В соответствии с ч. 2 ст. 24 КЗоТ при заключении трудового договора гражданин обязан предоставить, в частности, трудовую книжку (при наличии) или сведения о трудовой деятельности из реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования. Поэтому если при трудоустройстве на работу женщина не подает трудовую книжку, она должна подать сведения о трудовой деятельности из Реестра.
Относительно оформления дубликата трудовой книжки по новому месту работы, то в соответствии с п. 5.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной совместным приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты населения от 29.07.1993 № 58 (далее – Инструкция № 58), лицо, утратившее трудовую книжку (вкладыш к ней), обязано немедленно заявить об этом работодателю по месту последней работы.
Не позднее 15 дней после заявления, а в случае сложностей – в другие сроки, работодатель выдает работнику другую трудовую книжку или вкладыш к ней (новых образцов) с надписью «Дубликат» в правом верхнем углу первой страницы.
Поскольку лицо, являющееся кандидатом на трудоустройство на предприятии, учитывая данные вопросы, не работало слишком давно, потому что предприятие уже успели ликвидировать (а процесс ликвидации достаточно длительный), то сначала следует все же убедиться, что ликвидированное предприятие было его последним местом работы.
Второй этап – следует разъяснить работнице, что она должна иметь все документы, которые бы подтверждали ее стаж работы не только на ликвидированном предприятии, но и на всех остальных.
Третий этап – непосредственно выдача дубликата трудовой книжки. К сожалению, Инструкция № 58 не содержит порядка выдачи дубликата трудовой книжки в случае ликвидации предприятия, являвшегося последним местом работы работника.
Для выдачи дубликата лицо может обратиться на прежнее место работы, где оно работало до трудоустройства на предприятие, которое уже ликвидировано.
«Инструкция № 58 содержит прямую норму относительно выдачи дубликата на новом месте работы только в связи с отсутствием доступа к трудовой книжке работника в результате чрезвычайной ситуации или проведения антитеррористической операции на территории, где работал работник», – руководитель центра правовой помощи ФПУ Виктория Липчанская.
ФПУ