Трансфертное ценообразование: все, что нужно знать! (часть 1)
08.02.2017 1039 0 0
ГФС в письме от 02.02.17 г. № 2376/7/99-99-15-02-01-17 отметило, что 1 января 2017 года вступил в силу Закон Украины от 21 декабря 2016 года № 1797-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине" (далее - Закон N 1797). Основными изменениями Закона N 1797 относительно трансфертного ценообразования являются следующие:
Увеличение стоимостных критериев для признания операций контролируемыми
Подпунктом 39.2.1.7 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) предусмотрено увеличение стоимостных критериев, при достижении которых в отчетном году сделки признаются контролируемыми: втрое увеличен объем годового дохода налогоплательщика (с 50 млн. грн. до 150 млн. грн.) и вдвое увеличен объем операций налогоплательщика с одним контрагентом (с 5 млн. грн. до 10 млн. грн.).
Следует отметить, что новые критерии признания хозяйственных операций контролируемыми распространяются на операции, которые проводятся налогоплательщиками, начиная с 1 января 2017 года.
Отчет о контролируемых операциях
Предусмотрен перенос предельного срока подачи отчета о контролируемых операциях с 1 мая на 1 октября года, следующего за отчетным.
Налогоплательщик имеет право исправлять ошибки и недостатки отчета путем направления в контролирующий орган нового (до истечения предельного срока) или уточняющего (после истечения предельного срока) отчета о контролируемых операциях.
В то же время представление налогоплательщиком уточняющего отчета не освобождает его от ответственности, предусмотренной за несвоевременное декларирование всех операций в ранее поданном отчете.
Также Кодекс запрещает налогоплательщику подавать уточняющий отчет о контролируемых операциях во время проведения документальных проверок.
Обращаем внимание, что отчет о контролируемых операциях за 2016 отчетный год должен подаваться в соответствии с требованиями пп. 39.4.2. Кодекса до 1 октября 2017 года, но информация относительно контролируемых операций, осуществленных налогоплательщиком в 2016 году, отмечается в отчете с учетом и в соответствии с критериями, которые действовали в 2016 году во время осуществления хозяйственных операций. То есть должны использоваться нормы подпункта 39.2.1 Кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г.
Расширение перечня нерезидентов, операции с которыми будут контролироваться
Изменениями подпункта 39.2.1.1. Кодекса предусмотрено распространение контроля на операции с нерезидентами, которые не уплачивают налог на прибыль (корпоративный налог), и/или не являются налоговыми резидентами страны, в которой они зарегистрированы как юридические лица. Для администрирования этой нормы предусмотрено утверждение Кабинетом Министров Украины перечня организационно-правовых форм таких нерезидентов в разрезе государств (территорий). Операции с такими контрагентами будут признаваться контролируемыми только после утверждения указанного перечня. Вместе с этим, в соответствии с подпунктом 41 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса, годовой объем операций с такими контрагентами (10 млн. грн.) в 2017 году будет рассчитываться за весь отчетный (календарный) год.
Следует отметить, что главным критерием для отнесения операций к контролируемым является неуплата контрагентом - нерезидентом налога на прибыль (корпоративного налога) в стране, где он зарегистрирован.
Следовательно, при условии уплаты указанного налога нерезидентом в отчетном году и при отсутствии критериев, определенных подпунктами "а" - "в" подпункта 39.2.1.1 Кодекса, операции по ним не признаются контролируемыми.
Также дополнительно к внешнеэкономическим операциям по продаже товаров с привлечением комиссионеров - нерезидентов контроль распространяется также на операции по приобретению товаров и приобретению или продаже услуг, которые осуществляются через комиссионеров - нерезидентов. Отметим, что применение этой нормы не зависит от того, в каком государстве (территории) зарегистрирован нерезидент, что является покупателем/продавцом товаров и/или услуг, или является нерезидент связанным лицом с налогоплательщиком.
"Низконалоговые" юрисдикции - новый перечень
Для определения операций контролируемыми подлежит обновлению перечень государств (территорий), который утверждается Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом 39.2.1.2 Кодекса, что обусловлено изменениями в критериях, которые учитывает Кабинет Министров Украины во время его определения, а именно:
государства (территории), в которых ставка налога на прибыль предприятий (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине (изъято уточнение, что такая ставка должна быть общей);
государства, компетентные органы которых не обеспечивают своевременный и полный обмен налоговой и финансовой информации на запросы центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику.
Вместе с этим Кодекс устанавливает, что операции с контрагентом, зарегистрированным в государстве (на территории), включенной в указанный перечень Кабинета Министров Украины, признаются контролируемыми с 1 января года, следующего за календарным годом, в котором государства (территории) было включено в такой перечень. То есть обновленный перечень государств (территорий), утвержденный в 2017 году, будет применяться с 01.01.2018 г.
Контролируемые операции, которые осуществляются по форвардным и фьючерсным контрактам
Законом N 1797 определены условия применения норм контролируемых операций, которые осуществляются по форвардным и фьючерсным контрактам.
