Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какая предусмотрена ответственность в случае ошибочного определения показателей в декларации по НДС

Разъяснение
15.05.2025

Наступает ли ответственность при неверном определении показателей при заполнении граф 4 и 5 таблицы 1 приложения 2 к налоговой декларации по НДС?

Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость утвержден приказом Минфина от 28.01.2016 № 21 (далее – Порядок № 21)

В составе налоговой декларации по НДС (далее – декларация) подаются предусмотренные Порядком № 21 приложения (п. 9 разд. ІІІ Порядка № 21).

Приложения прилагаются к декларациям при наличии событий, подлежащих отражению в таких приложениях (п. 11 разд. ІІІ Порядка № 21).

При заполнении строк 19, 20.1, 20.2 и 21 декларации обязательно представление к ней приложения 2 «Расчет суммы бюджетного возмещения и суммы отрицательного значения, которая засчитывается в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода (Д2)» (пп. 2, 4 та 5 п. 5 разд. V Порядка № 21).

Приложение 2 содержит 4 таблицы. В таблице 1 приложения 2 расшифровывается вся сумма отрицательного значения, декларируемая в строке 19 декларации, в том числе остатки сумм отрицательного значения, возникшие в предыдущих отчетных (налоговых) периодах.

При этом:

  • в графе 4 указывается индивидуальный налоговый номер или условный индивидуальный налоговый номер поставщика в зависимости от причины формирования отрицательного значения;
  • в графе 5 указывается период составления налоговой накладной, расчет корректировки количественных и стоимостных показателей, другого документа.

Налогоплательщик при заполнении таблицы 1 приложения 2 к декларации имеет право самостоятельно определять поставщиков, за счет которых возникла сумма отрицательного значения, и периоды возникновения таких сумм.

Пунктом 44.1 Налогового кодекса (далее – НК) определено, что для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности и других документов, информации, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым настоящего пункта.

Неверное указание в графах 4 и 5 таблицы 1 приложения 2 индивидуального налогового номера или условного индивидуального налогового номера поставщика и периода составления налоговой накладной свидетельствует о формировании показателей налоговой отчетности на основании данных, не подтвержденных документами налогового и бухгалтерского учета и соответственно неправомерного декларирования отрицательного значения налога.

В соответствии с п. 75.1 НК контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

В частности, камеральные и документальные проверки проводятся контролирующими органами в пределах их полномочий исключительно в случаях и порядке, установленных НК.

Пунктом 123.1 НК предусмотрено, что совершение налогоплательщиком деяний, обусловивших определение контролирующим органом суммы налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, уменьшение суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС налогоплательщика по основаниям, определых пп. 54.3.1, 54.3.2 (кроме случаев уменьшения суммы НДФЛ, задекларированной для возврата из бюджета в связи с использованием права на налоговую скидку), пп. 54.3.6 НК, влечет за собой наложение на налогоплательщика штрафа в размере 10 % суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, завышенной суммы бюджетного возмещения.

Деяния, предусмотренные п. 123.1 НК, совершенные умышленно, – влекут наложение штрафа в размере 25 % от суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, завышенной суммы бюджетного возмещения (п. 123.2 НК).

Деяния, предусмотренные п. 123.2 НК, совершенные повторно в течение 1 095 календарных дней, – влекут наложение штрафа в размере 50 % суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, завышенной суммы бюджетного возмещения (п. 123.3 НК).

Итак, при совершении налогоплательщиком деяний, обусловивших определение контролирующим органом суммы налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, уменьшения суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС наступает ответственность в виде штрафных санкций в размерах, предусмотренных ст. 123 НК.

ОИР, категория 101.24

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
30.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказ от 11.09.2025) С 27 сентября изменяются правила регистрации НН: разъяснения ГНС Изменения в бронировании: что предусмотрено в Программе деятельности КМУ Для ФЛП и самозанятых – нов...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
Новое
03.10.2025
Заполнение Отчета о КИК при осуществлении КИК операций с резидентами Украины
В графе 32 Отчета о КИК указывают все без исключения операции КИК, проведенные с нерезидентами – связанными лицами в отношении такой КИК. Такая информация отображается по каждой операции в отдельности без ее детализации. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Комментарий к Закону № 3706 (КИК) Н...
03.10.2025
Нужно ли с 1 октября ФЛП-единщику без наемных работников при продаже подакцизных товаров платить за себя ЕСВ в двойном размере
Уплата единого взноса за себя физлицами-предпринимателями (без наемных работников), ведущих хозяйственную деятельность по продаже подакцизных товаров, осуществляется с 1 октября 2025 года без изменений – в пределах от минимального страхового взноса до страхового взноса, исчисленного с максимал...
03.10.2025
Заполнение Отчета о КИК при осуществлении операций, не влияющих на финрезультат до налогообложения
Налоговым кодексом и Порядком заполнения Отчета о контролируемых иностранных компаниях, сокращенной формы Отчета и подачи в контролирующий орган не определены исключения относительно отражения операций в зависимости от финансового результата до налогообложения таких операций. Больше по теме: Коммен...
Лучшие материалы