Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

НН не зарегистрированы, а ответственное лицо уволилось: кто подпишет налоговые накладные

Важно

07.10.2024 42 0 0

Кто должен наложить квалифицированную электронную подпись при регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным в ЕРНН в случае увольнения лица, уполномоченного подписывать налоговые накладные/расчеты корректировки к налоговым накладным до окончания предельного срока их регистрации и назначения на должность нового уполномоченного лица?

Регистрация налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН) осуществляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса (далее – НК) и Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2010 № 1246 (далее – Порядок № 1246).

Согласно положениям п. 5 Порядка № 1246, налоговая накладная и/или расчет корректировки принимаются в ЕРНН в случае соблюдения требований, установленных п. 192.1, п. 2001.3, 2001.9, 201.1, 201.10, 201.16, п. 97 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НК, а также с учетом Законов от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах» (далее – Закон № 2155), от 22.05.2003 № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» (далее – Закон № 851) и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Минфина от 06.06.2017 № 557 (далее – Порядок № 557).

Статьей 201 НК определено, что на дату возникновения налоговых обязательств налогоплательщик обязан составить налоговую накладную в электронной форме с использованием квалифицированной электронной подписи или усовершенствованной электронной подписи, базирующейся на квалифицированном сертификате электронной подписи (далее – квалифицированная электронная подпись) плательщиком лица в соответствии с требованиями Закона № 2155, и зарегистрировать ее в ЕРНН в установленный НК срок.

Правила составления налоговой накладной и/или расчета корректировки регулируются ст. 201 НК и регламентируются Порядком заполнения налоговой накладной, утвержденным приказом Минфина от 31.12.2015 № 1307 (далее – Порядок № 1307).

Согласно п. 20 Порядка № 1307 все налоговые накладные скрепляются квалифицированными электронными подписями должностных лиц налогоплательщика и квалифицированной электронной подписью (при наличии), которая является аналогом оттиска печати поставщика (продавца).

Требования относительно наложения квалифицированной электронной подписи, в том числе по делегированию права подписи налоговой накладной и/или расчета корректировки другому должностному лицу налогоплательщика,каса определены п. 10 Порядка № 1246.

Так, для делегирования права подписи налоговой накладной и/или расчета корректировки другому должностному лицу налогоплательщик уведомляет о таком лице, в том числе касательно данных квалифицированного сертификата открытого ключа указанного лица, соответствующий орган ГНС в соответствии с Порядком № 557.

Согласно п. 3 и 4 разд. III Порядка № 557 для предоставления права подписи электронных документов другим лицам, которым делегировано право подписи, плательщик уведомляет о таких лицах контролирующий орган, на учете в котором состоит плательщик, путем направления по определенной Порядком № 557 форме в электронном виде уведомления о предоставлении информации относительно квалифицированного электронной подписи, в которую вносится информация о подписчике (подписчиках), которому (которым) предоставляется право подписи электронных документов.

Электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом осуществляется в соответствии с НК, Законами № 851 и № 2155.

Пунктом 2 Порядка № 1246 определено, в частности, что налоговая накладная – электронный документ, который составляется плательщиком НДС в соответствии с требованиями НК в электронной форме в утвержденном в установленном порядке формате (стандарте) и направляется для регистрации.

Согласно ст. 6 Закона № 851 для идентификации автора электронного документа используется электронная подпись, наложением которой завершается создание такого электронного документа.

В ЕРНН принимаются налоговая накладная и/или расчет корректировки, составленные в электронной форме с наложением:

  • квалифицированной электронной подписи главного бухгалтера (бухгалтера) или квалифицированной электронной подписи руководителя (при отсутствии у поставщика (продавца) должности бухгалтера) и квалифицированной электронной печати (при наличии) поставщика (продавца), являющегося юридическим лицом;
  • квалифицированной электронной подписи поставщика (продавца), являющегося физическим лицом – предпринимателем (п. 10 Порядка № 1246).

После поступления налоговой накладной и/или расчета корректировки в ГНС в автоматизированном режиме осуществляется их расшифровка и проводятся проверки, в том числе действительности квалифицированной электронной подписи, порядка ее наложения и наличия права подписания должностным лицом налогоплательщика такой налоговой накладной и/или расчета корректировки (п .12 Порядка № 1246).

Проверка получения права составления и подписания налоговой накладной ответственными лицами предприятия осуществляется на основании полученных данных:

  • о руководителе предприятия в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований;
  • главном бухгалтере в соответствии с поданным в ГНС заявлением по форме № 1-ОПП (приложение 5 к Порядку учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588;
  • уполномоченном лице в соответствии с поданным уведомлением о предоставлении информации о квалифицированной электронной подписи (по форме, определенной Порядком № 557)
  • о том, каким руководителем предприятия уполномочено такое лицо на подписание налоговой накладной.

В случае отправки на регистрацию в ЕРНН должностным лицом налоговых накладных, составленных должностным/уполномоченным лицом в соответствии со ст. 6 Закона № 851, налоговые накладные принимаются к регистрации при условии прохождения всех обязательных проверок, определенных п. 12 Порядка № 1246.

Следовательно, в случае увольнения лица, уполномоченного подписывать налоговые накладные/расчеты корректировки к налоговым накладным, регистрация налоговых накладных и/или расчетов корректировки осуществляется с наложением квалифицированной электронной подписи или усовершенствованной электронной подписи, базирующейся на квалифицированной сертификате квалифицированной электронной подписи или усовершенствованной электронной подписи, основанной на квалифицированном сертификате электронной подписи руководителя (при отсутствии у поставщика (продавца) должности бухгалтера).

ОИР, категория 101.17


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы