Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Особенности государственной регистрации прекращения юридического лица – объясняет Минюст

13.09.2024

Нормы ст. 104 Гражданского кодекса (далее – ГК) устанавливают, что юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации. При реорганизации юридических лиц имущество, права и обязанности переходят к правопреемникам.

Согласно ст. 106 ГК слияние, присоединение, разделение и преобразование юридического лица осуществляются по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, а в случаях, предусмотренных Законом от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755), – по решению суда или соответствующих органов государственной власти.

Ликвидация юридического лица осуществляется в соответствии со ст. 110 ГК:

  • по решению ее участников, субъекта управления государственной или коммунальной собственности или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, достижением цели, для которой оно создано, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами;
  • по решению суда о ликвидации юридического лица из-за допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, по иску участника юридического лица или соответствующего органа государственной власти;
  • по решению суда о ликвидации юридического лица в других случаях, установленных Законом № 755, – по иску соответствующего органа государственной власти.

В соответствии со ст. 105 ГК участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица:

  • обязаны в течение трех рабочих дней с даты принятия решения в письменном виде уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию;
  • назначить комиссию по прекращению юридического лица (комиссию по реорганизации, ликвидационную комиссию), председателя комиссии или ликвидатора и установить порядок и срок заявления кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое прекращается.

Срок заявления кредиторами своих требований к прекращаемому юридическому лицу не может составлять менее двух и более шести месяцев со дня обнародования уведомления о решении о прекращении юридического лица.

Согласно положениям ст. 111 ГК с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – Единый государственный реестр) записи о решении учредителей (участников) юридического лица, суда или уполномоченного ими органа по ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять все необходимые меры по взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого юридического лица и письменно уведомить каждого из должников о прекращении юридического лица в установленные настоящим Кодексом сроки.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) заявляет требования и иски о взыскании задолженности с должников юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по закрытию обособленных подразделений юридического лица (филиалов, представительств) и в соответствии с Законом № 755 о труде осуществляет увольнение работников прекращаемого юридического лица.

Государственная регистрация прекращения юридического лица в результате ликвидации и реорганизации осуществляется в порядке, установленном Законом № 755, что включает в себя поэтапность проведения государственной регистрации.

Прекращение юридического лица в результате ликвидации

На первом этапе проводится государственная регистрация решения о прекращении юридического лица, принятого его участниками или соответствующим органом юридического лица, а в случаях, предусмотренных Законом № 755 – соответствующим государственным органом.

Для этого государственному регистратору представляется экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) решения участников юридического лица о прекращении юридического лица, которое должно содержать сведения о персональном составе комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии), его председателя или ликвидатора, управляющего прекращением, регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков или серию и номер паспорта (для физических лиц, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта), о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований (ч. 11 ст. 17 Закона № 755).

Вторым этапом является государственная регистрация прекращения юридического лица в результате его ликвидации на основании решения о прекращении юридического лица, принятого участниками юридического лица или соответствующего органа юридического лица, а в случаях, предусмотренных Законом № 755 – решения соответствующих государственных органов, или судебного решения о прекращении юридического лица, не связанного с его банкротством, по истечении процедуры прекращения, но не ранее истечения срока заявления требований кредиторами. Для этого государственному регистратору представляются документы, определенные ч. 14 ст. 17 Закона № 755:

  • заявление о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации;
  • справка архивного учреждения о принятии документов, которые согласно Закону № 755 подлежат долгосрочному хранению.

Юридическое лицо является прекратившимся со дня внесения в Единый государственный реестр записи о его прекращении (ч. 5 ст. 104 ГК).

Прекращение юридического лица вследствие реорганизации

Государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его реорганизации также характерна поэтапность его проведения.

На первом этапе проводится государственная регистрация решения о прекращении юридического лица, принятого его участниками или соответствующим органом юридического лица, а в случаях, предусмотренных Законом № 755, – соответствующим государственным органом, которое должно содержать сведения о персональном составе комиссии по прекращению (комиссии по реорганизации), регистрационные номера учетных картоек налогоплательщиков или серию и номер паспорта (для физических лиц, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта), о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований (ч. 11 ст. 17 Закона № 755).

