Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Начисление НДС при ликвидации основных средств

Письмо МГУ ГФС - ЦО по ОКП от 12.03.2016 г. № 5320/10 / 28-10-06-11

Ликвидация основных производственных и непроизводственных средств налогоплательщика по его самостоятельному решению для целей налогообложения приравнивается к поставке таких основных средств по обычным ценам, но не ниже рыночной балансовой стоимости на момент ликвидации (п. 189.9 НКУ). Эта норма не распространяется на случаи, когда такие основные средства ликвидируются в связи с форс-мажорными обстоятельствами, а также без согласия налогоплательщика (например, в случае хищения ОС), и это подтверждается соответствующим документом о разборке, преобразовании или согласно действующему законодательству, вследствие чего основные средства, производственные и непроизводственные, не могут использоваться по своему первоначальному назначению.

Непригодность основных средств для использования, нецелесообразность и неэффективность их ремонта и модернизации подтверждается согласно пп. 41 и 43 Методрекомендаций по учету основных средств, утвердженный Минфином от 30.09.2003 г. № 561. Для оформления соответствующих документов на предприятии создается постоянно действующая комиссия.

Такая комисиия:

  • осуществляет непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию;
  • устанавливает причины несоответствия критериям актива;
  • определяет виновных лиц, причастных к преждевременному выбытию ОС из эксплуатации, вносит предложения по их ответственности;
  • определяет возможность продажи (передачи) объекта другим предприятиям, организациям и учреждениям или использования отдельных узлов, деталей, материалов, которые могут быть получены при демонтаже, разборке (ликвидации) ОС, устанавливает их количество и стоимость;
  • составляет и подписывает акты на списание ОС.

Списание основных средств в бухгалтерском учете происходит после утверждения (согласования) соответствующих документов должностным лицом предприятия, уполномоченным принимать соответствующие распоряжения (или руководящим органом). Типовые формы актов списания утверждены приказом Минстата от 29.12.1995 г. № 352.

Об определении рыночной цены. При самостоятельной ликвидации ОС налогоплательщиком налоговые обязательства по таким необоротным активам определяют исходя из их рыночной цены на момент такой ликвидации, по правилам, определенным пп. 14.1.219 НКУ, но не ниже их балансовой стоимости. Если при ликвидации ОС обязательным является проведение оценки, налоговые обязательства определяются исходя из стоимости объекта оценки, но не ниже их балансовой стоимости.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
15.09.2025
Требовать ли трудовую книжку при трудоустройстве совместителя
Ответим на следующие вопросы: должен ли предоставить трудовую книжку работник при трудоустройстве по совместительству и какой документ должен предоставить работник вместо трудовой книжки. Больше по теме: Особенности оформления на работу совместителя Должен ли предоставить трудовую книжку работник п...
15.09.2025
Перепоручение: как правильно оформить доверенность на передачу полномочий
Рассмотрим, что такое перепоручение; какова форма доверенности, выданной в порядке перепоручения; условия и особенности оформления, когда перепоручение утрачивает силу; порядок отмены доверенности и т. д. Больше по теме: Как оформить доверенность на подписание ТТН и других документов посредником, о...
15.09.2025
Как заполнить приложение 1 к декларации эконалога в части выбросов двуокиси углерода в случае превышения их объема (500 тонн) в течение текущего года
Расчет за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения осуществляется в приложении 1 к Декларации. При этом для каждого стационарного источника загрязнения составляется два отдельных приложения 1, одно из которых – для декларирования налоговых обязате...
Лучшие материалы