во время возврата налогоплательщикам ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени, утвержденный приказом Минфина от 11.02.19 г. № 60, применяется в случае возврата платежей, подлежащих уплате в госбюджет.

2 августа заканчивается проведение процедуры верификации и актуализации госрегистраторов вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, состоящих в трудовых отношениях с аккредитованным субъектом, которая началась 22 июля. 

В дальнейшем будет проводиться верификация госрегистраторов, состоящих в трудовых отношениях:

  • с исполнительным органом сельских, поселковых и городских советов, Киевской и Севастопольской городских, районных, районных в г. Киеве и Севастополе облгосадминистраций – с 5 по 30 августа; 
  • центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере религии, Советом министров АРК – со 2 по 13 сентября.

Верификация нотариусов будет длиться с 16 сентября по 11 октября.

Верификация и актуализация сведений о пользователях Единых и Государственных реестров, держателем которых является Минюст, проводится в целях усиления мероприятий кибербезопасности, защиты права собственности.

Обеспечить проведение верификации государственных регистраторов вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований, а также нотариусов поручено ГП «Национальные информационные системы». 

Верификация осуществляется в соответствии с утвержденным графиком при участии трех представителей главных управлений юстиции в областях и городе Киеве и включает проверку:

  • документов, удостоверяющих личность госрегистратора;
  • документов, подтверждающих факт пребывания госрегистратора в трудовых отношениях с субъектом госрегистрации;
  • сведений, которые подтверждают выдачу свидетельства на осуществление нотариальной деятельности (для нотариусов). 

Лицам, которые успешно прошли верификацию, выдаются новые идентификаторы доступа (пароли доступа) с одновременной отменой ранее выданных. 

Лицам, которые не прошли верификацию или своевременно не обратились по поводу ее проведения, доступ аннулируется путем отмены идентификаторов доступа (пароля доступа) такого пользователя (приказ Минюста от 18.07.19 г. № 2185/5).

Со 2 августа вводится в действие Закон от 10.07.18 г. № 2496-VIII (далее – Закон № 2496), который регулирует отношения в сфере органического производства, оборота и маркировки органической продукции (это сельхозпродукция, в т. ч. пищевые продукты и корма, полученные в результате органического производства), которая производится, находится в обороте, ввозится на ТТУ или вывозится с нее в таможенном режиме экспорта. Действие Закона № 2496 не распространяется на производство и оборот продукции для собственного потребления, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств, на продукцию охоты и рыболовства, извлеченную из природной среды. 

Согласно Закону № 2496 операторы (юрлица или физлица-предприни­матели, которые занимаются производством и/или оборотом органической продукции) имеют право добровольно при наличии сертификата:

  • производить и реализовывать органическую продукцию под своим коммерческим наименованием и/или торговой маркой (знаком для товаров и услуг);
  • поручать предоставление отдельных услуг (выполнение работ), в том числе подрядных (давальческих), необходимых для органического производства и/или оборота органической продукции, третьему лицу (при условии проверки мощностей такого лица органом сертификации и получения его согласия).

Определены права и обязанности субъектов рынка органической продукции (операторов и органов сертификации). В частности, операторы обязаны:

  • соблюдать требования законодательства в сфере органического производства, оборота и маркировки органической продукции (далее – законодательство);
  • отзывать и/или изымать произведенную ими продукцию, которая не соответствует требованиям законодательства, если она маркирована государственным логотипом для органической продукции или содержит обозначения и надписи «органический», «биодинамический», «биологический», «экологический», «органик» и т. п. на любом языке;
  • проходить ежегодно сертификацию органического производства и/или оборота органической продукции для подтверждения соответствия требованиям законодательства. Не подлежит сертификации перемещение, хранение и реализация маркированной органической продукции заведениями общественного питания; субъектами хозяйствования (далее – СХ), которые занимаются розничной торговлей;
  • взаимодействовать с органами сертификации и обеспечивать беспрепятственный доступ инспекторов к своим мощностям для проведения проверок и забора образцов. Предоставлять им документы, необходимые для сертификации, в том числе финансовые;
  • декларировать объемы органической продукции, которая вводится в оборот;
  • согласовывать маркировку органической продукции с органом сертификации.

Определены общие требования к органическому производству в отраслях органического: растениеводства; животноводства; грибоводства; аквакультуры, а также производства органических морских водорослей; пищевых продуктов; кормов; а также заготовки органических объектов растительного мира.

Госпродпотребслужба проводит плановые и внеплановые мероприятия: мониторинг органической продукции на рынке в целях предотвращения попадания на рынок неорганической продукции, маркированной как органическая; проверку деятельности органов сертификации; выборочную проверку деятельности операторов. В случае выявления нарушений законодательства Госпродпотребслужба выдает оператору предписание относительно устранения нарушений и направляет соответствующее уведомление органу сертификации.

