Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Проблемные вопросы относительно кассы в обособленных подразделениях: ответы НБУ

Еще 05.01.18 г. вступили в силу нормы нового Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148 (далее – Положение № 148). Однако во время применения этого нового Положения в практической деятельности и до сих пор возникает много вопросов. Отдельные из них разъяснил Нацбанк в письме от 07.03.18 г. № 50-0007/13560 (далее – Письмо № 13560).

1. Относительно порядка оприходования наличности обособленными подразделениями, которые не ведут кассовую книгу

Пикантность ситуации заключается в том, что, размышляя на тему оприходования наличности обособленных подразделений, НБУ анализирует свой же нормативно-правовой акт – Положение № 148, требования которого в аспекте этого вопроса весьма несовершенны и часто нелогичны.

Поэтому прежде всего напомним, что с позиции пп. 18 п. 3 этого документа оприходованием является проведение субъектами хозяйствования (далее – СХ) учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге/книге учета доходов и расходов.

А согласно п. 11 этого Положения:

  • наличность, поступающая в кассы, оприходуется в день ее получения в полной сумме;
  • оприходованием наличности в кассах предприятий/обособленных подразделений, которые проводят наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги/применением РРО, является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров/ фискальных отчетных чеков (или данных расчетных квитанций).

То есть по этим нормам оприходовать наличность означает внести запись в кассовую книгу:

  • предприятия;
  • или его обособленного подразделения. Заметим, что такими являются магазины, склады, аптеки, заведения ресторанного хозяйства, отели, автозаправочные станции и другие объекты, в которых осуществляются расчеты потребителей за товары и услуги и которые в общем порядке согласно ст. 3 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР обязаны применять РРО. Также отметим, что в определении «обособленные подразделения», приведенном в пп. 2 п. 3 Положения № 148, «поименно» они не перечисляются, но явно имеются в виду.

Однако относительно ведения кассовой книги обособленными подразделениями Положение № 148 дает два варианта (п. 39):

1) обособленные подразделения, которые проводят операции по приему-выдаче наличности с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров, – кассовую книгу обязаны вести;

2) обособленные подразделения, которые осуществляют наличные расчеты с применением РРО или РК и ведением КУРО, но не проводят операций по приему (выдаче) наличности по кассовым ордерам, – кассовую книгу не ведут.

Если с первым вариантом все понятно, то относительно второго есть вопросы: каков порядок оприходования наличности обособленными подразделениями, которые не ведут кассовую книгу?

В комментируемом письме НБУ указано: если такие обособленные подразделения сдают свою наличную выручку в кассы банка через инкассаторскую службу, то проводить операции через кассовую книгу главного предприятия не нужно, поскольку для него такая операция будет считаться безналичной. Такой позиции придерживается и ГФС (см. разъяснение в ОИР под категорией 109.15).

Несмотря на такой положительный ответ, открытым все же остался вопрос относительно оприходования выручки, которая поступает в кассу этих обособленных подразделений после инкассации в этот же день (что довольно часто случается, в частности, в работе магазинов). Как быть с полученной наличностью в таком случае? Ведь по новым правилам получается, что для обособленных подразделений, которые не ведут кассовую книгу согласно п. 39 Положения № 148, непроинкассированная выручка становится неоприходованной (напомним: до вступления в силу Положения № 148 в такой ситуации оприходованием считалось осуществление учета указанных наличных средств в полной сумме их фактических поступлений в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО или данных расчетных квитанций). Этот вопрос остался без ответа.

А пока сквозное чтение норм Положения № 148 (в частности, анализируемых выше п. 3 и 11) заставляет с осторожностью относиться к такой ситуации: обособленному подразделению, которое самостоятельно (или через службу инкассации) сдает наличную выручку для зачисления на банковский счет, без своей кассовой книги не обойтись. Иначе за неоприходование наличности ему грозит штраф в пятикратном размере неоприходованной суммы (согласно Указу Президента от 12.06.95 г. № 436/95). Тем более что на сегодня уже есть мнение специалистов ГФС, согласно которому обособленным подразделениям все же нужно вести свою кассовую книгу (см. Индивидуальную налоговую консультацию ГУ ГФС в г. Киеве от 06.03.18 г. № 899/ІПК/26-15-14-09-12).

2. Относительно определения показателей среднедневного поступления наличности в кассу и среднедневной выдачи наличности из кассы для целей утверждения лимита остатка кассы предприятия (обособленного подразделения)

Лимит остатка наличности в кассе (лимит кассы) – это предельный размер суммы наличности, которая может оставаться в кассе во внерабочее время и обеспечить работу в начале следующего рабочего дня. Вопросу его определения посвящены п. 50–56 Положения № 148.

Как и раньше, лимит кассы устанавливают на основании расчета среднедневного поступления наличности в кассу или ее среднедневной выдачи из кассы по решению руководителя предприятия. Однако на сегодня предприятие обязано разработать и утвердить внутренним документом собственный порядок расчета лимита кассы. Ведь теперь не требуется составления Расчета установления лимита остатка наличности в кассе по типовой форме (да и формы этого документа новое Положение не содержат). Каков алгоритм расчета лимита кассы – об этом мы уже говорили (см. «Новый порядок ведения кассовых операций», а также вебинар от 07.02.18 г.).

