В Восточное межрегиональное управление Гоструда поступают обращения от работниц, имеющих статус одинокой матери, должностных лиц – работодателей относительно юридического определения понятия «одинокая мать», перечня документов для подтверждения наличия статуса одинокой матери и права на дополнительный социальный отпуск на детей согласно ст. 19 Закона от 15.11.1996 № 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504), а также о правомерности отказов работодателей в предоставлении дополнительных социальных отпусков женщинам, воспитывающим ребенка без отца. Учитывая актуальность этих вопросов и с целью предотвращения возможных нарушений трудовых прав, информируем о следующем.
В п. 5 ст. 10 Закона № 504 отмечается, что одинокая мать (отец) – это мать или отец, которые воспитывают ребенка соответственно без отца (матери).
Определение «одинокой матери» приведено в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда от 06.11.1992 № 9 «О практике рассмотрения судами трудовых споров» – это женщина, которая не состоит в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери, вдова, другая женщина, которая воспитывает и содержит ребенка сама).
После введения в действие Закона № 504 понятие «одинокая мать» должно применяться в соответствии с п. 5 ч. 12 ст. 10 Закона № 504, который определяет одинокую мать как ту, кто воспитывает ребенка без отца.
Соответствующие разъяснения были также предоставлены в свое время Минтруда и соцполитики в письмах от 06.07.2006 № 247/13/116-06, от 30.05.2014 № 193/13/123-14, от 25.02.2015 № 76/13/116-15 «О предоставлении социального отпуска работникам, имеющим детей» (далее – Письмо № 76).
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм законодательства, выводов Верховного Суда относительно критериев для признания статуса «одинокая мать» с целью предоставления права на дополнительный социальный отпуск в соответствии со ст. 19 Закона № 504, которые также нашли отражение в разъяснениях Минсоцполитики, право на дополнительный отпуск имеют следующие одинокие матери: женщина, не состоящая в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери; вдова; женщина, воспитывающая ребенка без отца (в т. ч. и разведенная женщина, одна воспитывающая ребенка).
Итак, основным критерием является не исключительно юридический развод, наличие или отсутствие брака, а именно факт участия отца в воспитании: принимает ли он реальное участие или нет. Участие отца в содержании ребенка (например, через уплату алиментов) не лишает мать статуса «одинокой» для целей предоставления социального отпуска.
Действующее законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые следует предъявить разведенной женщине, воспитывающей ребенка без отца, для получения дополнительного социального отпуска.
В Письме № 76 отмечается, что такими документами могут быть: решение суда о лишении ответчика родительских прав; определение суда или постановление следователя о розыске ответчика по делу по иску о взыскании алиментов; акт, составленный социально-бытовой комиссией, созданной первичной профсоюзной организацией или любой другой комиссией, образованной на предприятии, в учреждении, организации или акт исследования комитетом самоорганизации населения, в котором по словам соседей (при наличии их подписей в акте) подтверждается факт отсутствия участия отца в воспитании ребенка; справка из школы о том, что отец не участвует в воспитании ребенка (не общается с учителями, не забирает ребенка домой, не участвует в родительском собрании) и т. п.
Соответствующая позиция документального подтверждения того, что отец ребенка не участвует в воспитании ребенка и наличия статуса одинокой матери у женщины, в частности, изложена Верховным Судом в постановлении по делу от 13.08.2020 № 808/610/18 (судебное производство № К/9901/65960/18). Истицей в подтверждение своего статуса «одинокой матери» было предоставлено: информация о расторжении брака (запись № 23 в книге регистрации актов о расторжении брака), копия свидетельства о рождении сына; справка от 26.09.2017 № 17 ЧП «Чайка», в которой указано, что истица зарегистрирована по адресу и состав ее семьи; письмо, в котором жильцы дома – соседи засвидетельствовали, что истца действительно проживала только с сыном, справка Коммунального заведения «Запорожский областной лицей-интернат с усиленной военно-физической подготовкой «Защитник» Запорожского областного совета от 07.11.2017 № 324, из которой усматривается, что в период обучения фактов участия его отца в воспитании своего сына зафиксировано не было. В постановлении Верховный Суд подчеркнул, что судами обоснованно не принята во внимание ссылка ответчика касательно утверждений, что истцом не подтверждено с достаточной достоверностью отсутствие участия отца в воспитании ребенка.
Итак, для подтверждения права на указанный отпуск работник вправе предоставить работодателю любой официально составленный, оформленный и удостоверенный в установленном порядке документ, в котором с достаточной достоверностью подтверждается отсутствие участия отца в воспитании ребенка.
Согласно ст. 19 Конституции Украины правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.
Разведенная женщина имеет право по своему усмотрению определить и подать документы, подтверждающие отсутствие участия отца в воспитании ребенка.
