Порядок ведения кассовых операций: что изменилось?
Читайте по теме:
Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148 (далее – Положение № 148), приведено в соответствие с уже действующими нормативными документами. С 12.11.19 г. вступило в силу постановление Правления НБУ от 07.11.19 г. № 131.
Изменения, вступившие в силу с 12 ноября 2019 года
1. Подтверждение направления использования наличных
Это изменение вызвало особый интерес у бухгалтеров, поскольку банки еще с 3 июня 2019 года имеют право потребовать у субъекта хозяйствования (далее – СХ) документы, подтверждающие расходование наличных. Такое право было закреплено в п. 13 и 1111 Инструкции о ведении кассовых операций банками Украины, утвержденной постановлением Правления НБУ от 25.09.18 г. № 103 (подробнее см. Нацбанк усилил контроль за использованием наличных субъектами хозяйствования).
Важно! Подавать документы о потраченной наличке должны будут СХ, которые проводят операции, подпадающие под финансовый мониторинг. Ведь банк, выполняя это требование, обязан применять риск-ориентированный подход.
Понятие «риск-ориентированный подход» определено в Положении об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденном постановлением Правления НБУ от 26.06.15 г. № 417.
2. Оприходование наличных
С 12 ноября 2019 года оприходование наличных для обособленных подразделений, которые производят расчеты с применением РРО и не ведут кассовую книгу, – это хранение ежедневных Z-отчетов в электронной форме. И только в случае отключения электроэнергии или поломки РРО оприходование – это запись данных Z-отчета в КУРО (при ее наличии).
Нормы п. 11 Положения № 148 теперь практически соответствуют требованиям Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), и Порядка регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденных приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547.
Но не все так просто. Согласно п. 11 Положения № 148 наличность должна быть оприходована в день ее поступления в кассу. А если не работает РРО и СХ производит расчеты с помощью расчетных квитанций, то в КУРО ежедневно заносятся данные о расчетных операциях на основании расчетных квитанций. И только после возобновления работы РРО формируется Z-отчет. А что делать, если РРО не работает несколько дней, следовательно, и Z-отчет ежедневно не формируется? Не будет ли нарушено требование п. 11 Положения № 148 о ежедневном оприходовании наличности? Формально будет. Но на данный момент такое нарушение ничем не грозит СХ – штрафных санкций нет.
Способ и место хранения электронного фискального чека предприятие определяет самостоятельно. Хотим предупредить, что нельзя считать сохраненными надлежащим образом Z-отчеты, направленные на сервер ГНС (подробнее см. Необходимость хранения Z-отчетов ).
3. Электронный документооборот кассовых операций. Урегулирован порядок подписания электронных кассовых документов:
- работник предприятия использует квалифицированную электронную подпись (далее – КЭП);
- предприниматель – КЭП или усовершенствованную электронную подпись (далее – УЭП);
- физлицо – КЭП, УЭП и простую электронную подпись.
Нормы п. 23 Положения № 148 приведены в соответствие с нормами Закона от 05.10.17 г. № 2155-VIII «Об электронных доверительных услугах».
Что это означает на практике? Если все участники кассовой операции (в т. ч. и получатели наличных) имеют соответствующие электронные подписи, то кассовый документ можно оформлять в электронном виде. Правда, это не отменяет поход в кассу за деньгами или для их сдачи в кассу. Но! Это может решить проблему постоянного присутствия в офисе лиц, ответственных за подписание кассовых документов. Например, при оформлении кассовых ордеров на общую сумму (получение денег в банке по чеку, сдача наличных в банк) директор и главный бухгалтер могут подписать их удаленно.
4. Наличные расчеты = расчеты наличными. В пп. 5 п. 3 Положения № 148 внесены уточнения. Связано это с тем, что в нормативных документах применяются оба термина. Например, в п. 13 Положения № 148 используется термин «расчеты наличными». А определение было дано только наличным расчетам.
5. Уточнено, что СХ могут сдавать наличные через пункты предоставления финансовых услуг (ранее был пункт приема наличных).
Изменения, вступающие в силу с 11 декабря 2019 года
С этой даты предприятие должно будет определить и утвердить внутренним документом:
- место и способ хранения обособленными подразделениями ежедневных Z-отчетов в электронной форме;
- формат их хранения, который должен обеспечивать визуальный просмотр ежедневных Z-отчетов представителями контролирующих органов;
- лицо, ответственное за хранение этих чеков.
Комментарии к материалу