Какова максимальная продолжительность отпуска, на который работник имеет право в период действия военного положения?
Может ли работодатель по собственной инициативе в период военного положения предоставить работникам ежегодные основные оплачиваемые отпуска продолжительностью более 24 дней?
Да, может.
Законодательными актами, определяющими государственные гарантии реализации работниками права на отпуска в условиях военного положения (длительность и порядок их предоставления) являются:
- Закон Украины от 15.03.2022 г. № 2136-ІХ «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» (далее - Закон №2136);
- Закон Украины от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504);
- Кодекс законов о труде Украины.
Во время действия военного положения, введенного в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме военного положения» от 12.05.2015 г. № 389-VIII, действуют ограничения и особенности организации трудовых отношений, установленные Законом № 2136. Настоящий Закон действует исключительно в период военного состояния и теряет силу со дня его прекращения или отмены, кроме части третьей ст. 13 Закона №2136.
Согласно части третьей статьи 1 Закона №2136 в период действия военного положения не применяются нормы законодательства о труде в части отношений, урегулированные указанным Законом.
Согласно ч. 1 статьи 12 Закона №2136 в период действия военного положения ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 24 календарных дня, что в определенной степени корреспондирует с нормами ст. 6 Заокна Украины №504, ст. 75 КЗоТ, которые устанавливают минимальные гарантии относительно продолжительности ежегодного основного отпуска.
Таким образом, максимальная продолжительность отпуска, на который работник имеет право в период действия военного положения составляет 24 дня.
Если продолжительность ежегодного основного отпуска работника составляет более 24 календарных дней, разница дней отпуска не теряется, а должна быть предоставлена по окончании действия военного положения. На указанные выше положения Закона №2136, в частности, указано в комментарии Минэкономики к Закону "Об организации трудовых отношений в условиях военного положения."
В течение действия военного положения работодатель освобожден от обязанности по предоставлению работнику отпуска продолжительностью более 24 дней, когда большая продолжительность отпуска предусмотрена работнику законодательством, коллективным и трудовым договором.
В то же время, Закон №2136 не приостанавливает и не отменяет статьи 9-1 КЗоТ, а сами нормы этой статьи не противоречат положениям Закона «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения».
Согласно статье 9-1 Кодекса законов о труде "Дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы" предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.
Следовательно с учетом особенностей организации труда и условий хозяйственной деятельности в пределах своих полномочий, за счет собственных средств работодатель вправе предоставить работникам в период действия военного положения основные оплачиваемые ежегодные отпуска продолжительностью более 24 дней. Предоставление отпуска большей продолжительности, чем 24 дня в период действия военного положения, является правом, а не обязанностью работодателя.
ВАЖНО.
Владелец или уполномоченный им орган должен правильно организовать труд работников, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неукоснительно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда, внимательно относиться к потребностям и запросам работников, улучшать условия их труда и быта. Указанная правовая норма статьи 141 КЗоТ не декларативна и должна выполняться, в том числе и в случае принятия решения работодателем о предоставлении работникам дополнительных по сравнению с законодательством трудовых льгот, чтобы предоставление таких льгот не имело негативных последствий для хозяйственной деятельности и, в дальнейшем, для самих работников.
Решение о предоставлении дополнительных по сравнению с законодательством трудовых льгот должно приниматься органами управления предприятия, учреждения, организации в соответствии с их полномочиями.
https://smu.dsp.gov.ua
Комментарии к материалу