Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Нематериальная мотивация работников: что предусматривает и как ввести

Разъяснение
10.03.2025

Больше по теме:

Мотивационные выплаты

Нематериальная мотивация является важным инструментом управления персоналом, особенно в условиях военного положения. Введение действенных мер нематериальной мотивации может стать эффективным средством, способствующим поддержанию морального духа работников, через признание их достижений и создание гибких условий труда, что критически важно для сохранения эффективности и стабильности организации.

Во время войны работники могут испытывать повышенный уровень стресса из-за неопределенности, потери родных, переживаний за близких, защищающих Украину в рядах ВСУ или находящихся вблизи ведения активных боевых действий, ухудшения состояния здоровья своего и/или членов семьи, потери имущества, жилья, сбережений и из-за других негативных последствий. Нематериальная мотивация помогает снизить эти негативные влияния, является своеобразной эмоциональной поддержкой и способствует вовлеченности персонала. Это также способствует удержанию работников и повышению их производительности.

Согласно ст. 141 КЗоТ работодатель должен правильно организовать труд работников, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неукоснительно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда, осуществлять мероприятия по предотвращению и противодействию моббингу (травле), внимательно относиться к потребностям и запросам работников, улучшать условия их труда и быта.

Согласно положениям ст. 143 КЗоТ к работникам предприятий, учреждений, организаций могут применяться любые поощрения, содержащиеся в утвержденных трудовыми коллективами правилах внутреннего трудового распорядка.

Поощрения применяются работодателем вместе или по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) предприятия, учреждения, организации.

Поощрения работникам объявляются приказом (распоряжением) в торжественной обстановке, а также по требованию работника, если трудовая книжка хранится у него, заносятся в его трудовую книжку (ст. 144 КЗоТ).

Работникам, которые успешно и добросовестно выполняют свои трудовые обязанности, предоставляются в первую очередь преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания (путевки в санатории и дома отдыха, улучшение жилищных условий и др.). Таким работникам отдается также предпочтение при продвижении по работе (ст. 145 КЗоТ).

За особые трудовые заслуги работники представляются в вышестоящие органы к поощрению, к награждению орденами, медалями, почетными грамотами, нагрудными значками и к присвоению почетных званий и званию лучшего работника по данной профессии (ст. 146 КЗоТ).

Согласно требованиям ст. 158 КЗоТ работодатель также обязан принимать меры по облегчению и оздоровлению условий труда работников путем внедрения современных технологий, достижений науки и техники, средств механизации и автоматизации производства, требований эргономики, принимать меры по обеспечению безопасности и защите физического и психического здоровья работников, осуществлять профилактику рисков и напряжения на рабочем месте, проводить информационные, учебные и организационные мероприятия по предотвращению и противодействию моббингу (травле).

Социальный диалог на локальном уровне включает в себя обсуждение не только производственно-экономических, но и социальных и культурных аспектов. Нормы, ценности и трудовая этика на локальном уровне требуют поддержки лиц наемного труда, практических шагов по внедрению механизмов реализации соответствующих совместных мероприятий, в том числе по нематериальной мотивации, разумному учету взаимных интересов сторон и ресурсного состояния.

Одним из ключевых механизмов социального диалога, позволяющего работодателям и работникам согласовывать условия труда, социальные гарантии и другие вопросы трудовых отношений, в том числе порядок применения поощрений и различных форм нематериальной мотивации, является заключение коллективных договоров и соглашений.

Международной организацией труда (МОТ) принят ряд конвенций, являющихся основой международного трудового права и устанавливающих основные принципы, исходные положения, на которых основывается система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти:

  • Конвенция МОТ № 87 (1948) «О свободе ассоциации и защите права на организацию»;
  • Конвенция МОТ № 98 (1949) «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров»;
  • Конвенция МОТ № 151 (1978) «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе»;
  • Конвенция МОТ № 154 (1981) «О содействии коллективным переговорам».

Положениями вышеуказанных конвенций МОТ установлены основные принципы социального диалога в сфере труда, которыми, в частности, являются:

  • равноправие и паритетность сторон социального диалога;
  • открытость, добровольность и конструктивность социального диалога;
  • полномочное представительство сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов в сфере труда; соблюдение достигнутых договоренностей и исполнение принятых решений; взаимная ответственность сторон, их представителей за невыполнение обязательств по коллективным договорам и соглашениям; содействие развитию социального диалога со стороны государства.

Правовую основу ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений в Украине составляют следующие законодательные акты:

  • Конституция Украины,
  • Закон от 12.2010 № 2862-VI «О социальном диалоге в Украине»,
  • Закон от 01.07.1993 № 3356-XII «О коллективных договорах и соглашениях»,
  • КЗоТ – ст. 10–20;
  • Закон от 03.03.1998 № 137/98-ВР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов);
  • Закон от 15.09.1999 № 1045-XIV «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
  • Закон от 22.06.2012 № 5026-VI «Об организациях работодателей, их объединениях, правах и гарантиях их деятельности».

