Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Какова предусмотрена ответственность за отсутствие обязательных реквизитов в Z-отчете

13.02.2024 21 0 0

Какова предусмотрена ответственность при распечатке или создании в электронном виде Z-отчета, в котором отсутствуют обязательные реквизиты? 

Статьей 2 Закона от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265) определено, что фискальный отчетный чек – это документ установленной формы, созданный в бумажной и/или электронной форме (электронный фискальный отчетный чек) регистратором расчетных операций (далее – РРО) или программным РРО (далее – ПРРО), содержащим данные дневного отчета, при создании которого информация об объеме выполненных расчетных операций заносится соответственно в фискальную память РРО или фискальный сервер контролирующего органа 

Постановлением КМУ от 18.02.2002 № 199 утверждены Требования относительно реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для разных сфер применения (далее – Требования к РРО) и Требования относительно обеспечения выполнения фискальных функций программными регистраторами расчетных операций для различных сфер применения (далее – Требования к ПРРО). 

Согласно п. 14 Требований к РРО чеки всех отчетов должны содержать следующие общие реквизиты: 

  • название и адрес хозяйственной единицы; индивидуальный номер плательщика, перед которым печатаются прописные буквы «ПН». Если субъект предпринимательской деятельности не зарегистрирован как плательщик НДС, вместо индивидуального номера плательщика должен быть напечатанный идентификационный код согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (для юридических лиц) или идентификационный номер согласно государственному реестру физических лиц (для физических лиц), а вместо букв «ПН» – буквы «ІД»; фискальный номер РРО, перед которым печатаются прописные буквы «ФН»; заводской номер РРО; логотип производителя. 

При этом п. 17 Требований к РРО предусмотрены дополнительные данные, которые должен содержать чек Z-отчета (все итоги и суммы исчисляются за смену).

Согласно п. 18 Требований к ПРРО отчеты, создаваемые ПРРО, должны содержать следующие общие реквизиты: 

  • наименование и адрес хозяйственной единицы, где применяется ПРРО; для субъектов хозяйствования, зарегистрированных как плательщики НДС, – индивидуальный налоговый номер плательщика НДС, предоставленный согласно Налоговому кодексу, перед которым указываются прописные буквы «ПН»; для субъектов хозяйствования, не являющихся плательщиками НДС, – налоговый номер или серия (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц – предпринимателей, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии (при наличии) и номеру паспорта), перед которым указываются заглавные буквы «ІД»; фискальный номер ПРРО, перед которым указываются прописные буквы «ФН»; дату и время формирования документа. 

При этом отчеты, создаваемые ПРРО должны содержать дополнительную информацию, определенную для соответствующего типа отчета п. 15–19 Требований к РРО для различных сфер применения (п. 19 Требований к ПРРО). 

Отсутствие обязательного реквизита в фискальном отчетном чеке может свидетельствовать об аналогичном нарушении требований содержания расчетного документа (кассового чека). 

Пунктом 3 разд. І Положения о форме и содержании расчетных документов/электронных расчетных документов, утвержденного приказом Минфина от 21.01.2016 № 13, требования к содержанию расчетных документов определяют обязательные реквизиты расчетных документов/электронных расчетных документов. В случае отсутствия в документе хотя бы одного из обязательных реквизитов, а также несоблюдения сферы его назначения такой документ не будет приниматься как расчетный.

Пунктом 1 ст. 17 Закона № 265 предусмотрена ответственность в виде финансовых санкций, применяемых к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции за товары (услуги) с нарушением требований Закона № 265, по решению соответствующих контролирующих органов, применяемую в следующих размерах: 

  • в случае установления в ходе проверки факта, в частности, невыдачи (в бумажном виде и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведение ее без использования расчетной книги (далее – РК) на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования: 
    • 100 % стоимости проданных с нарушениями, установленными п. 1 ст. 17 Закона № 265, товаров (работ, услуг) – за нарушение, совершенное впервые; 
    • 150 % стоимости проданных с нарушениями, установленными п. 1 ст. 17 Закона № 265, товаров (работ, услуг) – за каждое последующее нарушение. 

Вместе с тем, согласно п. 12 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265 субъекты хозяйствования освобождаются от ответственности за нарушение требований Закона № 265, совершенные ими в период с 1 января 2022 года по 1 октября 2023 года, кроме ответственности за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров, осуществление деятельности по покупке/продаже иностранной валюты, деятельности в сфере организации и проведения азартных игр. 

В то же время согласно п. 15 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265, в период с 1 августа 2023 года по 31 июля 2025 года, но не позднее чем до даты прекращения или отмены военного положения на территории Украины, введенного Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», утвержденным Законом от 24.02.2022 № 2102-ІХ «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине», к физическим лицам – предпринимателям, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированы плательщиками НДС, осуществляющих деятельность по продаже товаров (кроме подакцизных товаров, технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камни) или предоставляют услуги, финансовая ответственность за проведение расчетных операций с использованием РРО, ПРРО или РК на неполную сумму стоимости проданных товаров (оказанных услуг), непроведение расчетных операций через РРО и/или ПРРО с фискальным режимом работы, невыдачу (в бумажной и/ или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведение ее без использования РК на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования применяется в следующих размерах: 

  • 25 % стоимости проданных с нарушением, установленным п. 15 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265, товаров (работ, услуг) – за нарушение, совершенное впервые; 
  • 50 % стоимости проданных с нарушением, установленным п. 15 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265, товаров (работ, услуг) – за каждое последующее нарушение. 

Согласно п. 14 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265, начиная с 1 октября 2023 года, субъекты хозяйствования освобождаются от ответственности за совершенные ими нарушения требований Закона № 265 (кроме нарушений порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров), совершенные ими при продаже товаров, предоставлении услуг. на: 

  • временно оккупированных российской федерацией территориях Украины – по дату завершения временной оккупации соответствующих территорий; 
  • территориях активных боевых действий, – по дату завершения боевых действий на соответствующих территориях; 
  • территориях возможных боевых действий – по дату прекращения возможности боевых действий на соответствующих территориях. 

Даты завершения боевых действий, даты завершения временной оккупации, даты прекращения возможности боевых действий определяются в соответствии с данными Перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией. 

Перечень территорий, на которых ведутся боевые действия или временно оккупированных российской федерацией, определяется в установленном КМУ порядке. 

ОИР, категория 109.18 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы