Оформление возвращения работников к работе после карантина
В условиях возобновления привычного ритма работы работодателям следует позаботиться о том, как возвращать работников к работе (среди прочего, определить, какие работники необходимы на своих рабочих местах, а какие могут продолжить работать удаленно или в условиях гибкого рабочего времени).
Автоматический выход работников из «карантинных отпусков» законом не предусмотрен (кроме случаев, когда работник сразу в заявлении на отпуск без сохранения зарплаты указал дату выхода на работу, например 03.06.2020 года).
Прерывание отпуска (основного или дополнительного) возможно только в крайних случаях, предусмотренных ст. 79 КЗоТ, например, в случае производственной аварии или для устранения последствий производственной аварии, предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи имущества предприятия. В остальных случаях выход из отпуска должен происходить с согласия самого работника. В таком случае работодатель может сделать так:
1) связаться с работниками и проинформировать их о возможности выхода на работу в связи с окончанием карантина;
2) работник должен написать заявление с просьбой прервать отпуск и приступить к работе;
3) на основании заявления работника издать приказ о прерывании отпуска без сохранения заработной платы, который был предоставлен на время карантина;
4) в приказе указать дату, когда работнику нужно приступить к работе. Заставлять работника выходить из отпуска неправомерно.
Если работодатель ввел дистанционную работу во время карантина, то к выходу работников на свои рабочие места в офисе нужно подготовиться.
Для этого надо:
1) определиться с датой возвращения работников;
2) выяснить, все ли работники имеют возможность работать в офисе;
3) подготовить приказ (распоряжение) о прекращении дистанционной работы.
Необходимо издать приказ (распоряжение) о прекращении дистанционной работы и возобновлении обычного режима работы, в котором указать: причину изменения режима работы с дистанционного на обычный, а именно - в связи с окончанием карантина и отменой ограничительных мер, возобновлением работы транспорта; дату прекращения дистанционной формы работы; дату выхода работника на рабочее место; перечень работников, которые возвращаются к привычному режиму, и их должности; порядок ознакомления работников с приказом и изменением режима работы.
Если часть работников остается дома, то об этом нужно указать в приказе или отдельным приказом продлить режим дистанционной работы для определенных работников, но для этого такие работники должны написать соответствующие заявления (поскольку Кодекс законов о труде позволяет установить режим дистанционной работы приказом только на время угрозы распространения пандемии (ч. 2 ст. 60 КЗоТ)).
Возвращая работников в офисы, стоит позаботиться о соблюдении санитарных и эпидемиологических требований, определенных, в первую очередь, Законом «О защите населения от инфекционных болезней». Обязательным является: проведение дезинфекции помещений, обеспечение работников антисептиками для обработки рук, соблюдение расстояния между столами работников и т. п. При правильной организации работы на предприятии все это возможно сделать одновременно. Обязанностью работодателя является создание надлежащих и безопасных условия труда (ст. ст. 141, 153 КЗоТ). При этом работодатель не вправе требовать от работника выполнение работы, сопряженной с явной опасностью для жизни, а также в условиях, не отвечающих законодательству об охране труда.
Разъяснение не содержит норм права, а носит только рекомендательный характер.
dsp.gov.ua
Комментарии к материалу