Стороны социального диалога в Украине имеют полную правовую определенность и полномочия, чтобы инициировать проведение коллективных переговоров и, соблюдая принцип добровольности, принять взаимные обязательства по вопросам формирования системы мотивации персонала, в том числе введения различных форм нематериальной мотивации. Особенно важное значение имеет социальный диалог на локальном уровне – предприятия, учреждения (организации), у физического лица – предпринимателя, использующего наемный труд, субъектами которого являются первичные профсоюзные организации, а в случае их отсутствия – свободно избранные для ведения коллективных переговоров представители (представитель) работников; сторона работодателя (работодатель и/или уполномоченные представители работодателя).

Существует широкий спектр возможностей для введения различных форм нематериальной мотивации, например:

  • предоставление дополнительных свободных от работы дней работникам, успешно выполняющим производственные задания,
  • введение гибких графиков работы;
  • организация корпоративных мероприятий;
  • установление персональных публичных знаков отличия;
  • празднование лучших результатов командной работы;
  • организация конкурсов и квестов среди всех работников;
  • составление планов карьерного роста сотрудников;
  • возможность постоянного повышения квалификации;
  • поздравление работников со значимыми датами (юбилей, свадьба, рождение ребенка);
  • предоставление большей свободы действий при выполнении работы;
  • проведение мотивационных совещаний;
  • привлечение сотрудников к принятию решений;
  • поощрительные командировки;
  • информирование коллектива о достижениях сотрудника;
  • участие компаний в социальных инициативах, волонтерских проектах;
  • развитие программ ментального здоровья и поддержки сотрудников в сложных жизненных ситуациях.

Чтобы выбрать те инструменты нематериальной мотивации, которые наиболее отвечают потребностям организации, именно и нужен социальный диалог.

Руководителям важно слышать и понимать потребности сотрудников, а представителям интересов наемных работников понимать реальные условия ведения бизнеса, перспективы и возможные риски. Уметь анализировать и создавать для людей такие условия, которые способны развивать и мотивировать их не только высоким уровнем достатка, но и интересной в аспекте профессиональных и личных вызовов и общественной значимости работой. Именно нематериальная мотивация персонала способна эффективно помочь развивать бизнес, а работникам получить большие гарантии занятости, стабильного дохода и иметь дополнительные перспективы для развития.

Для правовой определенности взаимных обязательств относительно порядка внедрения, принципов и правил применения форм и методов нематериальной мотивации целесообразно, чтобы они были определены и закреплены в локальных документах. Это могут быть:

1. Коллективный договор

Для более формализованного подхода соответствующие положения о применении инструментов нематериальной мотивации могут быть включены в коллективный договор, также может быть разработано отдельное положение по нематериальной мотивации, где будут описаны типы мотивационных мероприятий, которые могут быть использованы, порядок оценки и признания достижений, поощрение, тематика и сроки проведения корпоративных мероприятий, тренингов и т. д. Также могут быть отдельно разработаны руководящие указания для менеджеров, содержащие четкие правила и рекомендации по применению нематериальных методов мотивации. Например:

  • как правильно предоставлять обратную связь.
  • как организовать публичное признание или награждать за достижения.
  • как организовать менторство или коучинг.

Важно, чтобы при решении вопросов, касающихся внедрения нематериальной мотивации, была обеспечена надлежащая коммуникация и информационная поддержка, в частности, по рассмотрению жалоб. Международная организация труда (МОТ) разработала Рекомендацию № 130 «О рассмотрении жалоб на предприятиях», которая дает руководящие принципы для эффективного решения жалоб работников непосредственно на рабочих местах. Внедрение указанных рекомендаций будет способствовать созданию справедливой и безопасной рабочей среды, росту доверия между работниками и руководством, а также минимизации рисков возникновения трудовых конфликтов.

2. Правила внутреннего трудового распорядка

Правила внутреннего трудового распорядка – это обязательный документ на предприятиях, учреждениях, организациях, утверждаемый трудовым коллективом по представлению работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) на основе типовых правил. К работникам предприятий, учреждений, организаций могут применяться любые поощрения, содержащиеся в утвержденных трудовыми коллективами правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 142, 143 КЗоТ).

3. Политика и программа психосоциальной поддержки работников

Политика и программа психосоциальной поддержки работников на рабочем месте могут содержать информацию о мерах по:

  • поддержке психосоциального здоровья (предоставление работникам доступа к внешним ресурсам профессиональной психологической помощи; проведение тренингов по управлению стрессом, медитаций),
  • созданию условий для соблюдения баланса между работой и личной жизнью, в частности, обучение работников тайм-менеджменту и т. д.;
  • поддержке во время кризисных периодов, а также отдельных групп сотрудников с особыми потребностями (вынужденно перемещенные лица, ветераны и ветеранки, лица с инвалидностью).

