Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Особенности государственной регистрации прекращения юридического лица – объясняет Минюст

13.09.2024

Нормы ст. 104 Гражданского кодекса (далее – ГК) устанавливают, что юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации. При реорганизации юридических лиц имущество, права и обязанности переходят к правопреемникам.

Согласно ст. 106 ГК слияние, присоединение, разделение и преобразование юридического лица осуществляются по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, а в случаях, предусмотренных Законом от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755), – по решению суда или соответствующих органов государственной власти.

Ликвидация юридического лица осуществляется в соответствии со ст. 110 ГК:

  • по решению ее участников, субъекта управления государственной или коммунальной собственности или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, достижением цели, для которой оно создано, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами;
  • по решению суда о ликвидации юридического лица из-за допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, по иску участника юридического лица или соответствующего органа государственной власти;
  • по решению суда о ликвидации юридического лица в других случаях, установленных Законом № 755, – по иску соответствующего органа государственной власти.

В соответствии со ст. 105 ГК участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица:

  • обязаны в течение трех рабочих дней с даты принятия решения в письменном виде уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию;
  • назначить комиссию по прекращению юридического лица (комиссию по реорганизации, ликвидационную комиссию), председателя комиссии или ликвидатора и установить порядок и срок заявления кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое прекращается.

Срок заявления кредиторами своих требований к прекращаемому юридическому лицу не может составлять менее двух и более шести месяцев со дня обнародования уведомления о решении о прекращении юридического лица.

Согласно положениям ст. 111 ГК с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – Единый государственный реестр) записи о решении учредителей (участников) юридического лица, суда или уполномоченного ими органа по ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять все необходимые меры по взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого юридического лица и письменно уведомить каждого из должников о прекращении юридического лица в установленные настоящим Кодексом сроки.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) заявляет требования и иски о взыскании задолженности с должников юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по закрытию обособленных подразделений юридического лица (филиалов, представительств) и в соответствии с Законом № 755 о труде осуществляет увольнение работников прекращаемого юридического лица.

Государственная регистрация прекращения юридического лица в результате ликвидации и реорганизации осуществляется в порядке, установленном Законом № 755, что включает в себя поэтапность проведения государственной регистрации.

Прекращение юридического лица в результате ликвидации

На первом этапе проводится государственная регистрация решения о прекращении юридического лица, принятого его участниками или соответствующим органом юридического лица, а в случаях, предусмотренных Законом № 755 – соответствующим государственным органом.

Для этого государственному регистратору представляется экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) решения участников юридического лица о прекращении юридического лица, которое должно содержать сведения о персональном составе комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии), его председателя или ликвидатора, управляющего прекращением, регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков или серию и номер паспорта (для физических лиц, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта), о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований (ч. 11 ст. 17 Закона № 755).

Вторым этапом является государственная регистрация прекращения юридического лица в результате его ликвидации на основании решения о прекращении юридического лица, принятого участниками юридического лица или соответствующего органа юридического лица, а в случаях, предусмотренных Законом № 755 – решения соответствующих государственных органов, или судебного решения о прекращении юридического лица, не связанного с его банкротством, по истечении процедуры прекращения, но не ранее истечения срока заявления требований кредиторами. Для этого государственному регистратору представляются документы, определенные ч. 14 ст. 17 Закона № 755:

  • заявление о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации;
  • справка архивного учреждения о принятии документов, которые согласно Закону № 755 подлежат долгосрочному хранению.

Юридическое лицо является прекратившимся со дня внесения в Единый государственный реестр записи о его прекращении (ч. 5 ст. 104 ГК).

Прекращение юридического лица вследствие реорганизации

Государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его реорганизации также характерна поэтапность его проведения.

На первом этапе проводится государственная регистрация решения о прекращении юридического лица, принятого его участниками или соответствующим органом юридического лица, а в случаях, предусмотренных Законом № 755, – соответствующим государственным органом, которое должно содержать сведения о персональном составе комиссии по прекращению (комиссии по реорганизации), регистрационные номера учетных картоек налогоплательщиков или серию и номер паспорта (для физических лиц, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта), о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований (ч. 11 ст. 17 Закона № 755).

На втором этапе для государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его реорганизации после окончания процедуры прекращения, но не ранее истечения срока заявления требований кредиторами, подаются документы, определенные ч. 15 ст. 17 Закона № 755:

  • заявление о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его реорганизации;
  • экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) распределительного баланса – при прекращении юридического лица в результате разделения;
  • экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) передаточного акта – в случае прекращения юридического лица в результате преобразования, слияния или присоединения;
  • справка архивного учреждения о принятии правопреемником документов, которые в соответствии с Законом № 755 подлежат долгосрочному хранению, – в случае прекращения юридического лица в результате разделения или слияния;
  • справка юридического лица – правопреемника о принятии документов, согласно Закону № 755 подлежащих долгосрочному хранению, – в случае прекращения юридического лица в результате присоединения;
  • документы для государственной регистрации создания юридического лица, определенные ч. 1 настоящей статьи, в случае прекращения юридического лица в результате преобразования;
  • документы для государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, определенные ч. 4 настоящей статьи – в случае прекращения юридического лица в результате присоединения.

