Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Виды ответственности за нарушение порядка составления декларации по НДС

Разъяснение
18.08.2025

Какая ответственность предусмотрена при нарушении порядка составления налоговой декларации по НДС?

Согласно п. 36.1 Налогового кодекса (далее – НК) налоговой обязанностью признается обязанность налогоплательщика исчислить, задекларировать и/или уплатить сумму налога и сбора в порядке и сроки, определенные НК, законами по вопросам таможенного дела.

Общие требования по составлению налоговой отчетности определены ст. 48 НК, которым, в частности, предусмотрено, что налоговая декларация должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 48.3 и 48.4 НК, а также быть подписана.

В соответствии с п. 48.7 НК налоговая отчетность, составленная с нарушением норм ст. 48 НК, не считается налоговой декларацией, кроме случаев, установленных п. 46.4 НК.

Ответственность налогоплательщиков определена гл. 11 разд. II НК.

За нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются следующие виды юридической ответственности: финансовая, административная и уголовная (п. 111.1 НК).

Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость утвержден приказом Минфина (далее – Порядок № 21).

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налогового обязательства, указанную в налоговой отчетности. Данные, приведенные в налоговой отчетности, должны соответствовать данным бухгалтерского и налогового учета плательщика (п. 6 разд. III Порядка № 21).

В соответствии с п. 20 разд. III Порядка № 21 после подачи декларации за отчетный (налоговый) период налогоплательщик вправе до истечения предельного срока подачи декларации за такой же период подать новую декларацию с исправленными показателями.

В то же время, в соответствии с п. 50.1 НК, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НК) налогоплательщик самостоятельно (в т. ч. по результатам электронной проверки) обнаруживает ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации (кроме ограничений, определенных настоящей статьей), он обязан прислать уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на время представления уточняющего расчета.

При этом в случае выявления факта занижения налогового обязательства налогоплательщик должен уплатить сумму недоимки и штраф в размере 3 % от такой суммы до подачи уточняющего расчета.

Пунктом 120.2 НК определено, что невыполнение налогоплательщиком требований, предусмотренных абзацами третьим – пятым п. 50.1 НК, относительно условий самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность в части самостоятельного начисления и уплаты штрафа, предусмотренного данным пунктом, – влечет наложение штрафа в размере 5 % от суммы самостоятельно начисленного занижения налогового обязательства (недоплаты) и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы.

При самостоятельном доначислении налогоплательщиком с соблюдением порядка, требований и ограничений, предусмотренных ст. 50 НК, суммы налоговых обязательств и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, штрафы, предусмотренные настоящей гл. 11 НК, не применяются.

При этом в соответствии с пп. 69.38 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК временно, на период с 1 августа 2023 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, введенного Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», утвержденным Законом от 24.02.2022 № 2102-IX «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине», в случае самостоятельного исправления налогоплательщиком с соблюдением порядка, требований и ограничений, определенных ст. 50 НК, ошибок, приведших к занижению налогового обязательства, такой плательщик освобождается от начисления и уплаты штрафных санкций, предусмотренных п. 50.1 НК, и пени.

Согласно п. 123.1 НК совершение налогоплательщиком деяний, обусловивших определение контролирующим органом суммы налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, уменьшение суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС налогоплательщика по основаниям, определенным пп. 54.3.1, 54.3.2 (кроме случаев уменьшения суммы НДФЛ, задекларированной к возврату из бюджета в связи с использованием права на налоговую скидку), 54.3.6 НК, – влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 10 % суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, завышенной суммы бюджетного возмещения.

Деяния, предусмотренные п. 123.1 (кроме действий, предусмотренных п. 123.21) НК, совершенные умышленно, – влекут наложение штрафа в размере 25 % от суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, завышенной суммы бюджетного возмещения (п. 123.2 НК).

Деяния, предусмотренные п. 123.2 НК, совершенные повторно в течение 1 095 календарных дней, – влекут наложение штрафа в размере 50 % суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, завышенной суммы бюджетного возмещения (п. 123.3 НК).

ОИР, категория 101.27

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.08.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 01.08.2025 С 6 августа ГНС изменяет квалифицированные сертификаты для подписания уведомлений: загрузите новые Кабмин предлагает изменения к Закону о бухучете относительно введения отчетности п...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
18.08.2025
С 1 августа для отдельных сумм доходов изменился максимальный размер для начисления ЕСВ
Начисление единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование осуществляется в пределах максимальной величины базы начисления ЕСВ. Больше по теме: Мінімальний страховий внесок і максимальна база нарахування ЄСВ у 2025 році Какой максимальный размер дохода установлен для ...
18.08.2025
Как формируется перечень территорий, где ведутся или велись боевые действия или ТОТ
В Украине действует официальный Перечень территорий, на которых ведутся боевые действия или которые временно оккупированы российской федерацией. Больше по теме: Опубликован перечень ВОТ и территорий ведения боевых действий: как воспользоваться налоговыми льготами В Украине действует официальный Пер...
18.08.2025
Важное в августе для ФЛП
Ознакомьтесь с важными материалами для ФЛП в этом месяце. Больше по теме: Спецпроект «Отчетность по единому налогу для юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» Спецпроект «Ликвидация предприятий и прекращение ФЛП» Как ФЛП-единщику исправить самостоятельно ...
Лучшие материалы