Больше по теме:
Как списать безнадежный налоговый долг, возникший из-за форс-мажора?
Имущество предприятия уничтожено в результате ракетного удара: с какой даты наступил форс-мажор?
Правовые основы осуществления валютных операций, валютного регулирования и валютного надзора, права и обязанности субъектов валютных операций и уполномоченных учреждений и ответственность за нарушение ими валютного законодательства определены Законом от 21.06.2018 № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон № 2473).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 2473 НБУ имеет право устанавливать предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров.
Предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров установлены п. 21 разд. ІІ Положения о мерах защиты и определения порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 № 5, и составляют 365 календарных дней.
В связи с введением Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 военного положения в Украине, Правлением НБУ принято постановление от 24.02.2022 № 18 «О работе банковской системы в период введения военного положения», с 05.04.2022 предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров – 180 календарных дней. Для операций, проведенных до 05.04.2022, предельные сроки расчетов составляют 365 календарных дней.
Согласно п. 12 постановления Правления НБУ от 14.05.2019 № 67 «Об установлении исключений и(или) особенностей введения предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» предельные сроки расчетов по операциям по экспорту товаров, которые классифицируются по кодам согласно УКТВЭД: 1001, 1002, 1003, 1004, 1005, 1201, 1205, 1206 00, 1507, 1512, 1514, 2306, составляют:
1) 90 календарных дней и применяются к операциям, осуществленным с 11 ноября 2023 года по 11 июля 2024 года включительно;
2) 120 календарных дней и применяются к операциям, осуществленным с 12 июля 2024 года.
Нарушение резидентами предельного срока расчетов, согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 2473, влечет начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара) в национальной валюте или в иностранной валюте, перечисленной в национальную валюту по курсу НБУ, установленному на день возникновения задолженности.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона № 2473 если исполнение договора по операциям по импорту товаров останавливается в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение срока расчетов, установленного НБУ, и начисление пени в соответствии с ч. 5 настоящей статьи останавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств.
Подтверждением возникновения и окончания действия форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны внешнеэкономического договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями настоящего договора (контракта).
То есть, одна из сторон договора должна доказать, что имеющиеся обстоятельства (введение военного положения или начала боевых действий) имеют отношение к конкретному хозяйственному обязательству и делают невозможным после поставки товара или осуществления авансового платежа получить резидентами валютную выручку или поставку им импортного товара на неопределенный срок, а также с целью неначисления пени за нарушение предельных сроков расчетов в период действия форс-мажорных обстоятельств необходимо удостоверить данный факт соответствующей справкой уполномоченной организации (органа) страны нерезидента и/или сертификатом Торгово-промышленной палати Украины.
Пунктом 6 Регламента засвидетельствования Торгово-промышленной палатой (далее – ТПП) Украины и региональными ТПП форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), утвержденного решением Президиума ТПП Украины от 18.12.2014 № 44(5) (далее – Регламент ТПП), определено, что основанием для удостоверения форс-мажорных обстоятельств является наличие одного или более форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), перечисленных в ст. 141 Закона от 02.12.1997 № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине», а также определенных сторонами по договору, законодательными, ведомственными и/или иными нормативными актами, повлиявшими на обязательства таким образом, что сделали невозможным его исполнение в срок, предусмотрен соответствующим договором, законодательными и/или иными нормативными актами.
Согласно Регламенту ТПП форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) удостоверяются по обращению субъектов хозяйственной деятельности по каждому отдельному договору, выполнение которого наступило согласно условиям договора и выполнение которого стало невозможным из-за наличия указанных обстоятельств, путем выдачи сертификата ТПП Украины или региональной торгово-промышленной палатой согласно действующему законодательству и Регламенту.
Обращаем внимание, что наличие сертификата ТПП о форс-мажоре не является основанием для освобождения плательщика от ответственности.
Налоговая служба при документальных проверках оценивает действие форс-мажорных обстоятельств на:
Общей ссылки на военное положение недостаточно. В сертификате должно быть ясно указано, как именно эти обстоятельства повлияли на невозможность выполнения внешнеэкономической операции по конкретному договору и в какой срок. Без этого документ может быть признан недостаточным доказательством.
Такой подход соответствует нормам валютного законодательства и подтвержден судебной практикой, в частности, постановлениями Верховного Суда по делам № 260/92/19, № 904/3886/21, № 922/854/21, № 240/25642/22, № 520/2941/24.
Учитывая вышеизложенное, требования Закона № 2473 и Регламента ТПП, а также начало боевых действий на территории Украины, для возможного освобождения налогоплательщика от ответственности за нарушение установленных НБУ предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров с обоснованием невозможности выполнения внешнеэкономического контракта, удостоверяется ТПП Украины или его региональными ТПП путем выдачи сертификата о наличии форс-мажорных обстоятельств с указанием периода действия таких обстоятельств.
ОИР, категория 112.05