Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какую недвижимость можно не облагать налогом в 2022 и 2023 годах: объяснение от ГНС

18.05.2023

6 мая 2023 вступил в силу Закон Украины от 11 апреля 2023 года № 3050-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об освобождении от уплаты экологического налога, платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за уничтоженное или поврежденное недвижимое имущество» (далее – Закон № 3050).

Законом изменен механизм определения перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией (далее – Перечень территорий). Согласно Закону № 3050 Перечень территорий определяется в установленном Кабинетом Министров Украины порядке (п.п. 69.22 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс).

Постановление Кабинета Министров Украины от 06 декабря 2022 г. № 1364 (далее – постановление № 1364) определяет некоторые вопросы формирования перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией. В частности, пунктом 1 постановления № 1364 определяется орган исполнительной власти (Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий), которому делегируются полномочия по утверждению перечня территорий, а также определяются составляющие перечня территорий, требования к формату территорий, по которым эти территории отражаются в перечне. утверждена форма перечня территорий.

Учитывая указанное, в понимании Закона № 3050 постановление № 1364 может считаться установившим порядок определения Перечня территорий.

В связи с этим Перечень территорий, утвержденный приказом Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины от 22.12.2022 № 309, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 23.12.2022 под № 1668/39004 (далее – приказ) взимании налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (далее – Налог) на соответствующих территориях.

Закон №3050 урегулировал вопрос установления местных налогов и/или сборов и/или предоставления налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов на территориях, где временно не осуществляют свои полномочия органы местного самоуправления. На таких территориях решения имеют право принимать соответствующие военные и военно-гражданские администрации (изменения в п. 12.3 ст.12 Кодекса).

Согласно п.п. 69.22 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса не начисляют и не уплачивают Налог:

1) за объекты недвижимости, расположенные на территориях активных боевых действий или на временно оккупированных российской федерацией территориях Украины:

- физические лица:

  • за 2021 и 2022 годы – за объекты жилой недвижимости;
  • с 1 марта 2022 по 31 декабря 2022 за объекты нежилой недвижимости;
  • в 2023 году – с первого числа месяца, в котором была определена относительно соответствующих территорий дата начала активных боевых действий или временной оккупации, до последнего числа месяца, в котором завершены боевые действия или временная оккупация на соответствующей территории;

- юридические лица:

  • с 1 марта 2022 по 31 декабря 2022;
  • в 2023 году – с первого числа месяца, в котором была определена относительно соответствующих территорий дата начала активных боевых действий или временной оккупации, до последнего числа месяца, в котором завершены боевые действия или временная оккупация на соответствующей территории.

Для целей взимания Налога в 2022 году приказ № 309 применяется в части наличия определенной территории в Перечне территорий, утвержденного приказом № 309 в действующей редакции (с изменениями). Даты начала и завершения активных боевых действий или временной оккупации не учитываются.

Даты начала и завершения активных боевых действий или временной оккупации в 2023 году определяются в соответствии с данными Перечня территорий, утвержденного приказом № 309 в действующей редакции (с изменениями).

Внимание! Приказом № 309 в разделе I утверждены территории возможных боевых действий (часть первая) и территории активных боевых действий (часть вторая), в разделе II утверждены временно оккупированные российской федерацией территории Украины. Следовательно, для целей взимания Налога в соответствии с п.п. 69.22 п. 69 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса применяется только перечень территорий активных боевых действий (часть вторая раздела I) и временно оккупированных российской федерацией (раздел II).

2) за уничтоженные объекты жилой и/или нежилой недвижимости в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией российской федерации против Украины, на основании данных Государственного реестра имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий, террористических актов, вооруженной агрессией российской федерации против Украины (далее – Реестр имущества):

- физические лица:

  • за 2021 год и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты, данные об уничтожении которых внесены в Реестр имущества;

- юридические лица:

  • за 2022 год и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты, данные об уничтожении которых внесены в Реестр имущества;

3) за поврежденные объекты жилой и/или нежилой недвижимости (как нуждающиеся в капитальном ремонте, реконструкции или реставрации в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией российской федерации против Украины) на основании данных Реестра имущества:

- физические лица:

  • за 2021 год и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты жилой недвижимости, поврежденные в 2022 году, данные о повреждениях которых внесены в Реестр имущества, до начала месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества об' екты жилой недвижимости признаны пригодными для проживания;
  • за период с 1 марта 2022 года и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты нежилой недвижимости, поврежденные в 2022 году, и данные о повреждениях которых внесены в Реестр имущества, до начала месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты нежилой недвижимости признаны пригодными для использования по целевому назначению;
  • за объекты недвижимости, поврежденные начиная с 01 января 2023 года, – с первого числа месяца, в котором был зафиксирован факт повреждения недвижимости по данным Реестра имущества, до первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты недвижимости признаны пригодными для проживания/для использования по целевому назначению;

- юридические лица:

  • с 1 марта 2022 года и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты жилой недвижимости, поврежденные в 2022 году, данные о повреждениях которых внесены в Реестр имущества, до начала месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты жилой недвижимости признаны пригодными для проживания;
  • за период с 1 марта 2022 года и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты нежилой недвижимости, поврежденные в 2022 году, и данные о повреждениях которых внесены в Реестр имущества, до начала месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты нежилой недвижимости признаны пригодными для использования по целевому назначению;
  • за объекты недвижимости, поврежденные начиная с 01 января 2023 года, – с первого числа месяца, в котором был зафиксирован факт повреждения недвижимости по данным Реестра имущества, до первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты недвижимости признаны пригодными для проживания/использования по целевому назначению.

