Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какие ограничения установлены при осуществлении безналичных расчетов

03.01.2024

Какие ограничения установлены требованиями Закона от 30.09.2021 № 1591-IX «О платежных услугах» (далее – Закон 1591) торговцам при осуществлении безналичных расчетов (в т. ч. с использованием электронных платежных средств)? 

Нормами постановления КМУ от 29.07.2022 № 894 «Об установлении сроков, до наступления которых торговцы должны обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов (в том числе с использованием электронных платежных средств, платежных приложений или платежных устройств) за проданные ими товары (оказанные услуги) )» (далее – Постановление № 894) предусмотрено постепенное внедрение обязанности торговцев обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов (в т. ч. с использованием электронных платежных средств, платежных приложений или платежных устройств) за проданные ими товары (оказанные услуги). 

Так, 1 января 2024 года вступает в действие пп. 2 п. 1 Постановления № 894, расширяющего круг субъектов хозяйствования, которые в обязательном порядке должны обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов за проданные ими товары (оказанные услуги): 

  • с 1 января 2024 года – наличие POS-терминалов становится обязательным в населенных пунктах с численностью от 5 до 25 тыс. человек; 
  • с 1 января 2025 года – POS-терминалы понадобятся в населенных пунктах с населением менее 5 тыс. человек. 

В то же время, введение обязанности в соответствии с количеством населения не касается торговцев – физических лиц – предпринимателей – плательщиков единого налога первой группы и торговцев, осуществляющих торговлю с использованием торговых автоматов, выездную (выносную) торговлю, продажу собственно выращенной или откормленной продукции, которые должны будут установить POS-терминалы с 1 января 2026 года, вне зависимости от численности населения. 

Вместе с тем, согласно ст. 38 Закона № 1591 торговцам запрещается: 

  • любым способом ограничивать право держателя электронного платежного средства выбирать для осуществления расчетов любое электронное платежное средство платежных систем согласно абзацу первого ч. 28  ст. 38 Закона № 1591; 
  • устанавливать любую дополнительную (сопроводительную) плату при оплате за проданные ими товары (оказанные услуги) с использованием электронных платежных средств, платежных приложений или платежных устройств, в том числе плату за использование определенного электронного платежного средства, платежного приложения или платежного устройства; 
  • устанавливать разные цены на те же товары или услуги при осуществлении расчета за них в безналичной форме по сравнению с расчетом наличными денежными средствами. 

При этом торговцы вправе поощрять покупателя к использованию определенного электронного платежного средства для осуществления расчетов. 

ОИР, категория 109.02

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
28.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС утвердила Реестр крупных налогоплательщиков на 2026 год Рада продлила сроки военного положения и мобилизации Вносить ли изменения в ЕГР, если изменено название населенного пункта: письмо Минюста Приведет ли к потере стажа неоцифровка трудовой книжки Д...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
31.10.2025
Нужно ли ФЛП-единщику для освобождения от уплаты единого взноса за себя уведомлять о его уплате работодателем
Физлица-предприниматели или лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, с целью освобождения от уплаты единого взноса за себя, не должны уведомлять контролирующий орган о факте уплаты за них единого взноса работодателями. Больше по теме: Опасные ошибки предпринимателей-единщиков...
31.10.2025
Можно ли выплачивать премию работникам к государственным праздникам в период действия военного положения
Условия введения и размеры премий и других поощрительных выплат устанавливаются в коллективном договоре. Больше по теме: Можно ли выплатить премию работнику, которому был вынесен выговор? Можно ли выплачивать премию работникам в течение испытательного срока? Может ли в период действия военного пол...
31.10.2025
Туристический сбор: кто проверяет порядок взимания и какая ответственность предусмотрена за его нарушение
Статьей 16317 КУоАП предусмотрена административная ответственность. Протоколы об админправонарушениях в случае невыполнения плательщиком турсбора обязательства по уплате турсбора вправе составлять уполномоченные органы Нацполиции; в случае нарушения налоговым агентом, лицом, осуществляющим временное...
Лучшие материалы