На втором этапе для государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его реорганизации после окончания процедуры прекращения, но не ранее истечения срока заявления требований кредиторами, подаются документы, определенные ч. 15 ст. 17 Закона № 755:

  • заявление о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его реорганизации;
  • экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) распределительного баланса – при прекращении юридического лица в результате разделения;
  • экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) передаточного акта – в случае прекращения юридического лица в результате преобразования, слияния или присоединения;
  • справка архивного учреждения о принятии правопреемником документов, которые в соответствии с Законом № 755 подлежат долгосрочному хранению, – в случае прекращения юридического лица в результате разделения или слияния;
  • справка юридического лица – правопреемника о принятии документов, согласно Закону № 755 подлежащих долгосрочному хранению, – в случае прекращения юридического лица в результате присоединения;
  • документы для государственной регистрации создания юридического лица, определенные ч. 1 настоящей статьи, в случае прекращения юридического лица в результате преобразования;
  • документы для государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, определенные ч. 4 настоящей статьи – в случае прекращения юридического лица в результате присоединения.

Третий этап включает государственную регистрацию создания юридического лица (в результате слияния, преобразования, разделения). Для этого государственному регистратору представляются документы, определенные ч. 1 ст. 17 Закона № 755.

Также необходимо отметить, что в соответствии с положениями ст. 4 Закона № 755, в случае слияния юридических лиц осуществляется государственная регистрация новосозданного юридического лица и государственная регистрация прекращения юридических лиц, которые прекращаются в результате слияния. Слияние считается завершенным с даты государственной регистрации прекращения юридических лиц, которые прекращаются в результате слияния.

В случае преобразования юридических лиц осуществляется государственная регистрация прекращения юридического лица, которое прекращается в результате преобразования, и государственная регистрация новосозданного юридического лица. Преобразование считается завершенным с даты государственной регистрации новосозданного юридического лица.

В случае разделения юридических лиц осуществляется государственная регистрация новосозданных юридических лиц и государственная регистрация прекращения юридического лица, которое прекращается в результате разделения. Разделение считается завершенным с даты государственной регистрации прекращения юридического лица, которое прекращается в результате разделения.

В случае присоединения юридических лиц осуществляется государственная регистрация прекращения юридических лиц, которые прекращаются в результате присоединения, и государственная регистрация изменений к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре, относительно правопреемства юридического лица, к которому присоединяются. Присоединение считается завершенным с даты государственной регистрации изменений к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре, относительно правопреемстве юридического лица, к которому присоединяются.

Государственная регистрация изменений к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре, осуществляется в соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона № 755.

Кроме того, требования к оформлению подаваемых документов для государственной регистрации предусмотрены ст. 15 Закона № 755.

Проведение регистрационных действий, связанных с государственной регистрацией прекращения юридического лица, осуществляется без взимания административного сбора.

Упрощенная процедура государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации

Проведение упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации осуществляется с учетом положений ч. 6, 7 ст. 25 Закона № 755.

Основанием для проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица путем его ликвидации является:

  • судебное решение об отмене (признании недействительной) государственной регистрации юридического лица в случаях, предусмотренных Законом № 755, если такое решение принято судом до 1 июля 2004 года, кроме судебного решения о признании юридического лица банкротом;
  • судебное решение о прекращении юридического лица, не связанного с банкротством юридического лица, если такое решение принято судом после 1 июля 2004 года, и в случае если председатель ликвидационной комиссии по прекращению юридического лица или ликвидатор юридического лица в течение трех лет с даты обнародования уведомления о вынесении судебного решения о прекращении юридического лица, не связанного с банкротством юридического лица, не предоставил субъекту государственной регистрации документы, необходимые для государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации;
  • неподача председателем ликвидационной комиссии по прекращению юридического лица или ликвидатором, управляющим прекращением юридического лица документов, необходимых для государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации в течение одного года с даты внесения в Единый государственный реестр записи о приостановлении проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации.

Заявителем в случае предоставления документов для государственной регистрации прекращения юридического лица является председатель комиссии по прекращению или уполномоченное им лицо.

Минюст


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Популярное
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
30.06.2025
В любом административном акте должен быть указан способ обжалования – Минюст
Процедура обжалования касается не только конечных решений, но и процедурных решений и действий или бездействия органов. Это обеспечивает защиту прав на всех этапах административной процедуры. Статья 18 Закона от 17.02.2022 № 2073-IX «Об административной процедуре» (далее – Закон № ...
30.06.2025
Обои для рабочего стола от Uteka – Июль
Примите в подарок обои для рабочего стола от Uteka! * Скачайте архивный файл, распакуйте его и установите понравившееся изображение на рабочий стол компьютера. Календарь бухгалтера на июль 2025 года ...
30.06.2025
Летняя подработка подростков: особенности оформления
Рассмотрим с какого возраста можно работать несовершеннолетним, продолжительность рабочего времени, права несовершеннолетних работников, работы, на которых запрещено работать несовершеннолетним, а также как подростка оформить на работу. Летние каникулы – это не только время для отдыха, но и во...
Лучшие материалы