Какую недвижимость можно не облагать налогом в 2022 и 2023 годах: объяснение от ГНС
6 мая 2023 вступил в силу Закон Украины от 11 апреля 2023 года № 3050-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об освобождении от уплаты экологического налога, платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за уничтоженное или поврежденное недвижимое имущество» (далее – Закон № 3050).
Законом изменен механизм определения перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией (далее – Перечень территорий). Согласно Закону № 3050 Перечень территорий определяется в установленном Кабинетом Министров Украины порядке (п.п. 69.22 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс).
Постановление Кабинета Министров Украины от 06 декабря 2022 г. № 1364 (далее – постановление № 1364) определяет некоторые вопросы формирования перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией. В частности, пунктом 1 постановления № 1364 определяется орган исполнительной власти (Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий), которому делегируются полномочия по утверждению перечня территорий, а также определяются составляющие перечня территорий, требования к формату территорий, по которым эти территории отражаются в перечне. утверждена форма перечня территорий.
Учитывая указанное, в понимании Закона № 3050 постановление № 1364 может считаться установившим порядок определения Перечня территорий.
В связи с этим Перечень территорий, утвержденный приказом Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины от 22.12.2022 № 309, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 23.12.2022 под № 1668/39004 (далее – приказ) взимании налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (далее – Налог) на соответствующих территориях.
Закон №3050 урегулировал вопрос установления местных налогов и/или сборов и/или предоставления налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов на территориях, где временно не осуществляют свои полномочия органы местного самоуправления. На таких территориях решения имеют право принимать соответствующие военные и военно-гражданские администрации (изменения в п. 12.3 ст.12 Кодекса).
Согласно п.п. 69.22 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса не начисляют и не уплачивают Налог:
1) за объекты недвижимости, расположенные на территориях активных боевых действий или на временно оккупированных российской федерацией территориях Украины:
- физические лица:
- за 2021 и 2022 годы – за объекты жилой недвижимости;
- с 1 марта 2022 по 31 декабря 2022 за объекты нежилой недвижимости;
- в 2023 году – с первого числа месяца, в котором была определена относительно соответствующих территорий дата начала активных боевых действий или временной оккупации, до последнего числа месяца, в котором завершены боевые действия или временная оккупация на соответствующей территории;
- юридические лица:
- с 1 марта 2022 по 31 декабря 2022;
- в 2023 году – с первого числа месяца, в котором была определена относительно соответствующих территорий дата начала активных боевых действий или временной оккупации, до последнего числа месяца, в котором завершены боевые действия или временная оккупация на соответствующей территории.
Для целей взимания Налога в 2022 году приказ № 309 применяется в части наличия определенной территории в Перечне территорий, утвержденного приказом № 309 в действующей редакции (с изменениями). Даты начала и завершения активных боевых действий или временной оккупации не учитываются.
Даты начала и завершения активных боевых действий или временной оккупации в 2023 году определяются в соответствии с данными Перечня территорий, утвержденного приказом № 309 в действующей редакции (с изменениями).
Внимание! Приказом № 309 в разделе I утверждены территории возможных боевых действий (часть первая) и территории активных боевых действий (часть вторая), в разделе II утверждены временно оккупированные российской федерацией территории Украины. Следовательно, для целей взимания Налога в соответствии с п.п. 69.22 п. 69 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса применяется только перечень территорий активных боевых действий (часть вторая раздела I) и временно оккупированных российской федерацией (раздел II).