Установлена ответственность субъектов рынка органической продукции за нарушение законодательства в этой сфере.

До 2 февраля 2020 года предприятия, учреждения, организации или их подразделения, которые на 2 августа этого года действуют в Украине как органы по оценке соответствия согласно Закону от 03.09.13 г. № 425-VII (утратил силу со 2 августа) или как органы сертификации согласно нормам и стандартам, признанным в иностранных государствах или международных организациях (далее – субъекты), подлежат включению в Реестр органов сертификации (далее – Реестр) по их заявлению.

До 2 февраля 2021 года СХ имеют право использовать надпись «органический продукт» в собственных названиях продуктов и торговых марках, а также обозначения и надписи «органический», «биодинамический», «биологический», «экологический», «органик» и/или любые однокорневые и/или производные слова от этих слов с префиксами «био-», «эко-» исключительно при наличии действующего сертификата, выданного субъектом, внесенным в Реестр.

Со 2 августа действие Закона от 18.05.17 г. № 2042-VIII распространяется на госконтроль за деятельностью операторов в целях проверки на соответствие законодательству о пищевых продуктах и кормах, здоровье и благополучии животных, а также Закону № 2496.

Со 2 августа применяется государственный логотип для органической продукции и техническое описание государственного логотипа, утвержденные приказом Минагрополитики от 22.02.19 г. № 67.

Со 2 августа вступает в силу Порядок, который определяет процедуру подтверждения специальных знаний инспектора по органическому производству и/или обороту органической продукции (далее – инспектор) и получения свидетельства инспектора путем сдачи квалификационного экзамена, в частности:

  • инспектором не может быть физическое лицо, которое состоит на государственной службе, в трудовых и/или гражданско-правовых отношениях с операторами и/или органами исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление и регулирование в этой сфере;
  • квалификационный экзамен проводится комиссией, в состав которой входят представители Минагрополитики, Госпродпотребслужбы, Госрыбагентства, Гослесагентства и по соглашению – Национальной академии аграрных наук и общественных объединений в сфере органического производства;
  • кандидат, который намеревается сдать квалификационный экзамен, подает в Комиссию: заявление по форме приложения 1 к Порядку; копии документа о высшем образовании и документа, подтверждающего стаж работы в аграрной сфере и/или сфере пищевой (перерабатывающей) промышленности;
  • кандидат, который успешно сдал квалификационный экзамен, получает свидетельство инспектора по форме приложения 2 к Порядку (приказ Минагрополитики от 19.03.19 г. № 143).

До 2 августа согласно Закону от 22.06.17 г. № 2119-VIII оператор внешних инженерных сетей должен оснастить узлами коммерческого учета горячей и питьевой воды жилые здания, которые на 02.08.17 г. были присоединены к внешним инженерным сетям и не оснащены такими узлами учета или узлы учета вышли из строя.

С 5 августа в Украине вводится международный номер банковского счета (IBAN): 

  • с 5 августа банки будут открывать клиентам новые счета в стандарте IBAN, а действующие номера счетов будут изменять согласно требованиям ДСТУ-Н 7167:2010, утвержденного приказом Госпотребстандарта от 11.10.10 г. № 454; 
  • с 5 августа до 31 октября банки обязаны самостоятельно изменять (не по инициативе клиента) действующие счета клиентов банков согласно требованиям стандарта IBAN с сохранением длины номера счета аналитического учета – не более 14 символов.

Банки сообщают контролирующим органам относительно налогоплательщиков:

  • о новых счетах клиентов, открытых с 5 августа согласно стандарту IBAN;
  • измененных счетах клиентов – с 5 августа до 31 октября 2019 года. После этого в 10-дневный срок контролирующие органы информируются обо всех открытых счетах таких клиентов по состоянию на 31 октября;
  • закрытии счетов клиентов.

С 5 августа до 31 октября клиенты банков в реквизитах расчетных документов могут указывать как действующий номер счета и код банка, так и номер счета в стандарте IBAN. 

Согласно сообщению Нацбанка применение IBAN с 1 ноября 2019 года станет обязательным для клиентов всех банков Украины во время переводов средств как в национальной, так и в иностранных валютах, в частности, во время трансграничных переводов. 
Введение IBAN гармонизирует украинское платежное пространство с европейским и будет способствовать модернизации системы электронных платежей НБУ. Использование стандарта IBAN благодаря сокращению реквизитов упростит оформление расчетных документов. Клиенты банков смогут:

  • удобно и просто идентифицировать плательщика и получателя средств, а также банк Украины, который их обслуживает;
  • избежать ошибок в счетах благодаря сокращению реквизитов;
  • быстрее осуществлять переводы и получать средства (постановление Правления НБУ от 28.12.18 г. № 162).

