Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Когда у предпринимателя-общесистемщика есть право на прошлогодние расходы

11.05.2019 69 0 0

На практике у предпринимателя бывают разовые/единовременные расходы, связанные с ведением хоздеятельности (например, закупка товаров, сырья на склад в большом количестве), а также дополнительные расходы, которые можно отнести ко всей партии закупленного товара (оплата транспортировки товаров, погрузочно-разгрузочных работ и пр.). А получить доход от продажи этих товаров он может, допустим, только в следующем отчетном периоде.

Что же будет, если предприниматель отразит в составе расходов всю сумму таких затрат на дату их уплаты? Это приведет к ошибочному определению налогооблагаемого дохода. Ведь предприниматель на общей системе налогообложения имеет право признать расходы в момент продажи товара –и только в части полученного дохода (т. е. выручки от продажи товара). Доход отражается в Книге учета доходов и расходов (форма и Порядок ведения Книги учета доходов и расходов утверждены приказом Миндоходов от 16.09.13 г. № 481, далее – Порядок № 481, Книга) на дату получения выручки (п. 6 Порядка № 481; ОИР, категория 104.05).

В Индивидуальной налоговой консультации от 12.04.19 г. № 1577/С/26-15-13-06-12-ІПК (далее – ИНК № 1577) ГФС разъясняет предпринимателю, что он имеет право включить в расходы отчетного года затраты, понесенные в прошлом отчетном периоде при покупке товаров (работ, услуг), если они связаны с получением дохода в отчетном году.

Сумма таких документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением дохода, отражается в графе 6 Книги по итогам рабочего дня, в течение которого был получен такой доход (п. 5, 6 Порядка № 481; ОИР, категория 104.05).

Обратите внимание, что право на такие расходы возникает только в части полученного дохода (выручки от продажи товара (работы, услуги). Поэтому предпринимателю необходимо вести учет для правильного распределения и отражения в Книге таких затрат при продаже товаров. Кроме того, необходимость ведения учета товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) предусмотрена законодательными нормами, а именно:

  • предприниматель обязан вести учет доходов и расходов, составлять отчетность и иметь подтверждающие документы о происхождении товара (пп. 16.1.2, 16.1.12, п. 44.1, 177.10 Налогового кодекса, далее – НК);
  • субъекты хозяйствования, которые проводят расчетные операции, обязаны вести учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации и вправе продавать только те товары (услуги), которые отражены в таком учете (п. 12 ст. 3 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении реестра расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»).

Также напомним, что контролирующий орган имеет право требовать от налогоплательщиков снятия остатков ТМЦ во время проверки (пп. 20.1.9 НК).

Поэтому для выполнения вышеприведенных норм законодательства предприниматель обязан вести учет ТМЦ в любой удобной для него форме.

А по его желанию для ведения учета товарных запасов он может руководствоваться П(С)БУ 9 «Запасы» – формой ведения бухучета, которая предусмотрена для предприятий (п. 2 ст. 3 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»). Данные разъяснения содержатся в Индивидуальных налоговых консультациях от 11.03.19 г. № 962/6/99-99-13-01-04-15/ІПК и от 24.04.19 г. № 1783/6/99-99-13-02-03-15/ІПК).

Комментарии к материалу

Лучшие материалы