Работница, которая согласно Закону № 504 имеет право на дополнительный социальный отпуск и подала не противоречащие закону официальные документы (справку, решение, акт и т. п.), имеет справедливое ожидание, что ее право будет реализовано.
Каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей (ст. 68 Конституции).
Право на отпуск работника закреплено в ст. 45 Конституции.
Закон № 504 устанавливает государственные гарантии права на отпуска, определяет условия, продолжительность и порядок предоставления их работникам для восстановления трудоспособности, укрепления здоровья, а также для воспитания детей, удовлетворения собственных жизненно важных потребностей и интересов, всестороннего развития личности.
Пунктом 5 ч. 13 ст. 10 Закона № 504, как было указано выше, предусмотрено, что ежегодные отпуска по желанию работницы в удобное для нее время предоставляются: одинокой матери, воспитывающей ребенка без отца.
В соответствии с требованиями ст. 141 КЗоТ работодатель, в частности, обязан неукоснительно соблюдать законодательство о труде, внимательно относиться к потребностям и запросам работников, улучшать условия их труда и быта, в том числе внимательно рассматривать обращения и представленные документы, касающиеся предоставления дополнительных социальных отпусков одиноким матерям (родителям) и предоставлять такие отпуска, как этого требует Закон.
Во время действия военного положения, введенного в соответствии с Законом от 12.05.2015 № 389-VIII «О правовом режиме военного положения», действуют ограничения и особенности организации трудовых отношений, установленные Законом от 15.03.2022 № 2136-ІХ «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения». Настоящий Закон действует исключительно в период военного положения и утрачивает силу со дня его прекращения или отмены, кроме отдельных положений, установленных настоящим Законом.
В соответствии с абзацем третьим ст. 12 Закона № 2136 в период действия военного состояния предоставления работнику любого вида отпуска (кроме отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуска в связи с усыновлением ребенка) свыше ежегодного основного отпуска, предусмотренного ст. 12 Закона № 2136, по решению работодателя может осуществляться без сохранения заработной платы. Предоставление неиспользованных дней такого отпуска переносится на период после прекращения или отмены военного положения. По решению работодателя неиспользованные дни такого отпуска могут предоставляться без сохранения заработной платы.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 2136 в период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении любого вида отпусков (кроме отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста), если такой работник привлечен к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры, работ по производству товаров оборонного назначения или к выполнению мобилизационного задания (заказ).
Таким образом, на период действия военного положения законодатель расширил права работодателя, предоставив возможность устанавливать указанные выше ограничения относительно использования отпусков, в том числе дополнительных отпусков работниками, имеющими детей. В то же время работодатель, его должностные лица не имеют законных оснований и не наделены полномочиями толковать по своему усмотрению нормы законодательства, устанавливать необоснованные ограничения касательно перечня документов, которыми лицо имеет возможность подтвердить свое право на дополнительный социальный отпуск в качестве одинокой матери.
Работодатель, его должностные лица обязаны неукоснительно соблюдать требования законодательства о труде и Закона от 01.06.2010 № 2297-VI «О защите персональных данных», они не наделены полномочиями оценивать и самостоятельно проверять информацию в поданных документах на предмет ее достоверности, требовать и собирать дополнительную информацию о женщине или отце ребенка.
Проверка обоснованности предоставления дополнительного социального отпуска женщине как одинокой матери работодателем допустима только в пределах законного интереса и без вмешательства в личную жизнь.
Отказ должностных лиц работодателя из-за «собственных сомнений», без законного основания или отсутствия противоречий в поданных документах к их принятию и надлежащему рассмотрению, применение двойных стандартов – различных процедур рассмотрения и разное правоприменение норм законодательства при одинаковых обстоятельствах (например предоставление одной работнице – одинокой матери дополнительного отпуска и отказ другой при одинаковых условиях, принятие в одном случае документов для подтверждения статуса одинокой матери и отказ в принятии таких же документов в другом случае и т. п.), является ненадлежащим исполнением требований ст. 141 КЗоТ, что создает препятствия для реализации законных прав лица, может способствовать нарушению трудовых прав, дискриминации, моббингу и негативно влиять на психическое здоровье работников.
Работодателям рекомендовано урегулировать вопросы, касающиеся реализации права на дополнительные социальные отпуска одинокими матерями (родителями), в частности разведенными женщинами, воспитывающими детей без участия отца, в том числе вопросы, связанные с предоставлением документов, необходимых для подтверждения статуса лица, процедурой их рассмотрения в правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 142 КЗоТ), коллективном договоре, обеспечив подготовку и принятие указанных локальных актов в соответствии с требованиями законодательства.
Отдельно обращаем внимание, что письма Минтруда и соцполитики, использованные в публикации, не являются нормативно-правовыми актами, не устанавливают правовые нормы и носят исключительно информационный характер.
Гоструда