Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Следует ли применять к ЮЛ, прекращающему деятельность, штрафные санкции за несвоевременную подачу отчетности

Разъяснение
01.05.2025

Применяются ли к ЮЛ, прекращающему деятельность, штрафные санкции за несвоевременную подачу отчетности или несвоевременную уплату налогов ликвидатором в период ликвидационной процедуры?

Личные неимущественные и имущественные отношения (гражданские отношения) регулируются нормами Гражданского кодекса (далее – ГК).

Так, согласно ст. 104 ГК юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации.

При этом юридическое лицо ликвидируется на основе соответствующего решения.

Орган (лицо), которое приняло решение о ликвидации юридического лица в соответствии с ч. 1 ст. 110 ГК, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) такого юридического лица (ч. 2 ст. 110 ГК).

Таким образом, от даты принятия решения о ликвидации юридического лица все обязанности руководителя юридического лица переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996) бухгалтерский учет на предприятии ведется непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации.

При этом ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией предприятия, включая оценку имущества и обязательств предприятия и составление ликвидационного баланса и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, которая создается в соответствии с законодательством (ч. 9 ст. 8 Закона № 996).

Отчетным периодом ликвидируемого предприятия является период с начала отчетного года до даты принятия решения о его ликвидации (ч. 3 ст. 13 Закона № 996).

При ликвидации предприятия ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и в случаях, предусмотренных законом, публикует его в течение 45 дней после утверждения (ч. 5 ст. 14 Закона № 996).

До утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и подает налоговым органам, Пенсионному фонду и фондам социального страхования отчетность за последний отчетный период (ч. 10 ст. 111 ГК).

Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, регулируются нормами Налогового кодекса (далее – НК) (п. 1.1 НК).

Так, в соответствии с п. 36.1 НК налоговой обязанностью признается обязанность налогоплательщика исчислить, задекларировать и/или уплатить сумму налога и сбора в порядке и сроки, определенные НК, законами по вопросам таможенного дела.

Выполнение налоговой обязанности может осуществляться налогоплательщиком самостоятельно или с помощью своего представителя или налогового агента (п. 36.4 НК).

Основанием для прекращения налоговой обязанности является, в частности ликвидация юридического лица (пп. 37.3.1 НК).

В соответствии с п. 49.2 НК налогоплательщик обязан за каждый установленный НК отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или при наличии подлежащих декларированию показателей в соответствии с требованиями НК подавать налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является.

Таким образом, до снятия с учета юридического лица в качестве плательщика налогов, сборов, обязательных платежей ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана осуществлять расчет обязательств по таким налогам, сборам, обязательным платежам, уплачивать их и подавать соответствующую отчетность. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и подает в органы ГНС налоговую отчетность за последний отчетный период до утверждения ликвидационного баланса.

За непредставление или представление налогоплательщиком налоговой отчетности с нарушением сроков, определенных НК, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размерах, установленных п. 120.1 НК.

В случае неуплаты налогоплательщиком согласованной суммы денежного обязательства в течение сроков, определенных НК, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размерах, установленных ст. 124 НК.

Согласно п. 124.1 НК если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства (кроме денежного обязательства в виде штрафных (финансовых) санкций, примененных к нему на основании НК или иного законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы, а также пени, примененной к нему на основании НК или иного законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы) в течение сроков, определенных НК, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах:

  • при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, – в размере 5 % погашенной суммы налогового долга;
  • при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, – в размере 10 % погашенной суммы налогового долга.

Учитывая изложенное, НК не предусмотрены исключения относительно применения штрафных санкций за несвоевременное представление отчетности и/или несвоевременную уплату налогов в период ликвидационной процедуры. То есть, за несвоевременное представление отчетности и/или несвоевременную уплату налогов ликвидатором в период ликвидационной процедуры к юридическому лицу, прекращающему деятельность, применяются штрафные санкции в виде штрафа в размерах, установленных п. 120.1 и/или 124.1 НК.

ОИР, категория 132.01

 

 


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
30 сентября – предельный срок подачи отчетности по ТЦО за 2024 год
ГНС напоминает о необходимости своевременной подачи отчетности по трансфертному ценообразованию. Последним днем подачи этих документов за 2024 (отчетный) год является 30 сентября 2025 года.  Больше по теме: ТЦО-отчетность участников международной группы компаний Трансфертное ценообразование: ...
12.09.2025
Если задолженность по зарплате выплачивается в сентябре 2025 года
Индексы для определения компенсации зарплаты за предыдущие периоды, которая выплачивается в 2025 году Порядок начисления и выплаты компенсации заработной платы, начисленной в период с 01.01.2001, утвержден постановлением КМУ от 21.02.2001 № 159 (с учетом внесенных изменений постановлениями КМУ от ...
11.09.2025
Как запускается механизм принудительного исполнения судебных решений
Открытие исполнительного производства – это стартовый этап, позволяющий обеспечить реальное исполнение судебных решений. Только благодаря эффективному механизму принудительного исполнения возможна полная реализация конституционного права граждан на защиту в суде. Больше по теме: Принудительно...
Лучшие материалы