Могут ли интернет-провайдеры быть плательщиками единого налога?
У налоговиков спросили, могут ли предприниматели, которые оказывают провайдерские услуги доступа в Интернет, работать на едином налоге.
Почему вообще возник такой вопрос? Ведь виды деятельности, при которых статус единщика – под запретом, известны. Всему виной – изменения, внесенные не так давно в пп. 8 пп. 291.5.1 Налогового кодекса (далее – НК) Законом от 20.09.19 г. № 129-IX (подробно об этих изменениях мы писали здесь).
А именно: в пп. 8 пп. 291.5.1 НК сказано, что начиная с 20.10.19 г. не могут быть плательщиками единого налога первой – третьей групп юрлица и физлица, которые оказывают:
- услуги фиксированной телефонной связи с правом техобслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи (местной, междугородной, международной);
- услуги фиксированной телефонной связи с использованием беспроводного доступа к телекоммуникационной сети с правом технического обслуживания и предоставления в пользование каналов электросвязи (местной, междугородной, международной);
- услуги подвижной (мобильной) телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи;
- услуги по техобслуживанию и эксплуатации телекоммуникационных сетей, сетей эфирного теле- и радиовещания, проводного радиовещания и телесетей.
Как видим, в НК акцент явно сделан на услугах с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование различных каналов электросвязи. Возьмем это себе на заметку.
Что же ответили налоговики? В Индивидуальной налоговой консультации от 04.12.19 г. № 1715/ІПК/06-30-33-01 (далее – ИНК № 1715), а также в разъяснении в ОИР (категория 107.01.01) они обратились к Национальному классификатору ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности» – коду КВЭД 61 «Телекоммуникации (электросвязь)», который включает:
- деятельность в сфере проводной электросвязи (код КВЭД 61.1);
- деятельность в сфере беспроводной электросвязи (код КВЭД 61.2);
- деятельность в сфере спутниковой электросвязи (код КВЭД 61.3);
- другую деятельность в сфере электросвязи (код КВЭД 61.9).
В частности, в КВЭД 61.9 (другая деятельность в сфере электросвязи) входят (приказ Госкомстата от 23.12.11 г. № 396 «Об утверждении методологических основ и пояснений к позициям Классификации видов экономической деятельности»):
- предоставление специализированных телекоммуникационных приложений, таких как спутниковый трекинг (определение местоположения через спутник), коммуникационная телеметрия (техника измерения расстояния) и эксплуатация радиолокационных станций;
- эксплуатация спутниковых терминалов, которые функционально связаны с одной или более наземными телекоммуникационными системами и способны передавать и получать данные от спутниковых систем;
- предоставление доступа в Интернет через сети, установленные между клиентами и интернет-провайдерами (ISP – от англ. Internet Service Provider), которые не принадлежат или контролируют ISP, таких как коммутируемый (т. е. через телефон) доступ в Интернет и т. п.;
- предоставление телефонной связи и доступа в Интернет в общедоступных зданиях;
- оказание телекоммуникационных услуг с помощью существующих телекоммуникационных соединений;
- передача голоса в реальном времени через интернет-протокол (VOIP);
- перепродажа телекоммуникационных услуг (например, покупка и перепродажа емкости сети без оказания дополнительных услуг).
Мы считаем, что из приведенного перечня, не будучи специалистом по телекоммуникациям, нельзя однозначно определить, какие услуги здесь с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование различных каналов электросвязи, а какие – нет.
Тем не менее, ознакомившись с этим перечнем, налоговики в ИНК № 1715 и в разъяснении в ОИР не колеблясь пришли к выводу, что любой субъект хозяйствования, осуществляющий свою деятельность согласно коду КВЭД 61.90, в частности оказывающий провайдерские услуги доступа в Интернет, не может быть плательщиком единого налога!
Однако данный вывод не является бесспорным. Ведь, как уже было замечено, с позиции НК для статуса единщика важно то, какие именно услуги в сфере телекоммуникаций оказывает субъект хозяйствования: с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование различных каналов электросвязи или нет.
Давайте обратимся к определениям. Согласно ст. 1 Закона от 18.11.03 г. № 1280-IV (далее – Закон № 1280), провайдер телекоммуникаций – это субъект хозяйствования, который вправе осуществлять деятельность в сфере телекоммуникаций без права на техобслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи. Этим он принципиально отличается от оператора телекоммуникаций, который на все вышеперечисленное как раз имеет право.
А значит, исходя из буквального прочтения пп. 291.5.1 НК провайдеры телекоммуникаций вправе работать на едином налоге – в отличие от операторов телекоммуникаций.
Как же определить, может ли применять упрощенную систему налогообложения предприниматель, работающий в сфере телекоммуникаций, или нет? По нашему мнению, для этого надо не просто знать его КВЭД, но и четко установить, какую именно деятельность он осуществляет и какой конкретно статус имеет согласно Закону № 1280 (он провайдер или оператор?).
Узнать об этом можно, например, из договора, заключенного провайдером (или оператором) телекоммуникаций с пользователем услуг. Ведь в таком договоре обязательно приводится конкретный перечень предоставляемых услуг (п. 3.4 Основных требований к договору о предоставлении телекоммуникационных услуг, утвержденных решением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, от 29.11.12 г. № 624).
Однако, похоже, налоговики не утруждают себя тем, чтобы разбираться в «оттенках» деятельности провайдера телекоммуникаций. Их вывод прост: если в сведениях о субъекте хозяйствования в ЕГР указан, в частности, КВЭД 61.9, то чем бы такой СХ по факту не занимался в рамках данного кода экономической деятельности, он не имеет права работать на едином налоге.
С этой фискальной позицией, хочешь не хочешь, а приходится считаться. Ведь последствия нарушения условий работы на едином налоге всем хорошо известны: повышенная ставка единого налога к доходам, полученным от запрещенного вида деятельности, и вынужденный переход на общую систему налогообложения (пп. 4 п. 293.4, пп. 3 п. 193.5, пп. 5 пп. 298.2.3 НК).
В случае спора по этому поводу разбираться в том, кто прав – налогоплательщик или контролирующие органы – будет суд.
Комментарии к материалу