• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Критерии признания операций фиктивными: кратко о главном

21.03.2019 966 0 0

Проверки 2019: минимизируем риски финансовых потерь


Практика проведения налоговых проверок показывает, что одним из самых распространенных аргументов контролеров доначислить налогоплательщику недоимку и финансовые санкции по НДС и налогу на прибыль предприятий является признание нереальными определенных операций. Какие критерии признания операций фиктивными?

Согласно Методическим рекомендациям, для формирования доказательной базы относительно нереальности совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций существуют критерии (признаки), свидетельствующие о рисках фиктивности операций плательщика.

Критерий 1

Операции относительно незаконно легализованного товара признаются бестоварными независимо от удаленности такого налогоплательщика в цепочке продаж от первичного продавца.

Критерий 2

Продавец не принадлежит (согласно налоговой, финансовой и статистической отчетности, единому реестру налоговых накладных) к субъектам сферы материального производства и экономической деятельности по производству соответствующего товара. Например, среди видов деятельности налогоплательщика в соответствии с КВЭД-2010, зафиксированных в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, не указаны соответствующие коды производителя, он не приобрел товар, который продается (это должно быть отражено в реестре налоговых накладных). Следовательно, этот товар плательщик не мог продать, потому что не может подтвердить его приобретение, поэтому операция является нереальной.

Критерий 3

Предприятие не подавало налоговую отчетность или не платило налоги.

Критерий 4

Налоговые накладные (расчеты корректировки) не были зарегистрированы в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН).

Критерий 5

Налогоплательщик отсутствует по местонахождению, у него нет недвижимого имущества по месту нахождения (не зарегистрировано право аренды такого имущества), допускалось неоднократное изменение его местонахождения.

Критерий 6

Отсутствуют материально-технические возможности для производства, погрузки, временного хранения соответствующего объема товара в ограниченные промежутки времени и отсутствуют данные, подтверждающие приобретение услуг по транспортировке.

Критерий 7

Незначительное количество работников (от 1 до 5).

Критерий 8

Наличие признаков фиктивности, в частности, уголовного производства и приговоров по ст. 205 Уголовного кодекса Украины (фиктивное предпринимательство).

Критерий 9

Отказ должностных лиц налогоплательщика от допуска к проведению проверки (при отсутствии обоснованных причин для недопуска).

В то же время налогоплательщик должен помнить, что правила допуска к проверке регламентируются ст. 82 Налогового кодекса Украины, согласно которой должностные лица контролирующего органа вправе приступить к проведению проверки при условии предъявления (или направления) таких документов:

  • направления на проведение проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта, проверка которого проводится, цель, вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет ее проводить;
  • копии приказа о проведении проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, наименование проверяемого налогоплательщика, цель, вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая проверка), основания для проведения проверки, дата начала и продолжительность проверки, период деятельности, который будет проверяться.

Направление и приказ о проведении проверки является действительным при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа и после скрепления печатью контролирующего органа;

  • служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.

Непредъявление (или неотправление) налогоплательщику этих документов или предъявление документов, оформленных с нарушением, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной или фактической проверки.

Критерий 10

Наличие в налоговой накладной ошибки в коде товара.

Критерий 11

Незаключение договора в письменном виде.

Критерий 12

Отсутствие первичных документов, неподтверждение их данных документами налоговой отчетности; отсутствие отдельных обязательных реквизитов в первичных документах.

В случае отсутствия (неправильного заполнения) любого из обязательных реквизитов первичный документ может быть признан ничтожным, а операция – документально не подтвержденной, а следовательно, такой, которая не состоялась.

Критерий 13

Почерковедческой экспертизой подтвержден факт неподписания первичного документа лицом, указанным в его реквизитах.

Критерий 14

Отсутствие документов о подтверждении соответствия продукции: сертификатов качества, происхождения, технических условий и т. п.

Критерий 15

Отсутствие у продавцов товара лицензий и разрешений на соответствующую деятельность.

Во время проверки наличие любого или нескольких из приведенных выше критериев для налоговиков является основанием для выводов о бестоварности хозяйственной операции налогоплательщика и его контрагента.

Наличие у налогоплательщика отдельных критериев, определенных ГФС как основание для выводов о нереальности хозяйственной операции, не является однозначным свидетельством о риске для плательщика потерять налоговый кредит и налоговые расходы.

http://devisu.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы