Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Порядок ведения кассовых операций: что изменилось?


Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148 (далее – Положение № 148), приведено в соответствие с уже действующими нормативными документами. С 12.11.19 г. вступило в силу постановление Правления НБУ от 07.11.19 г. № 131. 

Изменения, вступившие в силу с 12 ноября 2019 года

1. Подтверждение направления использования наличных 

Это изменение вызвало особый интерес у бухгалтеров, поскольку банки еще с 3 июня 2019 года имеют право потребовать у субъекта хозяйствования (далее – СХ) документы, подтверждающие расходование наличных. Такое право было закреплено в п. 13 и 1111 Инструкции о ведении кассовых операций банками Украины, утвержденной постановлением Правления НБУ от 25.09.18 г. № 103 (подробнее см. Нацбанк усилил контроль за использованием наличных субъектами хозяйствования). 

Важно! Подавать документы о потраченной наличке должны будут СХ, которые проводят операции, подпадающие под финансовый мониторинг. Ведь банк, выполняя это требование, обязан применять риск-ориентированный подход.

Понятие «риск-ориентированный подход» определено в Положении об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденном постановлением Правления НБУ от 26.06.15 г. № 417.

2. Оприходование наличных

С 12 ноября 2019 года оприходование наличных для обособленных подразделений, которые производят расчеты с применением РРО и не ведут кассовую книгу, – это хранение ежедневных Z-отчетов в электронной форме. И только в случае отключения электроэнергии или поломки РРО оприходование – это запись данных Z-отчета в КУРО (при ее наличии).

Нормы п. 11 Положения № 148 теперь практически соответствуют требованиям Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), и Порядка регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденных приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547.

Но не все так просто. Согласно п. 11 Положения № 148 наличность должна быть оприходована в день ее поступления в кассу. А если не работает РРО и СХ производит расчеты с помощью расчетных квитанций, то в КУРО ежедневно заносятся данные о расчетных операциях на основании расчетных квитанций. И только после возобновления работы РРО формируется Z-отчет. А что делать, если РРО не работает несколько дней, следовательно, и Z-отчет ежедневно не формируется? Не будет ли нарушено требование п. 11 Положения № 148 о ежедневном оприходовании наличности? Формально будет. Но на данный момент такое нарушение ничем не грозит СХ – штрафных санкций нет. 

Способ и место хранения электронного фискального чека предприятие определяет самостоятельно. Хотим предупредить, что нельзя считать сохраненными надлежащим образом Z-отчеты, направленные на сервер ГНС (подробнее см. Необходимость хранения Z-отчетов ).
3. Электронный документооборот кассовых операций. Урегулирован порядок подписания электронных кассовых документов:

  • работник предприятия использует квалифицированную электронную подпись (далее – КЭП);
  • предприниматель – КЭП или усовершенствованную электронную подпись (далее – УЭП);
  • физлицо – КЭП, УЭП и простую электронную подпись.

Нормы п. 23 Положения № 148 приведены в соответствие с нормами Закона от 05.10.17 г. № 2155-VIII «Об электронных доверительных услугах».

Что это означает на практике? Если все участники кассовой операции (в т. ч. и получатели наличных) имеют соответствующие электронные подписи, то кассовый документ можно оформлять в электронном виде. Правда, это не отменяет поход в кассу за деньгами или для их сдачи в кассу. Но! Это может решить проблему постоянного присутствия в офисе лиц, ответственных за подписание кассовых документов. Например, при оформлении кассовых ордеров на общую сумму (получение денег в банке по чеку, сдача наличных в банк) директор и главный бухгалтер могут подписать их удаленно. 

4. Наличные расчеты = расчеты наличными. В пп. 5 п. 3 Положения № 148 внесены уточнения. Связано это с тем, что в нормативных документах применяются оба термина. Например, в п. 13 Положения № 148 используется термин «расчеты наличными». А определение было дано только наличным расчетам.

5. Уточнено, что СХ могут сдавать наличные через пункты предоставления финансовых услуг (ранее был пункт приема наличных). 

Изменения, вступающие в силу с 11 декабря 2019 года

С этой даты предприятие должно будет определить и утвердить внутренним документом:

  • место и способ хранения обособленными подразделениями ежедневных Z-отчетов в электронной форме; 
  • формат их хранения, который должен обеспечивать визуальный просмотр ежедневных Z-отчетов представителями контролирующих органов; 
  • лицо, ответственное за хранение этих чеков.
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
07.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025) ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 26.09.2025 Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии ГНС отвечает на актуальные вопрос...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
Новое
08.10.2025
Обзор судебной практики КХС Верховного Суда за август 2025 года
В обзоре представлен ряд правовых позиций в отдельных категориях споров, относящихся к хозяйственной юрисдикции. Больше по теме: Ликвидация в связи с банкротством: правовые аспекты Предлагаем вниманию обзор актуальной судебной практики КХС Верховного Суда за август 2025 года. В обзоре представлен р...
08.10.2025
Каковы отличия между наследственным договором, завещанием и договором дарения
Завещание, наследственный договор или договор дарения требуют нотариального удостоверения, но отличаются прежде всего моментом перехода права собственности, условиями его приобретения и возможностью обжалования в суде. Подробнее рассмотрим ниже. Больше по теме: Умер предприниматель: что делать рабо...
08.10.2025
Чрезмерно выплаченный доход при увольнении работника: как отразить возврат в приложении 4ДФ
Если в результате проведения окончательного расчета с налогоплательщиком, который прекращает трудовые отношения с работодателем, возникает сумма недоплаты, превышающая сумму налогооблагаемого дохода налогоплательщика за последний отчетный период, то непогашенная часть такой недоплаты включается в со...
Лучшие материалы