Стороны социального диалога по взаимной договоренности могут разработать другие документы о введении различных форм нематериальной поддержки сотрудников.

Информацию об опыте компаний по применению методов нематериальной мотивации, которая может быть полезна, приводим ниже:

AccountorUkraine

Составление графиков работы в офисе и графиков удаленной работы на неделю, что позволяет работникам выбрать, где они чувствуют себя максимально комфортно и безопасно, разработка четкого алгоритма действий на случай воздушных тревог.

Киевстар

Постоянная забота о физической безопасности и психоэмоциональном состоянии персонала, отдельная программа поддержки сотрудников, служащих в ВСУ, улучшение клиентского опыта работников через автоматизацию и диджилизацию процессов.

МХП

Формулирование для команды долгосрочных целей на ближайшие 5–10 лет и формирование представления о том, каким будет послевоенное будущее компании, что дает работникам уверенность в будущем и обеспечивает чувство безопасности; возможность работы с психологом.

SoftServe

Отслеживание с помощью рассылки опросника, в безопасности ли сотрудники, не нужна ли кому-то помощь, горячая линия психологической консультации.

Отдельно целесообразно обратить внимание на роль нематериальной мотивации в аутплейсменте, в частности, на мероприятия, направленные на поддержку увольняемых работников, в частности в связи с сокращением численности (штата) работников, которыми могут быть:

  • психологическая поддержка:
    • предоставление консультаций по управлению стрессом и эмоциональной стойкостью;
    • организация групповых сессий по обмену опытом и поддержки;
  • профессиональное развитие:
    • проведение тренингов по обновлению резюме и подготовке к собеседованиям;
    • обучение новым навыкам, повышающим конкурентоспособность на рынке труда;
  • карьерное консультирование:
    • индивидуальные сессии с определением карьерных целей и возможностей;
    • помощь в определении сильных сторон и потенциальных направлений развития.

Простейшим инструментом нематериальной мотивации работников, подлежащих увольнению, является преждевременная подготовка и предоставление рекомендательных писем. Такие письма могут существенно повысить шансы успешного трудоустройства или карьерного роста. В отличие от характеристики, которая описывает профессиональные, деловые и личные качества и обычно составляется по требованию работника или по запросу другого учреждения, рекомендательное письмо является документом, в котором рекомендуемое лицо выражает положительную оценку профессиональных и личных качеств сотрудника, его достижений и потенциала. Цель такого письма – поддержать работника при трудоустройстве. Работодателю, включая государственное учреждение, необязательно получать запрос от работника для предоставления рекомендательного письма. Предоставление рекомендательного письма без запроса от работника является проявлением инициативы работодателя и является свидетельством признания его достижений и компетентностей. Это может быть частью корпоративной культуры, направленной на поддержку и развитие персонала. В случаях, когда работник сталкивается с необходимостью поиска новой работы (например, из-за сокращения), рекомендательное письмо может стать важным инструментом поддержки. Неожиданное признание достижений может повысить его самооценку и стать действенным средством психологической поддержки. Предоставление рекомендательного письма при увольнении по сокращению штата демонстрирует уважение и поддержку со стороны работодателя. Это может снизить негативные эмоции работника, снизить вероятность возникновения конфликтов и способствовать поддержанию положительной репутации организации.

Восточное межрегиональное управление Гоструда

 

 


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
16.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений Правительство подало в Раду законопроект об отмене актов выполненных работ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 05.09.2025 Внесены изменения в перечень территорий бое...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
16.09.2025
Можно ли продлить отпуск без сохранения зарплаты при выезде за границу
Выехавший за границу работник получил отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 90 календарных дней. Можно ли его продлить? Больше по теме: Продолжительность отпуска по основному месту работы больше, чем на работе по совместительству: что делать? В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона ...
16.09.2025
Зачисляется ли бесплатный отпуск в период для предоставления ежегодного отпуска
Дает ли период отпуска без сохранения заработной платы право на ежегодный отпуск с учетом внесенных изменений от 22.11.2023 в Закон от 15.11.1996 № 504/96-ВР «Об отпусках»? Больше по теме: Особенности предоставления отпусков в период военного положения В связи с изменениями, внесенными ...
16.09.2025
Как ввести четырехдневную рабочую неделю
Расскажем о видах и случаях установки неполного рабочего времени, об установлении неполного рабочего времени по инициативе работодателя, об особенностях изменения существенных условий труда, о рисках для работодателя при несоблюдении законодательно определенной процедуры и т. д. Больше по теме: Что...
Лучшие материалы