Согласно ст. 6 Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от 14.01.1998 № 16/98-ВР (далее – Основы) застрахованным является физическое лицо, в пользу которого осуществляется общеобязательное государственное социальное страхование.
Круг лиц, которые могут быть застрахованы по общеобязательному государственному социальному страхованию, определяется Основами и другими законами, принятыми в соответствии с ними.
Страхователями по общеобязательному государственному социальному страхованию являются работодатели и застрахованные лица, если иное не предусмотрено законами Украины.
Согласно предписаниям ст. 7 Основ общеобязательному государственному социальному страхованию подлежат:
1) лица, работающие на условиях трудового договора (контракта):
а) на предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от их форм собственности и хозяйствования;
б) у физических лиц;
2) лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов), граждане – субъекты предпринимательской деятельности, гиг-специалисты, привлеченные резидентами Дія Сіті по гиг-контрактам в соответствии с Законом от 15.07.2021 № 1667-ІХ «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине» (далее – Закон № 1667).
Вместе с тем ст. 9 Основ дано определение термина страховой стаж – это период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию и уплачиваются взносы (им, работодателем) на страхование, если иное не предусмотрено законодательством. Особенности исчисления страхового стажа по видам общеобязательного государственного социального страхования определяются законом.
Страховой стаж исчисляется по данным, содержащимся в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее – Государственный реестр), в том числе по данным о трудовой деятельности работников, внесенным в соответствии с Законом от 08.07.2010№ 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464), а за периоды, за которые не внесены данные в реестр застрахованных лиц Государственного реестра, – в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством.
Расширенный перечень лиц, подлежащих конкретным видам общеобязательного государственного социального страхования, приведен, в частности, в Законах от 09.07.2003 № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон № 1058) и от 02.03.2000 № 1533-ІІІ «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (далее – Закон № 1533).
Пунктом 8 ст. 11 Закона № 1058 определено, что общеобязательному государственному пенсионному страхованию подлежат лица, которые ухаживают за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и в соответствии с законом получают пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и/или при рождении ребенка, при усыновлении ребенка.
В то же время согласно абзацу второму ч. 1 ст. 21 Закона № 1533 период, в частности, отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста включается в страховой стаж как период, за который уплачены страховые взносы исходя из размера минимального страхового взноса.
То есть лица, которые ухаживают за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, относятся к числу лиц, подлежащих общеобязательному государственному социальному страхованию, в частности, пенсионному страхованию и страхованию на случай безработицы.
Согласно ст. 181 КЗоТ отпуск, в частности, по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предоставляется по заявлению матери (отца) ребенка или лиц, указанных в ч. 7 ст. 179 КзоТ, полностью или частично в пределах установленного периода и оформляется приказом (распоряжением) работодателя, и засчитывается как в общий, так и непрерывный стаж работы, а также стаж работы по специальности.
То есть отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста является частью трудовых отношений между работодателем и работником, в связи с чем такой отпуск оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и в соответствии с требованиями законодательства засчитывается в общий/непрерывный стаж работы, а также стаж работы по специальности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2464 плательщиками единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее – единый взнос) являются работодатели, в частности:
Для плательщиков, указанных в абзаце седьмом п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2464, единый взнос начисляется на сумму денежного обеспечения каждого застрахованного лица, оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, осуществляемой за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам; помощи, надбавки или компенсации в соответствии с законодательством (абзац второй п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464).
Также плательщиками единого взноса являются физлица-предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения (кроме электронных резидентов (э-резидентов)) (п. 4 части первой ст. 4 Закона № 2464), и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона № 2464).
Единый взнос начисляется:
При этом лица, указанные в п. 4 и 5 ч. 1 ст. 4 Закона № 2464, которые имеют основное место работы или заключили гиг-контракт с резидентом Дія Сіті в порядке и на условиях, предусмотренных Законом № 1667, освобождаются от уплаты за себя единого взноса за месяцы отчетного периода, за которые работодателем (резидентом Дія Сіті) уплачен страховой взнос за таких лиц в размере не менее минимального страхового взноса. Такие лица могут быть плательщиками единого взноса при условии самостоятельного определения ими базы начисления за месяцы отчетного периода, за которые работодателем (резидентом Дія Сіті) уплачен страховой взнос за таких лиц в размере меньше минимального страхового взноса. Самостоятельно определенная такими лицами база начисления не может превышать максимальную величину базы начисления единого взноса, установленную Законом № 2464. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса (ч. 6 ст. 4 Закона № 2464).
Вместе с этим, согласно абзацу третьему п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464, начисление и уплата единого взноса за плательщиков, указанных в абзаце седьмом п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2464, осуществляется за счет средств государственного бюджета в порядке, установленном КМУ, но не менее минимального страхового взноса за каждое лицо.
Во исполнение указанных требований согласно постановлению КМУ от 02.03.2011 № 178 утвержден Порядок начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее – Порядок).
В соответствии с пп. 2 п. 1 Порядка предусмотрено, что Порядок определяет механизм уплаты единого взноса, в частности, за лиц, которые ухаживают за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и в соответствии с законом получают пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и/или пособие при рождении ребенка, при усыновлении ребенка.
При этом за лиц, указанных в пп. 2 п. 1 Порядка, единый взнос начисляется на суммы пособия при рождении ребенка (кроме суммы, выплачиваемой единовременно) и/или суммы пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, начисленного за базовый отчетный период (пп. 2 п. 2 Порядка).
Согласно п. 3 Порядка определено, что единый взнос начисляется в размере 22 % суммы денежного обеспечения, пособия или компенсации.
За лиц, указанных в пп. 1–3 п. 1 Порядка, в том числе в случае получения нескольких видов денежного обеспечения, пособия или компенсации одновременно, единый взнос определяется в размере минимального страхового взноса за каждое лицо, установленное законом.
В то же время, согласно пп. 2 п. 4 Порядка, исчисление за лиц, указанных в пп. 2–4 п. 1 Порядка, осуществляется структурными подразделениями по вопросам социальной защиты населения районных, районных в гг. Киеве и Севастополе государственных администраций, исполнительными органами сельских, поселковых, городских, районных в городах (в случае образования) советов (далее – Плательщики), которые в соответствии с п. 4 Порядка определены плательщиками единого взноса.
Такие Плательщики представляют в территориальные налоговые органы отчетность о начислении и уплате единого взноса в сроки, порядке и по форме, устанавливаемой Минфином по согласованию с Пенсионным фондом и Фондом общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.
Учитывая указанное выше, можно сделать выводы, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста является частью трудовых отношений между работодателем и работником и засчитывается в общий/непрерывный стаж работы, а также стаж работы по специальности. Указанное отвечает требованиям Законов № 1058, № 1533, поскольку в течение указанного отпуска такой работник подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию, в частности, пенсионному страхованию и страхованию на случай безработицы.
Участие в системах общеобязательного государственного пенсионного страхования и общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы обеспечивается путем уплаты плательщиками (структурными подразделениями по вопросам социальной защиты) единого взноса в размере минимального страхового взноса.
В то же время Плательщики также имеются в перечне работодателей, определенных п. 1 ч. 1 ст. 4 Закону № 2464.
Учитывая изложенное, при условии, что физлицо-предприниматель (лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность) имеет основное место работы и находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, и Плательщиками за такое лицо уплачивается единый взнос в размере не меньше минимального страхового взноса, то в таком случае физлицо-предприниматель (лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность) освобождается от уплаты единого взноса за себя за месяцы отчетного периода, за которые уплачено в размере не меньше минимального страхового взноса.
ОИР, категория 201.04