Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Порядок ведения кассовых операций: что изменилось?


Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148 (далее – Положение № 148), приведено в соответствие с уже действующими нормативными документами. С 12.11.19 г. вступило в силу постановление Правления НБУ от 07.11.19 г. № 131. 

Изменения, вступившие в силу с 12 ноября 2019 года

1. Подтверждение направления использования наличных 

Это изменение вызвало особый интерес у бухгалтеров, поскольку банки еще с 3 июня 2019 года имеют право потребовать у субъекта хозяйствования (далее – СХ) документы, подтверждающие расходование наличных. Такое право было закреплено в п. 13 и 1111 Инструкции о ведении кассовых операций банками Украины, утвержденной постановлением Правления НБУ от 25.09.18 г. № 103 (подробнее см. Нацбанк усилил контроль за использованием наличных субъектами хозяйствования). 

Важно! Подавать документы о потраченной наличке должны будут СХ, которые проводят операции, подпадающие под финансовый мониторинг. Ведь банк, выполняя это требование, обязан применять риск-ориентированный подход.

Понятие «риск-ориентированный подход» определено в Положении об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденном постановлением Правления НБУ от 26.06.15 г. № 417.

2. Оприходование наличных

С 12 ноября 2019 года оприходование наличных для обособленных подразделений, которые производят расчеты с применением РРО и не ведут кассовую книгу, – это хранение ежедневных Z-отчетов в электронной форме. И только в случае отключения электроэнергии или поломки РРО оприходование – это запись данных Z-отчета в КУРО (при ее наличии).

Нормы п. 11 Положения № 148 теперь практически соответствуют требованиям Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), и Порядка регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденных приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547.

Но не все так просто. Согласно п. 11 Положения № 148 наличность должна быть оприходована в день ее поступления в кассу. А если не работает РРО и СХ производит расчеты с помощью расчетных квитанций, то в КУРО ежедневно заносятся данные о расчетных операциях на основании расчетных квитанций. И только после возобновления работы РРО формируется Z-отчет. А что делать, если РРО не работает несколько дней, следовательно, и Z-отчет ежедневно не формируется? Не будет ли нарушено требование п. 11 Положения № 148 о ежедневном оприходовании наличности? Формально будет. Но на данный момент такое нарушение ничем не грозит СХ – штрафных санкций нет. 

Способ и место хранения электронного фискального чека предприятие определяет самостоятельно. Хотим предупредить, что нельзя считать сохраненными надлежащим образом Z-отчеты, направленные на сервер ГНС (подробнее см. Необходимость хранения Z-отчетов ).
3. Электронный документооборот кассовых операций. Урегулирован порядок подписания электронных кассовых документов:

  • работник предприятия использует квалифицированную электронную подпись (далее – КЭП);
  • предприниматель – КЭП или усовершенствованную электронную подпись (далее – УЭП);
  • физлицо – КЭП, УЭП и простую электронную подпись.

Нормы п. 23 Положения № 148 приведены в соответствие с нормами Закона от 05.10.17 г. № 2155-VIII «Об электронных доверительных услугах».

Что это означает на практике? Если все участники кассовой операции (в т. ч. и получатели наличных) имеют соответствующие электронные подписи, то кассовый документ можно оформлять в электронном виде. Правда, это не отменяет поход в кассу за деньгами или для их сдачи в кассу. Но! Это может решить проблему постоянного присутствия в офисе лиц, ответственных за подписание кассовых документов. Например, при оформлении кассовых ордеров на общую сумму (получение денег в банке по чеку, сдача наличных в банк) директор и главный бухгалтер могут подписать их удаленно. 

4. Наличные расчеты = расчеты наличными. В пп. 5 п. 3 Положения № 148 внесены уточнения. Связано это с тем, что в нормативных документах применяются оба термина. Например, в п. 13 Положения № 148 используется термин «расчеты наличными». А определение было дано только наличным расчетам.

5. Уточнено, что СХ могут сдавать наличные через пункты предоставления финансовых услуг (ранее был пункт приема наличных). 

Изменения, вступающие в силу с 11 декабря 2019 года

С этой даты предприятие должно будет определить и утвердить внутренним документом:

  • место и способ хранения обособленными подразделениями ежедневных Z-отчетов в электронной форме; 
  • формат их хранения, который должен обеспечивать визуальный просмотр ежедневных Z-отчетов представителями контролирующих органов; 
  • лицо, ответственное за хранение этих чеков.
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
30 сентября – предельный срок подачи отчетности по ТЦО за 2024 год
ГНС напоминает о необходимости своевременной подачи отчетности по трансфертному ценообразованию. Последним днем подачи этих документов за 2024 (отчетный) год является 30 сентября 2025 года.  Больше по теме: ТЦО-отчетность участников международной группы компаний Трансфертное ценообразование: ...
12.09.2025
Если задолженность по зарплате выплачивается в сентябре 2025 года
Индексы для определения компенсации зарплаты за предыдущие периоды, которая выплачивается в 2025 году Порядок начисления и выплаты компенсации заработной платы, начисленной в период с 01.01.2001, утвержден постановлением КМУ от 21.02.2001 № 159 (с учетом внесенных изменений постановлениями КМУ от ...
11.09.2025
Как запускается механизм принудительного исполнения судебных решений
Открытие исполнительного производства – это стартовый этап, позволяющий обеспечить реальное исполнение судебных решений. Только благодаря эффективному механизму принудительного исполнения возможна полная реализация конституционного права граждан на защиту в суде. Больше по теме: Принудительно...
Лучшие материалы