Можно ли предоставить право подписи налоговой отчетности в электронном виде лицу, осуществляющему ведение учета и не являющемуся работником
Может ли руководитель ЮО предоставить право подписи налоговой отчетности в электронном виде ФЛ, которое на основании договора осуществляет ведение бухгалтерского учета и не является работником такого ЮО?
Электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом осуществляется в соответствии с нормами Налогового кодекса (далее – НК), Законами от 22.05.2003 № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» и от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах» (далее – Закон № 2155) без заключения соответствующего договора (п. 42.6 НК).
Согласно абзацу первому пп. 48.5.1 НК налоговая декларация должна быть подписана руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и подачу налоговой декларации в контролирующий орган. В случае ведения бухгалтерского учета и подачи налоговой декларации непосредственно руководителем налогоплательщика, такая налоговая декларация подписывается таким руководителем.
Пунктом 2 разд. ІІ Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Минфина от 06.06.2017 № 557 (далее – Порядок № 557), определено, что автор (плательщик) создает электронные документы в сроки и в соответствии с порядком, определенным законодательством для соответствующих документов в электронной и бумажной форме, с указанием всех обязательных реквизитов и с использованием средства квалифицированной электронной подписи и печати (при наличии), руководствуясь Порядком № 557.
После наложения квалифицированной электронной подписи (далее – КЭП) автор осуществляет шифрование электронного документа с соблюдением требований к форматам криптографических сообщений, утвержденных в установленном законодательством порядке, и посылает его в формате (стандарте) с использованием средств электронной связи адресату в течение операционного дня ( п. 3 разд. ІІ Порядка № 557).
В случае если адресатом является контролирующий орган, после поступления электронного документа осуществляется его автоматизированная проверка (п. 5 разд. ІІ Порядка № 557).
Согласно п. 7 разд. ІІ Порядка № 557 автоматизированная проверка электронного документа включает, в частности:
- проверку правового статуса квалифицированной электронной подписи и печати (при наличии) в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона № 2155;
- проверку права подписи электронного документа подписчиком.
Вместе с тем руководитель налогоплательщика определяет, изменяет перечень уполномоченных лиц налогоплательщика, которые наделяются правом подписания, подачи, получения ими документов и информации через электронный кабинет от имени налогоплательщика, и определяет их полномочия.
Для предоставления права подписи электронных документов другим лицам, которым делегировано право подписи, плательщик уведомляет о таких лицах контролирующий орган, на учете в котором состоит плательщик, путем направления уведомления о предоставлении информации о КЭП (далее – Уведомление) в электронном виде по форме согласно приложению 1 к Порядку № 557 (п. 3 разд. ІІІ Порядка № 557).
В уведомление вносится информация о подписчике (подписчиках), которому (которым) предоставляется право подписи электронных документов. На сформированное Уведомление первыми накладываются КЭП всех лиц, включенных в Уведомление, в порядке очередности их внесения в Уведомление, после них – КЭП руководителя и последней – печать (при наличии) (п. 4 разд. ІІІ Порядка № 557).
ОИР, категория 129.03
Комментарии к материалу