Также п.п. 69.22 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса предусмотрено, что в отношении объектов жилой/нежилой недвижимости, в том числе их долей, которые получили незначительные повреждения, пригодны для проживания/использования по целевому назначению (соответственно), органы местного самоуправления, военные администрации или военно-гражданские администрации имеют право:

1) устанавливать ставки налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в размере меньше размера, установленного решением соответствующего органа местного самоуправления для определенного типа объектов недвижимого имущества, уплачиваемого на соответствующей территории;

2) освобождать от уплаты налога.

Закон № 3050 определяет возможность уточнения налоговых обязательств плательщиками Налога, которые до даты вступления в силу Закона № 3050 задекларировали за 2022 – 2023 годы налоговые обязательства за объекты жилой и/или нежилой недвижимости, расположенные на территориях активных боевых действий на временно оккупированных российской федерацией территориях Украины, включенных в Перечень территорий. Такие плательщики имеют право откорректировать начисленные налоговые обязательства за период 2022 и 2023 гг. путем представления уточняющих налоговых деклараций за соответствующий период.

За период 2023 налоговые обязательства уточняются в соответствии с периодами начала и завершения на соответствующих территориях активных боевых действий или временной оккупации.

Плательщики Налога, которые в 2022 – 2023 годах не декларировали свои налоговые обязательства, за объекты налогообложения, расположенные на территориях, не вошедших в приказ № 309, или находящиеся на территории возможных боевых действий, утвержденных приказом № 309, имеют соответствующие налоговые обязательства.

Годовая сумма платежа по объектам недвижимого имущества определяется пропорционально количеству месяцев, когда такие объекты недвижимого имущества подлежали налогообложению Налогом.

Применение штрафных санкций и начисление пени

Порядок выполнения в период военного положения плательщиком своей обязанности, в частности, по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, представление отчетности установлено п.п. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» Кодекса (далее – п.п. 69.1).

Согласно абзацу 14 п.п. 69.1 в случае самостоятельного исправления налогоплательщиком с соблюдением порядка, требований и ограничений, определенных ст. 50 Кодекса, ошибок, приведших к занижению налогового обязательства в отчетных (налоговых) периодах, приходящихся на период действия военного положения, такие плательщики освобождаются от начисления и уплаты штрафных санкций, предусмотренных п. 50.1 ст. 50 Кодекса и пени.

То есть плательщики Налога, которые будут предоставлять в контролирующие органы уточняющие налоговые декларации за отчетные (налоговые) периоды, приходящиеся на период действия военного положения, не начисляют штрафные санкции и пеню.

Составленные, отправленные (врученные) в 2022 и 2023 годах налоговые уведомления-решения об уплате сумм Налога, по которым не начисляется и не уплачивается Налог, подлежат отмене (отзыву), а денежные обязательства и налоговый долг, определенные контролирующим органом - аннулированию.

Чрезмерно уплаченные суммы Налога подлежат зачислению исключительно в счет будущих платежей из этого Налога, а при наличии у такого плательщика налогового долга из Налога – излишне уплаченные суммы зачисляются в счет погашения такого долга.

https://tax.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
02.06.2025
Важное в мае для плательщиков НДС
Ознакомьтесь с важными материалами для плательщиков НДС в мае. Больше по теме: Спецпроект «НДС: ситуации из практики» Спецпроект «Электронное администрирование НДС: правила, риски, решения» Спецпроект «Особенности налогообложения НДС в условиях военного времени»...
Новое
08.08.2025
Оплата физлицу за поставку электроэнергии по «зеленому» тарифу: каков признак в приложении 4ДФ к Расчету
Доход в виде денежной суммы, выплаченной юрлицом-электропоставщиком физическому лицу – бытовому потребителю за проданную им электрическую энергию, которая произведена из альтернативных источников энергии по «зеленому» тарифу в объеме, превышающем месячное потребление электрической ...
08.08.2025
Религиозная организация – плательщик НДС бесплатно передает помощь детскому дому: что с НДС
Если религиозная организация (церковь) подпадает под определение благотворительной организации, то на операции такой организации по передаче благотворительной помощи детскому дому будет распространяться режим освобождения от обложения НДС. Если религиозная организация не подпадает под определение бл...
08.08.2025
Начисляет ли НДС соисполнитель по государственному контракту на поставку товаров оборонного назначения
Обязанность начисления НДС не возникает, если операции по поставке товаров (в т. ч. товаров оборонного назначения) осуществляются в рамках государственного контракта (договора) по оборонным закупкам, и возникает, если поставка осуществляется не по госконтрактам (договорам) по оборонным закупкам. Бол...
Лучшие материалы