Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Наличие сертификата о форс-мажоре от ТПП не гарантирует освобождения от начисления пени за нарушение во ВЭД

Разъяснение
11.08.2025

Начисляется ли пеня за нарушение предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров в период введения военного положения в Украине при наличии форс-мажорных обстоятельств?

Правовые основы осуществления валютных операций, валютного регулирования и валютного надзора, права и обязанности субъектов валютных операций и уполномоченных учреждений и ответственность за нарушение ими валютного законодательства определены Законом от 21.06.2018 № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон № 2473).

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 2473 НБУ имеет право устанавливать предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров.

Предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров установлены п. 21 разд. ІІ Положения о мерах защиты и определения порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 № 5, и составляют 365 календарных дней.

В связи с введением Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 военного положения в Украине, Правлением НБУ принято постановление от 24.02.2022 № 18 «О работе банковской системы в период введения военного положения», с 05.04.2022 предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров – 180 календарных дней. Для операций, проведенных до 05.04.2022, предельные сроки расчетов составляют 365 календарных дней.

Согласно п. 12 постановления Правления НБУ от 14.05.2019 № 67 «Об установлении исключений и(или) особенностей введения предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» предельные сроки расчетов по операциям по экспорту товаров, которые классифицируются по кодам согласно УКТВЭД: 1001, 1002, 1003, 1004, 1005, 1201, 1205, 1206 00, 1507, 1512, 1514, 2306, составляют:

1) 90 календарных дней и применяются к операциям, осуществленным с 11 ноября 2023 года по 11 июля 2024 года включительно;

2) 120 календарных дней и применяются к операциям, осуществленным с 12 июля 2024 года.

Нарушение резидентами предельного срока расчетов, согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 2473, влечет начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара) в национальной валюте или в иностранной валюте, перечисленной в национальную валюту по курсу НБУ, установленному на день возникновения задолженности.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона № 2473 если исполнение договора по операциям по импорту товаров останавливается в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение срока расчетов, установленного НБУ, и начисление пени в соответствии с ч. 5 настоящей статьи останавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств.

Подтверждением возникновения и окончания действия форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны внешнеэкономического договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями настоящего договора (контракта).

То есть, одна из сторон договора должна доказать, что имеющиеся обстоятельства (введение военного положения или начала боевых действий) имеют отношение к конкретному хозяйственному обязательству и делают невозможным после поставки товара или осуществления авансового платежа получить резидентами валютную выручку или поставку им импортного товара на неопределенный срок, а также с целью неначисления пени за нарушение предельных сроков расчетов в период действия форс-мажорных обстоятельств необходимо удостоверить данный факт соответствующей справкой уполномоченной организации (органа) страны нерезидента и/или сертификатом Торгово-промышленной палати Украины.

Пунктом 6 Регламента засвидетельствования Торгово-промышленной палатой (далее – ТПП) Украины и региональными ТПП форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), утвержденного решением Президиума ТПП Украины от 18.12.2014 № 44(5) (далее – Регламент ТПП), определено, что основанием для удостоверения форс-мажорных обстоятельств является наличие одного или более форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), перечисленных в ст. 141 Закона от 02.12.1997 № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине», а также определенных сторонами по договору, законодательными, ведомственными и/или иными нормативными актами, повлиявшими на обязательства таким образом, что сделали невозможным его исполнение в срок, предусмотрен соответствующим договором, законодательными и/или иными нормативными актами.

Согласно Регламенту ТПП форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) удостоверяются по обращению субъектов хозяйственной деятельности по каждому отдельному договору, выполнение которого наступило согласно условиям договора и выполнение которого стало невозможным из-за наличия указанных обстоятельств, путем выдачи сертификата ТПП Украины или региональной торгово-промышленной палатой согласно действующему законодательству и Регламенту.

Обращаем внимание, что наличие сертификата ТПП о форс-мажоре не является основанием для освобождения плательщика от ответственности.

Налоговая служба при документальных проверках оценивает действие форс-мажорных обстоятельств на:

  • реальность, чрезвычайность и неотвратимость;
  • фактическое влияние таких обстоятельств на возможность выполнения конкретных договорных обязательств;
  • соотношение сроков действия форс-мажора с установленными НБУ предельными сроками расчетов.

Общей ссылки на военное положение недостаточно. В сертификате должно быть ясно указано, как именно эти обстоятельства повлияли на невозможность выполнения внешнеэкономической операции по конкретному договору и в какой срок. Без этого документ может быть признан недостаточным доказательством.

Такой подход соответствует нормам валютного законодательства и подтвержден судебной практикой, в частности, постановлениями Верховного Суда по делам № 260/92/19, № 904/3886/21, № 922/854/21, № 240/25642/22, № 520/2941/24.

Учитывая вышеизложенное, требования Закона № 2473 и Регламента ТПП, а также начало боевых действий на территории Украины, для возможного освобождения налогоплательщика от ответственности за нарушение установленных НБУ предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров с обоснованием невозможности выполнения внешнеэкономического контракта, удостоверяется ТПП Украины или его региональными ТПП путем выдачи сертификата о наличии форс-мажорных обстоятельств с указанием периода действия таких обстоятельств.

ОИР, категория 112.05

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
28.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС утвердила Реестр крупных налогоплательщиков на 2026 год Рада продлила сроки военного положения и мобилизации Вносить ли изменения в ЕГР, если изменено название населенного пункта: письмо Минюста Приведет ли к потере стажа неоцифровка трудовой книжки Д...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
31.10.2025
Нужно ли ФЛП-единщику для освобождения от уплаты единого взноса за себя уведомлять о его уплате работодателем
Физлица-предприниматели или лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, с целью освобождения от уплаты единого взноса за себя, не должны уведомлять контролирующий орган о факте уплаты за них единого взноса работодателями. Больше по теме: Опасные ошибки предпринимателей-единщиков...
31.10.2025
Можно ли выплачивать премию работникам к государственным праздникам в период действия военного положения
Условия введения и размеры премий и других поощрительных выплат устанавливаются в коллективном договоре. Больше по теме: Можно ли выплатить премию работнику, которому был вынесен выговор? Можно ли выплачивать премию работникам в течение испытательного срока? Может ли в период действия военного пол...
31.10.2025
Туристический сбор: кто проверяет порядок взимания и какая ответственность предусмотрена за его нарушение
Статьей 16317 КУоАП предусмотрена административная ответственность. Протоколы об админправонарушениях в случае невыполнения плательщиком турсбора обязательства по уплате турсбора вправе составлять уполномоченные органы Нацполиции; в случае нарушения налоговым агентом, лицом, осуществляющим временное...
Лучшие материалы