В комментируемом письме НБУ отмечает, что, определяя лимит кассы, предприятие может избрать любой период выборки для расчета среднедневного поступления/среднедневной выдачи из кассы.

Конечно, придирчивый читатель обратит внимание на употребление регулятором слова «период», под которым обычно понимают непрерывный интервал, промежуток времени (например, несколько месяцев подряд). Однако, по нашему мнению, к такой формулировке нет смысла строго привязываться.

Учитывая в целом желания НБУ либерализовать процесс установления лимита кассы СХ, считаем, что не будет ошибкой для расчета лимита брать какие-либо месяцы хозяйственной деятельности (не обязательно подряд). Главное здесь – зафиксировать такую единую методику во внутреннем документе, например в Положении о порядке расчета остатка наличности в кассе. Каждому обособленному подразделению устанавливают отдельный лимит.

3. Относительно заполнения реквизита «Выдать» расходного кассового ордера, составленного на общую сумму, во время выплаты зарплаты

Напомним, что по общему правилу в реквизите «Выдать» указывается фамилия, имя, отчество лица, которое получает денежные средства.

А в случае оформления расходного кассового ордера на общую сумму наличности, которая выдается (в частности, по расходной ведомости работникам предприятия), в реквизите «Выдать» указывается Ф. И. О. лица, которое будет выдавать денежные средства работникам (кассира) (см. Письмо № 13560).

Такая позиция регулятора может показаться, мягко говоря, нелогичной. Ведь раньше он предлагал вписывать сюда соответствующее подразделение предприятия, которое получает денежные средства (см. письмо НБУ от 22.04.13 г. № 11-117/1363/4874, утратившее силу согласно письму НБУ от 20.03.18 г. № 50-0007/15458).

Кроме того, п. 32 Положения № 148 прямо требует не заполнять в расходном кассовом ордере, которым оформляют кассовые проводки на общую сумму, реквизиты «Получил», «Дата», «Подпись получателя», данные документа, который удостоверяет личность получателя.

Понятно, решать вам, соблюдать ли позицию НБУ и вписывать в расходный кассовый ордер Ф. И. О. кассира или действовать иначе. Ведь налоговики во время проверки имеют право «забраковать» только тот документ, в котором нет подписи получателя или же есть, но недостоверный. А здесь он вообще не предусмотрен.

Однако все-таки лучше выполнять эту рекомендацию НБУ и быть спокойным за соответствие действующим требованиям.

4. Относительно ответственности за отражение кассовых операций в кассовой книге и оформления кассовых ордеров по правилам уже недействующего Положения, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637

Напомним, что еще 26.01.18 г. НБУ предложил ввести определенный переходящий адаптационный период (шесть месяцев со дня вступления в силу Положения № 148) относительно применения и использования форм кассовых документов с целью уменьшения административного давления на СХ, о чем идет речь в проекте постановления Правления НБУ «О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Украины от 29 декабря 2017 года № 148», который изложен на сайте НБУ. Предполагалось, что в течение этого периода редакционные отличия форм первичного учета не являются основанием для их неприменения.

Однако это предложение НБУ так и осталось всего лишь проектом.

Подтверждение этому – настоящая позиция регулятора в Письме № 13560. Итак, с 05.01.18 г. все СХ должны применять исключительно обновленные формы кассовой первички. А проверять порядок ведения кассовых операций будет ГФС.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
05.08.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Президент подписал Закон о факторинге Какие проверки, несмотря на мораторий, все-таки будут проводиться Кабмин еще раз обновил правила воинского учета и призыва Для работников определенных категорий планируют утвердить Порядок организации и проведения обяз...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
08.08.2025
Оплата физлицу за поставку электроэнергии по «зеленому» тарифу: каков признак в приложении 4ДФ к Расчету
Доход в виде денежной суммы, выплаченной юрлицом-электропоставщиком физическому лицу – бытовому потребителю за проданную им электрическую энергию, которая произведена из альтернативных источников энергии по «зеленому» тарифу в объеме, превышающем месячное потребление электрической ...
08.08.2025
Религиозная организация – плательщик НДС бесплатно передает помощь детскому дому: что с НДС
Если религиозная организация (церковь) подпадает под определение благотворительной организации, то на операции такой организации по передаче благотворительной помощи детскому дому будет распространяться режим освобождения от обложения НДС. Если религиозная организация не подпадает под определение бл...
08.08.2025
Начисляет ли НДС соисполнитель по государственному контракту на поставку товаров оборонного назначения
Обязанность начисления НДС не возникает, если операции по поставке товаров (в т. ч. товаров оборонного назначения) осуществляются в рамках государственного контракта (договора) по оборонным закупкам, и возникает, если поставка осуществляется не по госконтрактам (договорам) по оборонным закупкам. Бол...
Лучшие материалы