С 6 августа вводится в действие Закон от 06.12.18 г. № 2639-VIII (далее – Закон № 2639) (кроме норм, введенных в действие со 2 февраля этого года), которым установлены требования к информации о пищевых продуктах, которые предоставляются потребителям (далее – информация), а также обязанностям операторов рынка пищевых продуктов (далее – оператор, рынок) по доведению такой информации до сведения других операторов и потребителей. 

Определены обязанности операторов, в частности:

  • операторы, ответственные за информацию о пищевом продукте, обязаны предоставлять имеющуюся и точную информацию о нем; операторы, которые не отвечают за такую информацию, не имеют права осуществлять оборот тех пищевых продуктов, о которых имеют информацию как о не соответствующих законодательству; 
  • операторы не имеют права изменять информацию, которая сопровождает пищевой продукт, если такие изменения могут ввести в заблуждение конечного потребителя или снижают уровень защиты потребителя либо ухудшают возможность осуществления им сознательного выбора;
  • операторы должны доводить информацию о нефасованных пищевых продуктах, предназначенных для конечного потребителя или для поставки заведениям общественного питания, до сведения соответствующих операторов рынка для предоставления обязательной информации конечному потребителю и т. п. (ст. 5).

С 6 августа действуют изменения в ряд законов, в частности:

1. В Закон от 23.12.97 г. № 771/97-ВР, которым установлены требования к безопасности и качеству пищевых продуктов, в частности:

  • операторам рынка запрещено осуществлять оборот пищевых продуктов, полученных из мощностей, которые не прошли госрегистрацию или не получили эксплуатационное разрешение, и/или использовать такие пищевые продукты в производстве других пищевых продуктов;
  • пищевой продукт может быть введен в оборот и находиться обороте только при наличии на его маркировке обозначения, идентифицирующего партию, к которой он относится (новая ст. 221).

2. В Закон от 18.05.17 г. № 2042-VIII, в частности: 

  • если во время ввоза продуктов на ТТУ в контейнерах морским, железнодорожным или воздушным транспортом произошла замена транспортного средства (далее – ТС), на котором перевозились такие контейнеры, оператор обязан подать документы относительно прослеживаемости перемещения соответствующего груза (время и место перегрузки, название ТС) и отразить такую перегрузку при заполнении соответствующей части общего ветеринарного документа на ввоз. Такая замена ТС осуществляется только при условии неповреждения опломбирования соответствующего контейнера с продуктами (новая ч. 9 ст. 42);
  • усилена ответственность за нарушения на рынке пищевых продуктов.

С 6 августа утратил силу приказ Госпотребстандарта от 28.10.10 г. № 487, которым утвержден Техрегламент относительно правил маркировки пищевых продуктов (приказ Минэкономразвития от 03.05.19 г. № 770).

С 9 августа вступил в силу Закон от 06.06.19 г. № 2745-VIII, которым определяются порядок, условия, формы и особенности получения профессионального предвысшего образования (далее – ППО), права и обязанности физических и юридических лиц в этой сфере, создаются условия для сочетания образования с производством в целях подготовки конкурентоспособных специалистов и т. п. 

В частности:

  • подготовка профессионального младшего бакалавра начинается в 2020 году;
  • высшие учебные заведения I–II уровней аккредитации, которые в системе высшего образования осуществляют подготовку младшего специалиста и до 2020 года не получат статуса колледжа, соответственно приобретают статус заведения ППО;
  • лицензии на подготовку младшего специалиста являются действующими и действуют до завершения обучения лиц, которые поступили в соответствующие заведения образования до 31.12.19 г. Если такие лицензии действительны на 9 августа, они дают право на оформление лицензий на подготовку получающих ППО по образовательно-профессиональной степени профессионального младшего бакалавра с сохранением лицензированного объема без прохождения лицензирования;
  • сертификаты об аккредитации младшего специалиста, действительные на 9 августа, продлеваются до завершения обучения лиц, которые поступили в соответствующие заведения образования до 31.12.19 г., без их переоформления в случае завершения срока их действия;
  • аккредитацию образовательно-профессиональных программ младших специалистов до завершения соответствующей подготовки осуществляет Министерство образования и науки (далее – МОН);
  • требование относительно пребывания руководителя заведения ППО на должности не более двух сроков распространяется на руководителей, назначенных на должность после 9 июня. Руководители заведений ППО, назначенные на должности на 9 августа, продолжают выполнять свои полномочия согласно заключенным с ними контрактам и имеют право быть назначенными на соответствующую должность еще на один срок.