2) за уничтоженные объекты жилой и/или нежилой недвижимости в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией российской федерации против Украины, на основании данных Государственного реестра имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий, террористических актов, вооруженной агрессией российской федерации против Украины (далее – Реестр имущества):
- физические лица:
- за 2021 год и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты, данные об уничтожении которых внесены в Реестр имущества;
- юридические лица:
- за 2022 год и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты, данные об уничтожении которых внесены в Реестр имущества;
3) за поврежденные объекты жилой и/или нежилой недвижимости (как нуждающиеся в капитальном ремонте, реконструкции или реставрации в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией российской федерации против Украины) на основании данных Реестра имущества:
- физические лица:
- за 2021 год и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты жилой недвижимости, поврежденные в 2022 году, данные о повреждениях которых внесены в Реестр имущества, до начала месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества об' екты жилой недвижимости признаны пригодными для проживания;
- за период с 1 марта 2022 года и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты нежилой недвижимости, поврежденные в 2022 году, и данные о повреждениях которых внесены в Реестр имущества, до начала месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты нежилой недвижимости признаны пригодными для использования по целевому назначению;
- за объекты недвижимости, поврежденные начиная с 01 января 2023 года, – с первого числа месяца, в котором был зафиксирован факт повреждения недвижимости по данным Реестра имущества, до первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты недвижимости признаны пригодными для проживания/для использования по целевому назначению;
- юридические лица:
- с 1 марта 2022 года и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты жилой недвижимости, поврежденные в 2022 году, данные о повреждениях которых внесены в Реестр имущества, до начала месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты жилой недвижимости признаны пригодными для проживания;
- за период с 1 марта 2022 года и последующие налоговые (отчетные) периоды – за объекты нежилой недвижимости, поврежденные в 2022 году, и данные о повреждениях которых внесены в Реестр имущества, до начала месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты нежилой недвижимости признаны пригодными для использования по целевому назначению;
- за объекты недвижимости, поврежденные начиная с 01 января 2023 года, – с первого числа месяца, в котором был зафиксирован факт повреждения недвижимости по данным Реестра имущества, до первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором по данным Реестра имущества объекты недвижимости признаны пригодными для проживания/использования по целевому назначению.
Также п.п. 69.22 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса предусмотрено, что в отношении объектов жилой/нежилой недвижимости, в том числе их долей, которые получили незначительные повреждения, пригодны для проживания/использования по целевому назначению (соответственно), органы местного самоуправления, военные администрации или военно-гражданские администрации имеют право:
1) устанавливать ставки налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в размере меньше размера, установленного решением соответствующего органа местного самоуправления для определенного типа объектов недвижимого имущества, уплачиваемого на соответствующей территории;
2) освобождать от уплаты налога.
Закон № 3050 определяет возможность уточнения налоговых обязательств плательщиками Налога, которые до даты вступления в силу Закона № 3050 задекларировали за 2022 – 2023 годы налоговые обязательства за объекты жилой и/или нежилой недвижимости, расположенные на территориях активных боевых действий на временно оккупированных российской федерацией территориях Украины, включенных в Перечень территорий. Такие плательщики имеют право откорректировать начисленные налоговые обязательства за период 2022 и 2023 гг. путем представления уточняющих налоговых деклараций за соответствующий период.
За период 2023 налоговые обязательства уточняются в соответствии с периодами начала и завершения на соответствующих территориях активных боевых действий или временной оккупации.
Плательщики Налога, которые в 2022 – 2023 годах не декларировали свои налоговые обязательства, за объекты налогообложения, расположенные на территориях, не вошедших в приказ № 309, или находящиеся на территории возможных боевых действий, утвержденных приказом № 309, имеют соответствующие налоговые обязательства.
Годовая сумма платежа по объектам недвижимого имущества определяется пропорционально количеству месяцев, когда такие объекты недвижимого имущества подлежали налогообложению Налогом.
Применение штрафных санкций и начисление пени
Порядок выполнения в период военного положения плательщиком своей обязанности, в частности, по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, представление отчетности установлено п.п. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» Кодекса (далее – п.п. 69.1).
Согласно абзацу 14 п.п. 69.1 в случае самостоятельного исправления налогоплательщиком с соблюдением порядка, требований и ограничений, определенных ст. 50 Кодекса, ошибок, приведших к занижению налогового обязательства в отчетных (налоговых) периодах, приходящихся на период действия военного положения, такие плательщики освобождаются от начисления и уплаты штрафных санкций, предусмотренных п. 50.1 ст. 50 Кодекса и пени.
То есть плательщики Налога, которые будут предоставлять в контролирующие органы уточняющие налоговые декларации за отчетные (налоговые) периоды, приходящиеся на период действия военного положения, не начисляют штрафные санкции и пеню.
Составленные, отправленные (врученные) в 2022 и 2023 годах налоговые уведомления-решения об уплате сумм Налога, по которым не начисляется и не уплачивается Налог, подлежат отмене (отзыву), а денежные обязательства и налоговый долг, определенные контролирующим органом - аннулированию.
Чрезмерно уплаченные суммы Налога подлежат зачислению исключительно в счет будущих платежей из этого Налога, а при наличии у такого плательщика налогового долга из Налога – излишне уплаченные суммы зачисляются в счет погашения такого долга.
https://tax.gov.ua
Комментарии к материалу