Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Жилье не отберут, но внести в Реестр стоит: зачем нужен Реестр вещных прав на недвижимое имущество

Разъяснение

19.06.2024 507 1 0

Жилье, построенное до 2013 года, следует добровольно добавить в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (далее – ГРВП). Во-первых, это поможет при необходимости быстро и без проблем подать заявление на компенсацию єВідновлення, а во-вторых, значительно упрощает получение других государственных услуг с недвижимостью и защищает от ряда мошеннических схем с вашим имуществом. 

Об этом сообщила глава Комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства, глава партии «Слуга Народа» Елена Шуляк. 

По ее словам, в последние недели в СМИ и соцсетях распространяется информация о том, что украинцы могут потерять жилье, построенное в 80–90-х годах прошлого века, если не зарегистрируют его в ГРВП. Это совершенно не соответствует действительности, обращает внимание Елена Шуляк и отмечает, что внесение жилья в этот Реестр исключительно добровольно и не имеет ничего общего с утратой права собственности на него. 

Что такое ГРВП, когда и для чего его создали 

Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество – это единственная государственная информационная система, содержащая сведения о правах человека на недвижимое имущество, объясняет Шуляк. 

По ее словам, регистрация вещных прав на свое жилье в ГРВП – это, по сути, официальное признание и подтверждение государством фактов приобретения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество. 

Соответствующий реестр был создан в 2013 году и поэтому все жилье, построенное с того момента, в ГРВП вносится автоматически. Если речь идет о жилье, построенном до 2013 года, то есть до запуска соответствующего Реестра, вносить в систему данные о нем собственник должен самостоятельно. Но эта опция исключительно добровольная, в очередной раз подчеркнула парламентарий.

Зачем нужно вносить жилье в ГРВП 

По словам Шуляк, в последнее время одна из главных причин внесения гражданами жилья, которое было построено до 2013 года, – услуга єВідновлення. Поскольку информация о том, что без регистрации жилья в ГРВП получить компенсацию по программе єВідновлення будет звучать неоднократно, украинцы начали вносить свое жилье в ГРВП более активно. 

«При этом, к сожалению, многие граждане были даже не в курсе, что такой реестр существует и жилье в нем лучше зарегистрировать. Важный момент – это актуально только для жилья, построенного до 2013 года. Жилье, построенное позже, вносится в реестр автоматически», – сообщила Елена Шуляк. 

Парламентарий отметила, что решение о внесении или невнесении жилья в ГРВП исключительно добровольное. То есть делать это украинцев силой никто не заставляет. Однако сделать это желательно по нескольким причинам. Среди них следующие: 

  • совершение каких-либо действий с недвижимым имуществом возможно только при наличии сведений в настоящем Реестре; 
  • только зарегистрированные в ГРВП права имеют юридическую силу перед другими (третьими) лицами, а зарегистрировать за собой права на недвижимость может только лицо, которому оно принадлежит; 
  • создание дополнительных гарантий и сведение к минимуму возможности недобросовестных лиц зарегистрировать на себя не принадлежащие им права; 
  • защита имущества от мошенничества, ведь подделать правоустанавливающие документы в бумажной форме гораздо легче, чем в электронной; 
  • ГРВП является препятствием для проведения незаконных сделок с недвижимостью; 
  • ГРВП делает невозможным попадание копий документов к третьим лицам; 
  • при отсутствии документов о праве собственности такое право подтверждается на основании информации из ГРВП, получаемой путем непосредственного доступа к нему, без требования соответствующих дубликатов документов; 
  • ГРВП обеспечивает защиту и соблюдение прав человека внутренне перемещенных лиц и лиц, пострадавших от войны; 
  • с помощью ГРВП проще заказать административные услуги. 

«Электронные, цифровые реестры – один из главных антикоррупционных предохранителей, поэтому тотальная цифровизация, как мы ее называем, одна из важнейших антикоррупционных мер. Здесь все просто: чем меньше чиновников, работа которых теперь переведена в цифру и не нуждается в их посредничестве и, соответственно, во взятках, тем прозрачнее сфера государственных услуг. И это касается не только ГРВП», – объяснила Елена Шуляк. 

По ее словам, в Украине уже 3 года функционирует, в частности, Единая государственная электронная система в сфере строительства, благодаря которой больше не нужно идти к чиновникам и заносить взятки. Теперь ее функционал планируют расширять. А в случае ГРВП речь идет об отсутствии бумажной волокиты, скорости и удобстве получения государственных услуг. Кроме этого, при купле-продаже недвижимости с помощью ГРВП удобно проверить документы. Система сокращает время на проведение сделки и юридическая чистота легко отслеживается. 

Что будет, если жилье не внести в ГРВП 

Глава партии «Слуга Народа» отмечает: жилье, которое не зарегистрировано в ГРВП, у украинцев никто не будет отбирать. Это предположение, отметила она, совершенно не соответствует действительности. Но в случае, если жилье было уничтожено в результате российской вооруженной агрессии, гражданин не сможет, к сожалению, получить за это компенсацию по программе єВідновлення. 

«Пока мы видим, что невнесение жилья в ГРВП – самая частая причина отказа в компенсации. Впрочем, общее количество отказов в компенсации довольно незначительное. Но это не значит, что с этим нужно медлить, особенно жителям регионов, жилье которых находится в зоне риска», – отметила Елена Шуляк. 

Как внести жилье в ГРВП 

Предусмотрены два способа внесения информации о собственнике в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество: через портал Дія или через Центры предоставления административных услуг (далее – ЦПАУ) или нотариуса. 

Для того чтобы внести информацию через Дія, необходимо: 

  • создать электронную подпись, если ее нет; 
  • зарегистрироваться или авторизоваться в кабинете гражданина на сайте Дія с помощью электронной подписи; 
  • проверить личные данные в пользовательском профиле, если произошли изменения, то необходимо их обновить; 
  • заполнить онлайн-форму на получение услуг; 
  • загрузить документы о зарегистрированных вещных правах на объект недвижимости (выданные до 1 января 2013 года); 
  • подписать заявление электронной подписью. 

Для внесения информации через портал ЦПАУ или через нотариуса необходимо: 

  • подготовить паспорт, номер налогоплательщика, правоустанавливающие документы по объекту недвижимого имущества или их копии; 
  • обратиться к нотариусу/регистратору с этими документами; 
  • для уточнения информации о праве собственности регистратор/нотариус формирует письменный запрос в Бюро технической инвентаризации (далее – БТИ) для личного обращения; 
  • обратиться с письменным запросом к коммунальному предприятию БТИ по территориальной принадлежноси по недвижимому имуществу. Если такое бюро ликвидировано, необходимо обратиться в БТИ, ставшее правопреемником архивных документов. 

Слуга Народа


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Лучшие материалы