Учитывая, что при заключении таких контрактов все существенные условия договора (в том числе количество и цена товара) должны быть согласованы и зафиксированы на дату заключения, в подпункте 39.3.3.3 Кодекса определено, что в случае осуществления контролируемой операции на основании форвардного или фьючерсного контракта сравнение цен проводится на основании информации о форвардных или фьючерсных ценах на дату, ближайшую к дате заключения соответствующего форвардного или фьючерсного контракта. Если контролируемая сделка касается экспорта и/или импорта товаров, имеющих биржевую котировку (подпункт 39.2.1.3 Кодекса) и осуществляется на основании форвардного или фьючерсного контракта, диапазон цен также рассчитывается на основании форвардных или фьючерсных биржевых котировок соответствующего товара за декаду, предшествующую дате заключения соответствующего форвардного или фьючерсного контракта.
Вместе с этим Законом N 1797 предусмотрена обязательное условие - для применения этих норм налогоплательщик должен уведомить ГФС о заключении форвардного или фьючерсного контракта в течение 10 рабочих дней со дня его заключения путем направления ДФС соответствующего электронного сообщения. Форма такого сообщения утверждена Министерством финансов Украины.
Вместе с тем Кодексом уточнено определение понятия "форвардный контракт" как стандартизированного гражданско-правового договора, стандартная (типичная) форма которого (как и других деривативов) будет утверждена Кабинетом Министров Украины.
Сопоставимые юридические лица
Обновленным подпунктом 39.2.2.2 Кодекса предусмотрена возможность при применении методов трансфертного ценообразования, которые базируются на сравнении показателей рентабельности, использовать для их расчета финансовую информацию юридических лиц, осуществляющих деятельность, сопоставимую с контролируемой операцией. Использование финансовой информации юридических лиц осуществляется в случае отсутствия или недостаточности информации о отдельные сопоставимые неконтролируемые операции и при условии наличия информации о том, что указанные юридические лица не осуществляют сопоставимые операции со связанными лицами.
В подпункте 39.3.2.9 Кодекса указано, что использование информации о сопоставимых юридических лиц для расчета финансовых показателей разрешается в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) если соизмерима юридическое лицо производит деятельность, сопоставимую с деятельностью налогоплательщика в пределах контролируемой операции, и выполняет сопоставимые функции, связанные с такой деятельностью;
2) если соизмерима юридическое лицо не является убыточной (по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности) более чем в одном отчетном периоде в периодах, которые используются для расчета показателей рентабельности;
3) если соизмерима юридическое лицо владеет прямо и/или косвенно более 20 процентов корпоративных прав другого юридического лица или не имеет в качестве участника (акционера) юридическое лицо с долей участия более 20 процентов.
Диапазон цен (рентабельности) и медиана диапазона цен
Новая редакция подпункта 39.3.2.3 Кодекса уточняет, каким образом используется медиана диапазона цен (рентабельности) в случае, если цена в контролируемой операции или соответствующий показатель рентабельности контролируемой операции находится вне диапазона цен (рентабельности). В таком случае расчет налоговых обязательств налогоплательщика в контролируемой операции проводится согласно цены (показателя рентабельности), которая (который) равна значению медианы такого диапазона (кроме случаев проведения налогоплательщиками самостоятельной корректировки).
Статью 39 Кодекса дополнен новым подпунктом 39.3.2.8, который конкретизирует, что для расчета диапазона рентабельности для методов цены перепродажи, "расходы плюс", чистой прибыли и распределения прибыли может использоваться:
информация о сопоставимых неконтролируемых операциях налогоплательщика, а также информация о сопоставимых неконтролируемых операциях его контрагента - стороны контролируемой операции с несвязанными лицами, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода (года), в котором совершена контролируемая сделка, либо информация о сопоставимых юридических лиц за отчетный (налоговый) период (год), в котором совершена контролируемая сделка, либо за несколько налоговых периодов (лет).
В случае использования финансовой информации сопоставимых юридических лиц за несколько налоговых периодов (лет) необходимо рассчитывать средневзвешенное значение показателя рентабельности для сопоставительной лица в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины.
Группировка контролируемых операций
Законом N 1797 предусмотрено право налогоплательщика определить соответствие условия контролируемой операции принципа "вытянутой руки" по совокупности нескольких контролируемых сделок с одним лицом, объединенных по принципу группировки.
Подпункт 39.3.8 Кодекса определяет сущность принципа группировки, который заключается в возможности объединения операций для применения методов цены перепродажи, "расходы плюс", чистой прибыли и распределения прибыли (прежде всего, для расчета показателей рентабельности) в случае, если такие операции тесно взаимосвязаны или являются продолжением друг друга или имеют непрерывный или регулярный характер.
Читайте также:
Относительно трансфертного ценообразования
Подробнее по ссылке: https://uteka.ua/publication/Transfer...
Трансфертное ценообразование: все, что нужно знать! (часть 2)
Комментарии к материалу