Кроме того, установлено, что:

  • требования к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому, организационному и информационному обеспечению образовательной деятельности определяются лицензионными условиями;
  • государственные и коммунальные заведения ППО со статусом бюджетных учреждений или неприбыльных заведений образования имеютправо предоставлять за плату образовательные и другие услуги, перечень которых утверждает КМУ. Порядок предоставления и порядок определения стоимости платных услуг таких заведений утверждаются МОН;
  • перечень платных услуг заведений ППО со статусом прибыльных и порядок определения стоимости таких услуг устанавливаются этими заведениями самостоятельно по согласованию с учредителем;
  • Типовой договор, который заключается между заведением ППО и физическим и/или юридическим лицом на срок обучения, утверждается МОН;
  • размер платы за весь период обучения устанавливается заведениями в национальной валюте и обнародуется (так же, как и размер платы за дополнительные образовательные услуги) на официальных вебсайтах заведений, информационных стендах и т. п. Размер платы, предусмотренный договором, может изменяться не более одного раза в год и не более чем на официально определенный уровень инфляции за предыдущий календарный год;
  • государственно-частное партнерство в сфере ППО осуществляется на основе договоров между органами государственной власти и частными партнерами (порядок их заключения определяет КМУ).

С 12 августа для операторов рынка пищевых продуктов (далее – оператор) будут обязательными (как и для государственных ветеринарных инспекторов, государственных инспекторов Госпродпотребслужбы; аккредитованных лабораторий) методы отбора образцов для определения максимально допустимых уровней микотоксинов в пищевых продуктах для целей госконтроля, утвержденные приказом Минагрополитики от 22.05.19 г. № 264. 

Установлены процедуры отбора образцов пищевых продуктов; методы отбора образцов: зерна и зерновых пищевых продуктов; сухофруктов, семян масличных растений, абрикосовых косточек и лесных орехов; специй, молока и молочных продуктов, детских смесей; зерен кофе, вина, виноградных соков, виноградного сусла, фруктовых соков, фруктовых нектаров, алкогольных напитков, сидров; твердых пищевых продуктов из яблок, в т. ч. для детей грудного и раннего возраста; масла растительного происхождения; пищевых добавок и т. п.

22 августа истекает 270-дневный срок со дня вступления в силу Закона от 08.11.18 г. № 2612-VIII и соответственно прекращает действие упрощенный временный порядок таможенного оформления ТС для их свободного оборота на ТТУ (постановление КМУ от 12.12.18 г. № 1077).

С 25 августа вступает в силу Закон от 06.06.19 г. № 2743-VIII, которым упрощается порядок принятия гражданства Украины иностранцами и лицами без гражданства (далее – иностранцы), которые оказывали практическую помощь в защите территориальной целостности и неприкосновенности Украины. 

Речь идет об иностранцах, которые оказывали инструкторскую (стрелковую, тактическую, медицинскую, радиотехническую, взрывотехническую и другую) помощь подразделениям ВСУ, других воинских формирований, правоохранительных органов спецназначения, МВД, принимали непосредственное участие в АТО, отпоре и сдерживании вооруженной агрессии РФ в Донецкой и Луганской областях и получили вид на временное проживание. Они считаются находящимися на территории Украины на законных основаниях (в т. ч. в случаях, если срок действия паспортного документа закончился или он подлежит обмену), на время до завершения временной оккупации РФ территории Украины. 

Такие иностранцы на дату обращения за оформлением вида на временное проживание и до дня его получения считаются находящимися на территории Украины на законных основаниях. Они не могут быть принудительно возвращены в страну происхождения или третью страну, которая совершила акт агрессии против Украины, или в страну, которая не признает территориальную целостность и суверенитет Украины либо отказывается признавать противоправность посягательств на территориальную целостность и суверенитет Украины.

До 1 сентября ПФУ, Минздрав, Национальная служба здоровья при участии Фонда соцстрахования должны обеспечить информационное взаимодействие собственных информационно-телекоммуникационных систем с Электронным реестром листков нетрудоспособности (постановление КМУ от 17.04.19 г. № 328).

До 1 сентября банки и юрлица, которые получили лицензию на предоставление банкам услуг по инкассации, должны привести свои внутренние документы в соответствие с требованиями Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 31.03.17 г. № 29, с учетом изменений, внесенных постановлением Правления НБУ от 25.06.19 г. № 84. Изменениями, в частности, уточнены определение валютных ценностей с учетом последних изменений в валютном законодательстве; размеры максимальных объемов валютных ценностей, которые инкассируют и перевозят, с учетом роста уровня минимальной зарплаты, а также утверждена в новой редакции форма бланка служебного удостоверения инкассаторов.

Комментарии к материалу

Лучшие материалы