Третий этап включает государственную регистрацию создания юридического лица (в результате слияния, преобразования, разделения). Для этого государственному регистратору представляются документы, определенные ч. 1 ст. 17 Закона № 755.

Также необходимо отметить, что в соответствии с положениями ст. 4 Закона № 755, в случае слияния юридических лиц осуществляется государственная регистрация новосозданного юридического лица и государственная регистрация прекращения юридических лиц, которые прекращаются в результате слияния. Слияние считается завершенным с даты государственной регистрации прекращения юридических лиц, которые прекращаются в результате слияния.

В случае преобразования юридических лиц осуществляется государственная регистрация прекращения юридического лица, которое прекращается в результате преобразования, и государственная регистрация новосозданного юридического лица. Преобразование считается завершенным с даты государственной регистрации новосозданного юридического лица.

В случае разделения юридических лиц осуществляется государственная регистрация новосозданных юридических лиц и государственная регистрация прекращения юридического лица, которое прекращается в результате разделения. Разделение считается завершенным с даты государственной регистрации прекращения юридического лица, которое прекращается в результате разделения.

В случае присоединения юридических лиц осуществляется государственная регистрация прекращения юридических лиц, которые прекращаются в результате присоединения, и государственная регистрация изменений к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре, относительно правопреемства юридического лица, к которому присоединяются. Присоединение считается завершенным с даты государственной регистрации изменений к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре, относительно правопреемстве юридического лица, к которому присоединяются.

Государственная регистрация изменений к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре, осуществляется в соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона № 755.

Кроме того, требования к оформлению подаваемых документов для государственной регистрации предусмотрены ст. 15 Закона № 755.

Проведение регистрационных действий, связанных с государственной регистрацией прекращения юридического лица, осуществляется без взимания административного сбора.

Упрощенная процедура государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации

Проведение упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации осуществляется с учетом положений ч. 6, 7 ст. 25 Закона № 755.

Основанием для проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица путем его ликвидации является:

  • судебное решение об отмене (признании недействительной) государственной регистрации юридического лица в случаях, предусмотренных Законом № 755, если такое решение принято судом до 1 июля 2004 года, кроме судебного решения о признании юридического лица банкротом;
  • судебное решение о прекращении юридического лица, не связанного с банкротством юридического лица, если такое решение принято судом после 1 июля 2004 года, и в случае если председатель ликвидационной комиссии по прекращению юридического лица или ликвидатор юридического лица в течение трех лет с даты обнародования уведомления о вынесении судебного решения о прекращении юридического лица, не связанного с банкротством юридического лица, не предоставил субъекту государственной регистрации документы, необходимые для государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации;
  • неподача председателем ликвидационной комиссии по прекращению юридического лица или ликвидатором, управляющим прекращением юридического лица документов, необходимых для государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации в течение одного года с даты внесения в Единый государственный реестр записи о приостановлении проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации.

Заявителем в случае предоставления документов для государственной регистрации прекращения юридического лица является председатель комиссии по прекращению или уполномоченное им лицо.

Минюст


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Популярное
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
02.06.2025
Важное в мае для плательщиков НДС
Ознакомьтесь с важными материалами для плательщиков НДС в мае. Больше по теме: Спецпроект «НДС: ситуации из практики» Спецпроект «Электронное администрирование НДС: правила, риски, решения» Спецпроект «Особенности налогообложения НДС в условиях военного времени»...
Новое
08.08.2025
Оплата физлицу за поставку электроэнергии по «зеленому» тарифу: каков признак в приложении 4ДФ к Расчету
Доход в виде денежной суммы, выплаченной юрлицом-электропоставщиком физическому лицу – бытовому потребителю за проданную им электрическую энергию, которая произведена из альтернативных источников энергии по «зеленому» тарифу в объеме, превышающем месячное потребление электрической ...
08.08.2025
Религиозная организация – плательщик НДС бесплатно передает помощь детскому дому: что с НДС
Если религиозная организация (церковь) подпадает под определение благотворительной организации, то на операции такой организации по передаче благотворительной помощи детскому дому будет распространяться режим освобождения от обложения НДС. Если религиозная организация не подпадает под определение бл...
08.08.2025
Начисляет ли НДС соисполнитель по государственному контракту на поставку товаров оборонного назначения
Обязанность начисления НДС не возникает, если операции по поставке товаров (в т. ч. товаров оборонного назначения) осуществляются в рамках государственного контракта (договора) по оборонным закупкам, и возникает, если поставка осуществляется не по госконтрактам (договорам) по оборонным закупкам. Бол...
Лучшие материалы