Об исчислении пособия по беременности и родам
12.07.2016 361 0 0
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 23.06.2016 г. № 215/18/99-16
Об исчислении пособия по беременности и родам
В соответствии с пунктом 3 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. № 1266 (далее - Порядок), среднедневная заработная плата для назначения пособия по беременности и родам исчисляется путем деления начисленной за расчетный период заработной платы (дохода), на которую начислен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (далее - единый взнос), на количество календарных дней занятости (пребывания в трудовых отношениях) в расчетном периоде без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам - временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению, отпуск без сохранения заработной платы.
В то же время частью второй статьи 26 Закона Украины Об общеобязательном государственном социальном страховании от 23.09.99 г. № 1105 (далее - Закон) и абзацем третьим пункта 2 Порядка установлено, что сумма пособия по беременности и родам в расчете на месяц не должна превышать размера максимальной величины базы начисления единого взноса, с которой уплачивались страховые взносы в Фонд, и не может быть меньше, чем размер минимальной заработной платы, установленный на время наступления страхового случая.
Кроме того, согласно пункту 2 части четвертой статьи 19 Закона и абзацу третьему пункта 29 Порядка если в течение 12 месяцев перед наступлением страхового случая, по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, застрахованное лицо имеет страховой стаж менее 6 месяцев, средняя заработная плата для расчета пособия по беременности и родам определяется исходя из начисленной заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы, но в расчете на месяц не выше двукратного размера минимальной заработной платы и не менее размера минимальной заработной платы, установленного законом в месяце наступления страхового случая.
При этом пунктом 4 Порядка предусмотрено, что среднедневная заработная плата (доход) не может превышать максимальную величину базы начисления единого взноса в расчете на один календарный день, которая исчисляется путем деления установленного ее размера в последнем месяце расчетного периода на среднемесячное количество календарных дней, составляющих 30,44.
В случае, если средняя заработная плата определяется исходя из размера минимальной заработной платы, двукратного размера минимальной заработной платы, среднедневная заработная плата также исчисляется путем деления этих показателей на среднемесячное количество календарных дней (пункт 5 Порядка).
Следует заметить, что в результате применения для расчета выплат среднемесячного количества календарных дней в полных месяцах отпуска в связи с беременностью и родами, которые содержат 31 календарный день, сумма пособия по беременности и родам, рассчитанная с максимальной величины базы начисления единого взноса, двукратного размера минимальной заработной платы, будет превышать верхнюю границу указанных ограничительных показателей. В месяцах с количеством календарных дней 30 (28 или 29 - в феврале) сумма пособия по беременности и родам, рассчитанная исходя из размера минимальной заработной платы, будет меньше, чем этот размер, установленный на время наступления страхового случая.
Так, в примере 4 раздела III "Для расчета выплат для назначения пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности, а также оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя" Примеров исчисления средней заработной платы (дохода) по видам общеобязательного государственного социального страхования (далее - Примеры), утвержденных приказом Минсоцполитики от 21.10.2015 г. № 1022, размещенных на сайте Министерства социальной политики в рубрике "Нормативная база, 2015 год", приведен алгоритм применения ограничения пособия по беременности и родам максимальной величиной базы начисления единого взноса. В соответствии с примером в полных месяцах периода отпуска по беременности и родам, продолжительность которых составляет 31 календарный день (октябрь, декабрь), рассчитанная сумма выплаты превышает размер установленной в последнем месяце расчетного периода (август-2015) максимальной величины базы начисления единого взноса, и сумма пособия по беременности и родам в этих месяцах ограничивается вышеуказанной величиной (20706,00 грн.). Соответственно уменьшается общая сумма страховых выплат.
Примером предусмотрено, что аналогичный алгоритм применяется, в частности, при выполнении требований абзаца третьего пункта 29 Порядка, то есть для обеспечения применения к сумме страховой выплаты как ограничение двукратным размером минимальной заработной платы, так и обеспечения ее размера в расчете на месяц не меньше размера минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая.
Обращаем внимание, что Закон и Порядок не содержат уточнений относительно суммы помощи в расчете на месяц в зависимости от режима работы застрахованного лица. Таким образом, лицу, работающему на условиях неполного рабочего времени, пособие по беременности и родам исчисляется исходя из начисленной заработной платы, с которой уплачен единый взнос, но такая помощь в расчете на месяц должна быть не меньше размера минимальной заработной платы, установленного в месяце наступления страхового случая.
Следовательно, если начисленная сумма помощи в расчете на месяц меньше размера минимальной заработной платы (в примере, приведенном в письме, это июнь), то необходимо осуществить в этом месяце доплату до указанной суммы и соответственно увеличить сумму пособия по беременности и родам.
Директор Департамента социального
страхования и партнерства О. Савенко
Комментарии к материалу