Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Земельный налог без целевого назначения

25.09.2018 1055 0 0



Каждый участок земли отличается от другого своим расположением,  оценкой и, естественно, своим назначением. Определяет статус участка государство. Все, что касается земли в Украине, регулируется Земельным кодексом. В нем же присутствует такое понятие как «целевое назначение» земли, которое обычно указывается в госакте о праве собственности или другом правоустанавливающем документе. Владелец (пользователь) земли должен использовать землю строго по назначению, указанному в правовом документе. В Госземкадастре, как единой государственной геоинформационной системе, содержится информация про количественную и качественную характеристику земель, их нормативно-денежную оценку, а также целевое назначение земельных участков.

Данные содержащиеся в Госземкадастре являются основополагающими для начисления земельного налога. А именно, сумма налога напрямую зависит от размера нормативно-денежной оценки земельного участка. С 2017 года действует новый Порядок нормативной денежной оценки земель населенных пунктов, утвержденный приказом Минагропрома Украины от 25.11.2016 года №489. Согласно этого Порядка расчет нормативно-денежной оценки земель напрямую зависит в том числе от коэффициента, установленного на основании Классификации, характеризующей функциональное (целевое) использование земельного участка. Если же в Госземкадастре такая информация отсутствует, при расчете оценки земли применяется увеличенный коэффициент.

Приказом Минагропрома Украины от 27.03.2018 №162,с 17.07.2018 года введены новые увеличенные коэффициенты нормативной денежной оценки земель населенных пунктов.

В частности, для земельных участков, информация о которых не внесена в сведения Госземкадастра или по ним отсутствует код Классификации видов целевого назначения, применяется коэффициент со значением 3,0 (до этого времени применялся коэффициент 2,0).

То есть, отсутствие кода классификации видов целевого назначения земель или ошибки при их внесении в Госземкадастр выражается уже в значительном денежном размере. Нельзя обойти вниманием и тот момент, когда землепользователи осознанно не раскрывали целевое назначение своих участков, так как установленные коэффициенты по отсутствующей информации были меньше чем если бы такая информация была внесена в кадастр. Теперь государственными органами дан побудительный мотив для землепользователей как для наполнения как бюджета, так и информационной базы кадастра.

Что касается вопроса уплаты земельного налога в бюджет необходимо подчеркнуть следующий существенный момент.

Статьей 286 Налогового кодекса Украины определено, что в случае изменения в течение года объекта и/или базы плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения. Также, в этих обстоятельствах, к декларации прилагается справка (выписка) о размере новой нормативной денежной оценки земли. То есть, указанное увеличение есть основанием для пересчета (уточнения) задекларированных сумм налога.

Если плательщик платы за землю не подал такую ​​налоговую декларацию в течение вышеуказанного срока, к нему применяются штрафные санкции, предусмотренные п. 120.1 ст. 120 НКУ Украины. А именно, в размере 170 грн. за непредставление или несвоевременное представление за первый случай и 1020 грн. если нарушение допущено повторно.

Кроме этого, статья 50 НКУ определяет обязанность плательщика, в случае установления ним в предварительно поданных декларациях, занижение налогового обязательства, осуществить следующее:

  • подать уточняющий расчет;
  • уплатить сумму недоплаты;
  • оплатить, до представления такого уточняющего расчета, штраф в размере трех процентов от суммы недоплаты.

В случае неосуществления плательщиком вышеупомянутого, контролирующий (фискальный) орган будет иметь основания для применения штрафных санкций в размере 25% от суммы недоплаты.

Подытоживая вышесказанное, для всех землепользователей, у которых в Госземкадастре отсутствует код Классификации видов целевого назначения земельного участка, необходимо учесть:

  • суммы земельного налога подлежат корректировке в сторону увеличения;
  • оптимальным вариантом, который минимизирует возможное расходование средств на уплату штрафных санкций является представление уточняющего расчета, в котором увеличение суммы земельного налога рассчитано начиная с 17.07.2018 года;
  • представления уточняющего расчета должно сопровождаться получением новой справки (выписки) о нормативной денежной оценке земельного участка и одновременной ее подачей контролирующему органу.

В заключении хотелось бы порекомендовать плательщикам налога, у которых отсутствует необходимая информация в Госземкадастре, определиться относительно необходимости внесение такой информации в Госземкадстр, в том числе и про целевое назначение земельных участков. 

Татьяна Савчук

Руководитель департамента учета и аудита

юридического объединения ID Legal Group

id-legalgroup.com

Комментарии к материалу

Лучшие материалы