Могут ли интернет-провайдеры быть единщиками: позиция Минфина
Налоговый кодекс (далее – НК) и раньше запрещал единщикам осуществлять лицензируемую деятельность в сфере коммуникаций (пп. 8 пп. 291.5.1 НК в редакции, действовавшей до 20.10.19 г.). Виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в п. 7 ст. 42 Закона от 18.11.03 г. № 1280-IV «О телекоммуникациях» (далее – Закон № 1280).
А с 25.12.19 г. лицензирование услуг, названных в п. 7 ст. 42 Закона № 1280, было отменено (согласно пп. 8 п. 2 разд. I Закона от 18.09.19 г. № 102-IX). Однако это не значит, что теперь единщикам разрешили осуществлять лицензируемые виды деятельности.
Согласно изменениям, внесенным в НК Законом от 20.09.19 г. № 129-IX и вступившим в силу с 20.10.19 г., все ранее лицензируемые виды деятельности в сфере коммуникаций перекочевали напрямую в обновленную редакцию пп. 8 пп. 291.5.1 НК. И теперь там установлено, что не могут быть плательщиками единого налога первой – третьей групп юрлица и физлица, которые оказывают услуги:
- фиксированной телефонной связи с правом техобслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи (местной, междугородной, международной);
- фиксированной телефонной связи с использованием беспроводного доступа к телекоммуникационной сети с правом технического обслуживания и предоставления в пользование каналов электросвязи (местной, междугородной, международной);
- подвижной (мобильной) телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи;
- техобслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей, сетей эфирного теле- и радиовещания, проводного радиовещания и телесетей.
Отсюда четко видно, что запрет на применение упрощенки установлен для субъектов хозяйствования, которые оказывают в сфере телекоммуникаций услуги именно с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование различных каналов электросвязи.
Напомним определения из ст. 1 Закона № 1280.
Телекоммуникационная услуга – продукт деятельности оператора и/или провайдера телекоммуникаций, направленный на удовлетворение потребностей потребителей в сфере телекоммуникаций.
Ключевым в понимании вопроса является различие между провайдером и оператором телекоммуникационных услуг.
Оператор телекоммуникаций – СХ, имеющий право на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций с правом на техобслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей.
Провайдер телекоммуникаций – СХ, имеющий право на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций без права на техобслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей и предоставление в пользование каналов электросвязи.
С момента внесения изменений в НК появилось несколько разъяснений налоговиков по данному вопросу (например, в ИНК ГНС от 04.12.19 г. № 1715/ІПК/06-30-33-01; ОИР, категория 107.01.01 – см. в «Могут ли интернет-провайдеры быть плательщиками единого налога?»). Все они сводились к одному фискальному выводу: если в сведениях о субъекте хозяйствования в ЕГР указан, в частности, КВЭД 61.9, то чем бы такой СХ по факту ни занимался в рамках данного кода экономической деятельности, он не имеет права работать на едином налоге.
В редакционных комментариях к этим разъяснениям мы не соглашались с таким выводом, полагая, что надо точно понимать, чем именно занимается СХ в сфере коммуникаций.
И вот свое мнение по этому наболевшему вопросу высказал Минфин в письме от 02.04.20 г. № 11220-02-3/9813. Регулятор, ссылаясь на различия между оператором и провайдером телекоммуникаций, пришел к выводу, аналогичному нашему мнению. А именно: интернет-провайдеры без права техобслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи вправе работать на едином налоге, если они не оказывают услуги, прямо обозначенные в пп. 8 пп. 291.5 НК.
Кроме того, Минфин подчеркнул, что изменения, внесенные в данный пункт НК, всего лишь конкретизировали перечень видов деятельности, запрещенных для единщиков. Эти виды деятельности были под запретом до 20.10.19 г. и остаются запрещенными и после этой даты.
Мнение Минфина полностью совпадает с нашей позицией. Будем надеяться, что в данном вопросе поставлена жирная точка.
Комментарии к материалу